Расширение пространства борьбы / Режиссерская лаборатория "EXPERIMENT 123" (Прокопьевск)

Выпуск № 1-141/2011, Мастерская

Расширение пространства борьбы / Режиссерская лаборатория "EXPERIMENT 123" (Прокопьевск)
В мае в Прокопьевском театре им. Ленинского Комсомола в рамках проекта «Год современной драматургии» прошла режиссерская лаборатория «EXPERIMENT 123», организованная Евгением Мироновым и «Театром Наций», куратор Олег Лоевский. В рамках проекта педагоги из Москвы ежедневно проводили для артистов тренинги по сценическому движению и сценической речи. Кроме прокопьевцев, в лаборатории приняли участие артисты Новокузнецкого драматического театра и Кемеровского областного театра драмы им. А.В.Луначарского.
Параллельно с занятиями приглашенные молодые режиссеры вместе с прокопьевскими артистами готовили эскизные постановки выбранных администрацией театра пьес.
В результате в течение трех дней Анна Потапова мучилась над вопросом «Малых денег» Сирку Пелтолы, Павел Зобнин занимался реконструкцией «Развалин» Юрия Клавдиева, а Вера Попова проникала в суть религиозного сознания вместе с «Язычниками» Анны Яблонской.
Основное внимание было сосредоточено на проблеме преодоления барьера между современным театром и зрителем. Для Прокопьевска - это действительно болевая точка. В Кемерово и в Новокузнецке зритель есть: старшее поколение исправно посещает классические постановки, есть даже почетные зрители и заслуженные театралы. Вопрос с молодежью. В Прокопьевске нет никого: ни молодых, ни старых. Залы вызывающе, вопиюще пусты. По условиям лаборатории, вход на просмотры был бесплатным с условием заблаговременной регистрации участника в группе театра в социальной сети. В итоге желающих набралось столько, что оба дня едва-едва хватало мест. Но вернемся к эскизам.
«Расширение Пространства Борьбы» - подобное название опуса французского нонконформиста Мишеля Уэльбека как нельзя лучше подходит к работам лаборатории.
Все три эскиза, несмотря на очевидную разность драматургического материала и режиссерской манеры, получились на редкость оригинальными, интересными и цельными. Отличительной чертой представленных «спектаклей» можно назвать попытку постановщиков максимально освоить пространство театра, а где-то - перестроить, перекроить «под себя» и преодолеть его. К примеру, Анна Потапова, которой выпал не самый удачный - плоский «белый» - зал, постаралась максимально раздробить его на ряд подпространств: дом Ясона, парк, бар, набережная, - наполняя каждое из них разнопротекающим по времени действием. При этом полностью соблюдая идею вертикали «ноги - земля» - «голова - небеса», перенося финальную сцену на возвышающийся над зрителем парапет. Павел Зобнин разобрал партер большого зала, убрал зрительские кресла и перенес туда место действия пьесы Клавдиева. Несколько иным путем пошла Вера Попова. В эскизе «Язычники» она, поменяв местами зрительскую и сценическую части - зрители, таким образом, расположились на сцене, а артисты играли, жонглируя стульями и отчаянно маневрируя меж оных, - вовсе преодолевает пространство театра, выходит за его пределы: в одном из эпизодов героиня буквально шагает в окно. Работа Поповой, несмотря на ее подчеркнутую «сыроватость» - первую часть спектакля артисты проигрывают, затем, после извинений режиссера, читают с листа, - оказалась самой цельной. Переход от одного типа существования к другому произошел органично, зритель как будто ничего и не заметил, как будто ничего не произошло, а, меж тем, изменилось все. И эти изменения работают на текст, соответствуют ему: главное событие пьесы случилось, героиня приняла решение и осуществила его, теперь дело за окружающими. Органика, вообще, сильная часть эскиза Поповой. Иначе как еще прокомментировать начальный эпизод, когда герой Георгия Болонева окатывает из ведра главную героиню, при этом невольно обливая всех, кто сидел в «первом ряду», включая директора, главного режиссера и приглашенных критиков, а те при этом радостно хлопают в ладоши?! Вера Попова, возможно, сама того не замечая, единственная сумела, выходя из театра, выйти к зрителю, подойти к нему вплотную. Видимо, поэтому именно последняя работа более всего и тронула всех пришедших на показ. На обсуждении главный режиссер Прокопьевской драмы Марат Гацалов клятвенно заверил: этот спектакль обязательно войдет в репертуар театра, и следующая лаборатория точно будет совместным проектом трех театров. Подтвердила его слова и директор театра Людмила Купцова.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.