Явление в своей жизни / Григорий Цинман (Саратов)

Выпуск № 1-141/2011, Вспоминая

Явление в своей жизни / Григорий Цинман (Саратов)
Весной на Малой сцене Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П.Киселева состоялся сотый, юбилейный показ спектакля «Очень простая история» по притче современного драматурга Марии Ладо. В сотый раз смущенные и ошарашенные зрители выходили из зрительного зала, неловко пряча от соседей свои слезы. Настолько эмоционально сильной оказывалась для них эта самая простая история. Но праздником юбилей этой постановки назвать сложно. Конечно, успех спектакля бесспорен, билетов в день показа традиционно достать невозможно, но одно место в зале опустело навсегда - это место режиссера, народного артиста РФ Григория Семеновича Цинмана, ушедшего из жизни в 2009 году. Летом, 30 июля 2011 года, театр отметил еще один непраздничный юбилей без юбиляра, в этот день Г.С.Цинману исполнилось бы 60 лет.
Блестящий артист, которому легко давались сложные, неоднозначные роли, за годы работы в Саратовском ТЮЗе сыграл огромное количество героев, мужей, юношей и злодеев. Кому-то из зрителей запомнился его Тригорин в «Чайке» А.П.Чехова, кому-то Сальери в «Маленьких трагедиях» А.С.Пушкина, другим - Директор в спектакле «Деревья умирают стоя» А.Касоны, а кому-то Карабас-Барабас в «Золотом ключике» А.Н.Толстого или Глостер в «Короле Лире» Шекспира, или Туранжо в «Соборе Парижской Богоматери» В.Гюго... У каждого саратовского театрала наберется с десяток любимых ролей Григория Семеновича в спектаклях, которые ходили и пересматривали по нескольку раз. Критики непременно вспомнят и сложную психологическую разработку и художественную отточенность его игры в знаменитом киселевском спектакле «Вечный муж» по Ф.М.Достоевскому в роли Вельчанинова. Этот спектакль запомнился не только саратовцам, он побывал на Международном фестивале в городе Бургасе в Болгарии, на Международном театральном фестивале «Русская классика. Лобня 2004» и в российской столице на I Всероссийском театральном фестивале «ПостЕфремовское пространство». Как у всякого успешного артиста, у Цинмана были преданные поклонники, не пропускавшие ни одной премьеры, узнававшие на улицах и подходившие не за автографом, а чтобы сказать слова благодарности за те счастливые часы, что были проведены в театре.
Карьера Цинмана-режиссера была яркой и стремительной. Первый свой спектакль - дерзкую и романтичную «Вестсайдскую историю» Л.Бернстайна и А.Лорентса - он выпустил в 2000 году. Спектакль заметили сразу, он стал лауреатом II Саратовского театрального фестиваля «Золотой Арлекин» в номинации «Дебют». После премьеры «Вестсайдской истории» в интервью одной из газет на вопрос о том, какой спектакль хотелось бы поставить теперь, Григорий Семенович ответил, что такой, чтобы зритель, поглощенный эмоциями, смеялся, плакал, ощущал трагедию происходящего и долго вспоминал увиденное. Такой спектакль, по мнению тогда еще начинающего режиссера, должен стать для зрителя «явлением в своей жизни».
И он поставит именно такой спектакль спустя четыре года. Но сначала, отдавая дань традициям детского, киселевского театра, в 2002 году Г.С.Цинман выпустит сказку «Похищение луковиц» М.-К. Машаду, на нее с удовольствием будут ходить саратовцы, юные и постарше.
В 2004 году, одновременно с присвоением звания «Народный артист России», Г.С.Цинман как режиссер ставит, пожалуй, главный свой спектакль, то самое Явление, которое так хотелось осуществить - «Очень простую историю» по пьесе М.Ладо. В режиссуре, по признанию самого Григория Семеновича, его привлекала позиция лидера, организатора, интеллектуального центра спектакля. «Очень простая история» смотрится и играется на одном дыхании, и большая заслуга в том лежит на подборе артистов, а значит и на умении режиссера выстроить слаженный актерский ансамбль. Через год после премьеры, на III Международном театральном форуме «Золотой Витязь», который проходил в столице Белоруссии Минске, жюри отметило яркую и запоминающуюся игру саратовских артистов специальным дипломом. Подоспевший к этому же времени III Саратовский областной театральный фестиваль «Золотой Арлекин», когда-то отметивший дебютную работу Цинмана-режиссера, присудил «Очень простой истории» награды уже в шести номинациях.
Профессиональная уверенность и открытость экспериментам и необычным решениям ярко показала себя в выпущенном за год до смерти спектакле Г.С.Цинмана «Много шума из ничего» Шекспира. Классический текст был заново переведен и раскрашен новыми оттенками смысла, отличную «сыгранность» показало трио режиссера и двух художников (сценография - Михаил Гаврюшов, художник по костюмам - Николай Горобец). Неожиданно важными стали именно характеры персонажей, вырывающиеся из своей собственной «классичности».
Последние два года перед смертью Григорий Семенович работал главным режиссером театра, хотя по театральным рамкам поставить успел совсем немного. И планы на будущее были грандиозные, ставить собирался «Соловья» Г.Х.Андерсена: как «Похищение луковиц» - детскую сказку, как «Очень простая история» - притчу, как «Вестсайдская история» - театральный эксперимент, как «Много шума из ничего» - яркое и красочное действо. Работа над спектаклем уже началась, когда вмешалась трагическая болезнь. Сейчас остается только гадать, каким сильным и интересным получился бы этот спектакль и те, что непременно последовали бы за ним.
Блестящий артист и талантливый режиссер, живший и дышавший только театром, тонкий интеллектуал и глубоко чувствующий человек - таким вспоминают Григория Семеновича. Для многих тюзовских зрителей он, его роли, его спектакли стали тем самым Явлением в жизни, которое не уходит и еще долго вспоминается после закрытия занавеса. И по-особенному значимыми и важными становятся традиционные слова, произносимые коллегами, друзьями и зрителями в день этого грустного Юбилея: «Вечная светлая память Вам, Григорий Семенович!»
Фото предоставлены ТЮЗом Киселева

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.