Команда молодости / Тюменский фестиваль "Театральная революция 2011"

Выпуск № 1-141/2011, Фестивали

Команда молодости / Тюменский фестиваль "Театральная революция 2011"

«Командой молодости» делался и фестиваль «Театральная революция - 2011» в Тюмени. Революция - дело, на мой взгляд, малоприятное, а фестиваль получился. Тоже ощущалась отличная подготовка, заинтересованность города, всевозможные площадки, полные залы на спектаклях и сопутствующих мероприятиях вплоть до обсуждений. Открывался он мощным хореографическим спектаклем Театра танца «Академия» (Тюмень) «Шаламов. Эскизы». Сделано профессионально. Чувствуется, что постановщика Наталью Шурганову тема волновала. И фантазии ей не занимать. Если хореография отлично отрепетирована, но не слишком изобретательна, то постановочных интересных идей довольно много. Иногда обилие шаламовской скорби хотелось хоть немного разбавить Юзом Алешковским. Сочетание классической музыки (Шопен, Паганини), еврейских скорбных мотивов, «Аквариума» с обилием песен неизвестной мне до того исполнительницы. Разные звуки: скрип снега, разбитое фоно, скрипка, почему-то немецкие окрики. Заключенные в шинелях на голое тело, а когда разденутся - такие красивые, гладкие, ровные, чистые, холеные - это не в укор, а наоборот. Это же, по замыслу, мечты, а не реальность. Часто повторяется мизансцена, которую я назвала бы «Бурлаки», и часто воздеваются к небу руки. «Лаокоон» тоже присутствует. Здорово придуманный образ «люди-тачки». Ушанка, как символ чего-то, или переходящее знамя. В этой странной, вымышленной зоне  много любовных дуэтов, да и вообще женщин - впору «Крутой маршрут» подключать. Прошу простить неуместную иронию - юмора все же недоставало.

Тюменский театр «Буриме» в постановке «Эмигрантов» Мрожека не был революционен. Ну, сидим на сцене - не впервой. Вроде бы хотели сыграть трагикомедию, а скатывались все время (или переходили) в натурализм. Персонажи без текста - Человек от театра и Человек с саксофоном - местами бывали интересней героев. Был задан неверный темпоритм, действие повисало, внимание уходило. Паузы не «держались», а были пусты. Переводчик не указан, но в любом языке нельзя «пойти в писсуар», в туалет можно. А главное - совершенно непонятно, что именно тронуло создателей в этой пьесе? Почему и зачем?

«Урал-батыр» театра-студии «Птицы» из Уфы был, по замыслу, чистой этнографией. Жанр заявлен как «отрывок из космогонической мистерии Айдара Хусаинова». Для краткости можно, наверное, сказать - эпос. С самого начала наступила полная дезориентация зрителя. Кто, где, куда, зачем и почему сразу же стало неведомо навсегда. У героя было множество имен - Батыр, Урал, Егет, как-то еще, и это только у него одного. Остальных имен и названий было множество - кто или что это были, не узнать. Чего герой хотел достичь и с помощью кого или чего выяснить, так и не представилось возможным. Сложная штука космогония. Вряд ли на это было рассчитано, но хохот в зале стоял гомерический. Защитная реакция на абсолютное непонимание. Ведь именно из серьеза исполнительского и постановочного родился такой дивный смеховой эффект. Из хохота родилась благодарная симпатия к спектаклю. Пусть многое в космогонической мистерии для зрителя осталось тайной, зато повеселились от души. Тоже результат.

В «Сне смешного человека» по Достоевскому Творческой группы ИППСТ (Ижевск) тоже не все было понятно, но уж и не до смеха точно. Жалко было группу людей, полностью обмазанных глиной, а потом еще и обвалянных в перьях на протяжении всего спектакля. Кому-то спектакль понравился. Скажу по его поводу только, что, как мне кажется, зрителя надо сначала любить, затем уважать, затем просвещать, а уж затем только воспитывать. Вот в такой последовательности.

Спектакль «Серебряные стрелы» театра «Отдыхай» из Ханты-Мансийска заявлен как эстрадный. Таковым и является на радость публике. Самодельная пьеса по мотивам «Провинциальных анекдотов» Вампилова и немного чего-то западного, вроде Ремарка. Вероятно, так сегодня писали бы Рацер и Константинов. Комедия положений. Водевиль. Нафталин. Косноязычно. Поверхностно. Нервирующий набор фраз - все время ждешь, что они закончатся. Очевидно, что главный герой, он же автор пьесы, он же руководитель театра - Александр Фельдман - человек очень одаренный (актерски, во всяком случае). Нормальной реализации такой одаренности мешает завидная уверенность в собственной правоте и непогрешимости. Уверенность - вещь хорошая, но и сомнения бывают на пользу.

