О кукольных скелетах и семейном счастье / Ирина Байрамова (Оренбург)
Выпуск № 1-141/2011, Лица
- Так сложилось, что именно об этом получился разговор с актрисой Оренбургского муниципального театра кукол «Пьеро» Ириной БАЙРАМОВОЙ после ее бенефисного спектакля.
- Начало творческого пути было у Ирины Анатольевны вполне традиционное - за компанию с подружкой пошла в театр, потом настойчиво поступала в театральный институт, мечтая, конечно, стать актрисой, настоящей, драматической. Но на вступительных экзаменах в ЛГИТМиК (ныне Санкт-Петербургская академия театрального искусства) посоветовали поступать на факультет театра кукол.
- - Что театр кукол существует, я, конечно, знала, но не думала, что актеры специально учатся, чтобы там работать. Первые два года мы учились так же, как и будущие актеры театра драмы. Кукол нам дали на третьем курсе, и было не только трудно начинать работать с ними, что естественно, но и ощущение было неприятное, будто в руках у тебя непонятное голое существо. По сути - это был просто скелет куклы, основа, с которой мы учились обращаться. Потом, уже в первых студенческих спектаклях, у этих кукол появлялись лица и образы, созданные художником. И тут были новые сюрпризы - нафантазировать образ куклы можно было какой угодно, но когда начиналась работа, оказывалось, что не всегда ее возможности соответствовали нашим придумкам.
- Постепенно к актрисе приходили и понимание профессии, и навыки работы. С годами изменялось, правда, отношение ко всему происходящему вокруг, к театру, казавшемуся изначально только волшебным миром.
- - Были такие наивные детские мечты о встрече со зрителем, об интересной закулисной жизни, ролях, в общем, было все то, что толкает многих к поступлению в театральные вузы. Только потом понимаешь, что ты не просто сам создаешь сказку, а еще и ответствен за то, что создал, - попробуй-ка научи добру или дружбе, это непростой и тонкий труд.
-
- Окончание института было праздником уже семейным, поскольку к концу учебы создалась семья Антоновых-Байрамовых. И молодые дипломированные актеры отправились в Оренбург.
- - Можно было остаться и в ленинградском «Театре Сказки», но там большая труппа, а значит, ролей можно было бы ждать очень долго. В Душанбе нас с мужем тоже приглашали, обещая и квартиру, и звания в самое ближайшее время. Но распределили нас в закрытый город, куда мы, правда, так и не доехали. Готовя дипломный спектакль, познакомились с Александром Яриловым. Он и предложил потом ехать в Оренбург.
- Возможность и работать, и получить квартиру была очень заманчивой! Нам же как молодой семье хотелось жить самостоятельно, отдельно от родителей... Но устраиваться на новом месте было непросто, и первое время возникало желание уехать обратно, в родной Питер. Когда уже серьезно стали подумывать о возвращении, Ярилов поделился планами о создании своего театра. Режиссер-вдохновитель, верный ему и театру художник и три молодых, жаждущих работать актера - что еще для этого было нужно?.. Оказалось, что очень многое, но мы все это переживали вместе, и так появлялся наш «Пьеро».
- Появилась новая работа, но за востребованность и занятость пришлось отчасти заплатить временем, отнятым у семьи.
- - Между домом и театром я никогда не разрывалась, а постепенно научилась и совмещать их, а когда родилась вторая дочь, дом плавно перешел в театр, здесь дети и росли. Зато старшая, Станислава, в детском саду всегда выручала воспитательницу: та сажала ее на стул перед всей группой и дочь рассказывала сказки, которые видела в нашем театре. А младшая, Аня, мне сейчас перед спектаклями помогает текст повторять. Со Стасей я много занималась, читала и думала, что она сможет что-то из своих знаний передать и младшей сестре. Но, в конце концов, поняла, что ребенком нужно заниматься в первую очередь родителям, уделять как можно больше времени своему чаду. Вот когда у меня будут внуки, я уже знаю, как их воспитывать.
- Театральной мамой Ирина Анатольевна стала и для всех молодых актеров-пьерошников, которым она помогает осваивать профессию.
- Вместе с молодыми приходят и новые идеи. Так появился проект «Домашний театр» - спектакли для самых маленьких зрителей, которым едва исполнилось два-три года. Этим малышам еще только предстоит познакомиться с Золушкой или Емелей, а вот про глупого маленького Мышонка они наверняка уже все знают. Вот и выбрали в театре именно это стихотворение Самуила Маршака для постановки.
- - Вместе с нашей актрисой Татьяной Глуховой мы начали экспериментировать. Мне-то проще сыграть, чем поставить, а она постоянно выдает новые идеи и, как вечный двигатель, не дает останавливаться - придумываем образы, репетируем, шьем костюмы. Одна сказка уже идет у нас в театре, работаем над второй.
- Актрисе исполнилось всего пятьдесят, казалось бы, для кукольницы это совсем не страшно. Но возраст, увы, создает проблемы и в этой профессии.
- - Нас учили больше работать за ширмой, чтобы видна была игра куклы, а не актера. Сегодня театр сильно изменился, мы чаще открыты перед зрителем, а значит, что уже не каждому подойдет роль Принцессы или Дюймовочки.
- Но этот театр так устроен, что важен здесь все-таки больше голос, которым заговорит кукла. И профессионально владеющий голосом актер наверняка не останется без интересной работы. У Ирины Байрамовой ее несомненно впереди еще немало.
- День рождения - это праздник, а не только повод вспомнить, что сделано, и помечтать о будущем. В театре с юбилеем актрису поздравляли маленькие зрители, пришедшие на бенефисный спектакль «Лягушиный король», коллеги и друзья и, конечно, весь коллектив родного театра, придумавший душевный и шутливый праздничный капустник.
- Фото автора
Отправить комментарий