Что такое камерный спектакль? / II Международный фестиваль камерных и моноспектаклей "Ludi"

Выпуск № 1-141/2011, Фестивали

Что такое камерный спектакль? / II Международный фестиваль камерных и моноспектаклей "Ludi"

В первой декаде июня на двух сценах Орловского театра «Свободное пространство» состоялся II Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «Ludi», в котором приняли участие артисты из России, Литвы, Молдовы, Башкирии, Беларуси, Израиля и Северной Осетии -Алании.

Как всегда, афиша распалась на жанровые блоки: высокую классику, не менее высокую мелодраму, весьма пафосные моносюжеты и «новую драму».

Именно «новая драма» оказалась жанром самым конфликтным.

Смирившись с ее наличием в театральном процессе, зрители, привыкшие к традиционному театру, и «новую драму» стараются сделать чем-то ординарным, стандартным, предпочитая воспринимать ее с комфортом. Однако «новая драма» по природе своей обязательно должна раздражать.

В Орле таким раздражителем стал спектакль московского Центра драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина «Класс Бенто Бончева» по пьесе Максима Курочкина в постановке Михаила Угарова.

Спектакль изящный, драматичный и остроумный, ироничный, как репортаж, чем-то напоминает антиутопию. Его герой, студент Бенто Бончев пытается в истории человечества обнаружить истоки, импульсы, природные смыслы того, что люди называют любовью.

Возникает впечатление, что персонажи живут в далеком будущем: об эпохе, когда людям были свойственны страсти, они рассуждают так же, как мы, нынешние, говорим о временах доисторических.

Наукообразные рассуждения героя пронизаны тонкой иронией, его упрямство в доказательстве отсутствия любви в реальной жизни людей он старается подтвердить некоей практикой, но, сам того не замечая, становится зависим от чужой любви: преданная ему студентка Санди, неотвязно за ним следуя и внимая каждому слову, самим своим существованием доказывает это.

Молодые артисты Игорь Стам и Александра Ребенок создают изящный, лиричный, многогранный, психологически пластичный дуэт, лидирует в котором Бенто, обаятельный в своей сосредоточенности и занудстве.

Другая, трагическая линия пьесы не менее существенна, хотя и в ней есть оттенок высокой иронии.

«Вечно влюбленные» Фрэнк и Эмма (Константин Гацалов и Арина Маракулина), изображающие неземную любовь «онлайн» в качестве героев телешоу, на самом деле от своей игры давно устали. Эмма и готова - перед самоубийством - в этом сознаться, записывая свои откровения на пленку. Фрэнк, в свою очередь, записав предсмертное интервью Эммы, уничтожает пленку и стреляется. Оба никому ничего не доказали, проиграв, по сути, реальную жизнь.

Острая смесь трагедии и скепсиса, наива и иронии, лирической вибрации и зоркости создает в спектакле особый психологический климат, тонко проработанный режиссером и актерами. Он отразил некую почти неведомую грань нынешней жизни, рассмотрев ее как-то сбоку и даже издали.

Другой коллектив из столицы - Театр.doc выступил на фестивале со спектаклем по пьесе Александра Молчанова «Убийца» в постановке молодого режиссера Михаила Егорова.

Идучи в театр с предубеждением увидеть очередную «чернушную» историю, внезапно оказываешься на спектакле, полном юмора, наивной нежности и какого-то радостного тепла.

Юные парень и девушка, вынужденные взять на себя роли если не киллеров, то вышибал чужого долга, по ходу этой «пьесы-путешествия» познают мир и самих себя. Происходит это в лирическом регистре, иногда даже с известной долей лукавства. Но обаяние и талант молодых актеров Сергея Друзьяка и Екатерины Клепциной в главных ролях помогают проникнуться к героям искренним сочувствием и порадоваться какому ни на есть хеппи-энду, несмотря на мешающую правде жизни напрасную слащавость истории.

Спектакль большого стиля - пьесу Мартина Макдонаха «Сиротливый Запад» - привез в Орел из Перми Театр «У Моста» под руководством Сергея Федотова.

Став первооткрывателем сценического мира Макдонаха на российской сцене, режиссер Федотов и его артисты «Сиротливый Запад» аранжировали как трагикомедию безысходности, как драму вульгарного сознания человеческих существ, лишенных реальной духовной жизни, ухитрившихся сохранить бесплодный и потому опасный инфантилизм в самые зрелые годы.