Театр «Карман» из Кемерова спектаклем «Сны» наконец-то явил светлую ноту. Все просто - героине снятся сны. Режиссер Юлия Лунева решила пластический спектакль отчасти в жанре театра «Латерна магика». Экранный видеоряд здесь очень важен и хорош. Сменяющие друг друга эпизоды-сны несут радость, любовь, интерес к жизни, надежду. Интересных приемов и придумок много, но слегка хромает качество исполнения. Проблема любительских театров в малом количестве репетиций. Форма отлита качественно и надежно - надо только немножко еще поработать над воплощением.

Как не снять шляпу перед учебным театром ТГАКИСТ, замахнувшимся на Вильяма нашего на Шекспира? Да еще на «Ричарда II». Смотрела внимательно, без шляпы. Экспрессивно? Да. Поэтично? Отчасти. Убедительно? Не особенно. Не думаю, что подобную пьесу можно внятно сыграть за 45 минут. Все-таки не школьный урок, а история не самая простая. Сначала рассказ. Потом танцевальная преамбула. Помылись настоящей водой, белые рубашки надели. Не знают, что делать с руками: или много машут, или - в карманы. Странные жесты в данной истории - трясение кистями. Общаются только с залом, между собой никак. Женские персонажи, олицетворяющие, видимо, народ (или свиту? или вообще Англию-матушку?), принимают то позы с египетских фресок, то изображают некоторым образом греческий танец сиртаки. И что нам до этих проблем? Почему так важно - как может подданный судить монарха? Из чего следует, что «начнется смута»? Хотя при нас по Белому дому стреляли. Не надо было? Кто как считает, если вообще задумывается. А тут как понять эту островную логику? Не успели прожить, объяснить и хоть сколько-нибудь измениться в результате стремительной цепи злодейств. Может быть, хоть еще один урок не пожалеть?

Трагикомедия «Последний оплот» Молодежного театра «KAZUS» (Москва), на мой взгляд, казусом и был. Казус конкретно авторский. Автор пьесы - С.Н.Пронин, режиссер - С.Жуков. Сценическая редакция - С.Пронин, П.Пронин, С.Жуков. Продюсер - П.Пронин. В ролях - С.Пронин, П.Пронин. Администратор - П.Пронин. В создании казуса принимало участие еще несколько человек, но Пронины явно перевешивали. Под музыку из «Бумбараша» в комнате общаются мужчины. Из их обращений друг к другу (ротмистр, поручик, адъютант) мы невольно делаем вывод, что речь идет о белой армии. И речь идет о последней крымской эмиграции. И все они идиоты. Говорят в стиле домашнего задания - импровизация на заданную тему. Просветительское резонерство. Как нам обустроить Россию. Уморительные шутки типа: «Мы своих не выдаем» - о деньгах. Пришел еврей с акцентом и соответствующим до невозможности текстом. Пришли абсолютно слабоумные дамы, а одеты вроде прилично. С появлением люмпена абсурд расцветает, но смысла и интереса не прибавляется. Что ж такое? Способные, вроде, артисты. Почему они решили заняться драматургией да еще на эту тему? Смутно мерещится основная мысль, что одних идиотов сменили другие, а за ними придут третьи. Квадратные, геометрические или даже арифметические мизансцены, хлопотанье лицами, смысловые штампы. Где траги и где комедия? Просто казус.

Спектакль Студии-театра «Манекен» (Челябинск) «ЛБВЬ» посвящался всем актрисам-мамам. И жанр его был определен как «субъективный разбор гласных и согласных», уж и не знаю почему. Чтобы оправдать странное название, очевидно. А был он про любовь. И сделан был умно и изящно. Звучала песня Земфиры, удачно использовался экран. Он был какой-то очень авторский (Наталья Широкова), очень личный, очень доверительный. Встретила, полюбила, забеременела, бросил. Надо жить. Надо родить. И самой заново родиться. Просто, примитивно даже. Но, когда через призму творческой личности, то - единственная неповторимая история. Притчево-сказочная и пугающе-реальная. На таких спектаклях особенно чувствуется, что любительский театр - от слова «любить».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.