Братья Конноры, оставшись вместе после смерти отца, никак не могут найти разумный баланс в отношениях, подначивают и терзают друг друга. Психическая неразвитость обоих очевидна, полна парадоксального обаяния, но чревата тяжкими последствиями.

Дом, в котором недавно текла относительно нормальная жизнь (сценическое пространство подробно проработано режиссером), становится полем битвы двух тупых эгоистов. И даже смерть пастора, пытавшегося направить героев на путь истинный, увы, мало способствовала искомой гармонии, хотя оба очень старались стать лучше.

Интересен здесь именно дуэт братьев. Артисты Василий Скиданов и Владимир Ильин блестяще интонируют текст, вовсе не раскрашивая его банальной характерностью, а создавая смелый и парадоксальный психологический рисунок конфликта, в сути своей патологичного.

Большой классики в Орле было немного.

«Свой театр» из Вологды показал «Темные аллеи» Бунина.

Инсценировка Леонида Рудого в режиссуре Михаила Резцова обрела черты сумеречные, лишена была ожидаемого всеми поэтического дыхания и сокровенности высказывания. Напротив, опытный и популярный в фестивальных кругах артист Всеволод Чубенко выбрал для своего героя интонации жесткие, преднамеренно лишенные лирического «кровотока». Главный герой больше напоминал, пожалуй, булгаковского генерала Хлудова, у которого на душе немало смертных грехов. Так, стиснув зубы, персонаж и прожил свою сценическую жизнь.

Хозяева фестиваля показали «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина в режиссуре Геннадия Тростянецкого.

Два стилистически принципиально не связанных между собой фрагмента пушкинского поэтического цикла - «Каменный гость» и «Моцарт и Сальери» - так и остались «вещью в себе». Первая пьеса выглядела постмодернистским эскизом, в котором самой живой фигурой оказался Лепорелло в сочном исполнении Валерия Лагоши, сделавшего своего героя предтечей Аркашки Счастливцева.

«Моцарт и Сальери» был, по замыслу постановщика, разыгран площадными клоунами. Трагические мотивы потеряли устойчивость, но новых смыслов не обрели.

Высокой мелодраме на фестивале повезло больше.

Русская труппа Национального Молодежного театра Башкортостана показала в Орле давнюю пьесу Патрика Марбера «Близость» (авторское название «Шрам») в режиссуре Олега Липовецкого.

Время действия смещено в сегодня: герои освоили интернет и мобильные телефоны, существуют в урбанистической среде, обезличенной и унылой (художник Владимир Королев). Их психологические портреты решены прежде всего через пластику, кстати, весьма изощренную (хореография Андрея Яновского и Татьяны Поляковой). Молодые актеры Алина Мустафина, Полина Шабаева, Андрей Максимов и Асхат Накиев умело выявляют специфические черты нового поколения, новый градус чувств, новый уровень правды отношений, однако жаль, что сам текст несколько устарел.

Знаменитую пьесу Алексея Дударева «Вечер» Орловский муниципальный театр «Русский стиль» сыграл на своей крохотной сцене, позволив зрителям от всей души расчувствоваться, вникая в перипетии судеб трех одиноких стариков. Спектакль режиссера В.Симоненко и художника А.Назарова имел все признаки сугубо традиционного театра со всеми его «запрещенными» приемами - откровенным мелодраматизмом и специфическим пафосом.

«Наш театр» из Петербурга привез столь же культовую некогда пьесу А.Гельмана «Скамейка».

Артисты Дмитрий Лебедев и Юлия Молчанова, ведомые режиссером Львом Стукаловым, стараются решить универсальный сюжет свежими жанровыми красками, сами читают авторские апарты, ищут эксцентрику, остроту, лукавую игру характерами и обстоятельствами, многое открывая в героях заново.

Республиканский академический Русский театр им. Е.Вахтангова из Владикавказа привез в Орел пьесу Леонарда Герша «Эти свободные бабочки».

Режиссер Валерий Попов и художник Светлана Володина решили историю слепого юноши, стойко переносящего превратности жизни, в жанре лирической комедии. Спектакль получился корректным и бесхитростным. Обаяние этого зрелища определяется все же спецификой мелодрамы, где «плохой конец заранее отброшен».

Артисты старались не потерять ни единой жанровой интонации.

Публика, вышколенная нынешним телевидением, доверившись мелодраматической гамме сюжета, несомненно, получила свое удовольствие.

Основной ценностью фестиваля 2011 года стали все-таки моноспектакли. Уровень их был, разумеется, разным, но все они объединялись пафосом индивидуального высказывания.

Камерный театр из Каунаса показал монопьесу «Коба» (автор Эдвард Радзинский, режиссер Станиславас Рубиновас) - монолог старого человека по имени Фудзи, одного из друзей вождя, долгие годы делившего с ним невзгоды и радости судьбы.

Самое интересное в пьесе и игре артиста Александраса Рубиноваса - психологический портрет раба, упоенного собственным рабством.

Артист Гоуард Рипп привез из Тель-Авива моноспектакль по текстам Исаака Башевиса Зингера «Гимпель дурак», непритязательную, пронизанную грустной лирикой историю про человека, готового безропотно принять удары судьбы. Но в этом нет ни рабства, ни мазохизма, а есть стойкость и мудрость.

Моноспектакль москвички Ирины Евдокимовой «Никто» создан по повести Нины Берберовой «Аккомпаниаторша» и повествует о снедаемой завистью женщине, волею судьбы сблизившейся с выдающейся личностью.

Актриса смело и беспощадно портретирует неординарный тип женщины истеричной, завистливой, способной на подлость во имя «идеи», которую сама себе внушила.

Ирина Евдокимова свободно владеет сценой, безупречно поет оперные арии высшей сложности, играет на рояле - все ради эффектного зрелища, в котором театра как такового оказывается несколько больше, чем литературы...

Литовская актриса Бируте Мар свой спектакль по роману Маргерит Дюрас «Любовник» играет с той холодной смелостью интимного высказывания, которая доступна только отчаявшимся женщинам.

История любви 15-летней француженки и 30-летнего богатого китайца, сопровождаемая всеми сложностями колониального быта, несет все признаки шоковой литературы с ее остротой и «необратимой» точностью оценок.

Бируте Мар находит изысканную интонацию прерывистого, почти навязчивого воспоминания, за витками которого зрители следят неотрывно, искренне героине сочувствуя.

Киевский театр «Свободная сцена» предложил вниманию зрителей по существу новое понимание судьбы выдающегося писателя Александра Грина, показав на фестивале спектакль «Крысолов» в режиссерском решении Дмитрия Богомазова.

Моноспектакль замечательного артиста Александра Форманчука поразил свежестью приема, активностью художественного жеста, обилием сценических красок.

Сама интонация повествования, трагедийная, горестная, беспощадная, завораживает.

Жесткое экспрессионистическое зрелище, сочетающее актерское вдохновенное следование потоку сознания смертельно больного писателя с сиюминутными импровизациями художника, заполняющего столь же неотвязными образами белое поле экрана (видеографика Александра Чаморсова), поражает полнотой образного строя, воспринимается как откровение.

Наконец, Русский драматический театр им. А.П.Чехова из Кишинева делегировал на фестиваль артиста Юрия Андрющенко со спектаклем по пьесе Ольги Гаврилюк «Александр Вертинский. Бал Господень».

Известная постановка, давно кочующая по фестивалям, в Орле имела успех, даже получила «Гран-При». Однако показ шел довольно трудно.

На сей раз не угадали площадку: вместо обычного зала, «загнали» артиста и его пианистку на крохотную и душную малую сцену (года четыре назад довелось видеть эту работу в зале на 400 мест, где она прошла нормально и успех имела не меньший).

Автор спектакля - известный театральный деятель Молдовы Сильвиу Сильвиан-Фусу. Музыкальную редакцию и аранжировку создал Владимир Сильвинский. За роялем пианистка Ирина Тесеоглу.

Юрий Андрющенко, особенно не стараясь походить на Александра Вертинского (он даже поет, не грассируя), тем не менее, в каком-то ракурсе становится схож с ним, сосредоточившись на характере и судьбе великого артиста. Его безупречный вкус, изумительная стильность, благородство и сила духа - все, что помогло сохранить талант, интерес к жизни и достоинство, стало смыслом и содержанием этого изысканно простого и незабываемого спектакля.

А вопрос о том, что такое камерный спектакль, остался открытым. До следующего фестиваля.

Фото предоставлены театром «Свободное пространство»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.