Свежий выпуск

Слово редактора

Дорогие друзья!

Если в прошлом номере мы поздравляли всех с наступающим Новым годом, вполне логично поздравить еще раз - с уже вступившим в свои права. Завершились горячие недели каникул, напряженно работавшие в предпраздничные и послепраздничные дни на спектаклях и ёлках артисты получили короткую передышку, и снова жизнь покатилась по привычным рельсам...

Репетиции, спектакли, съемки, интервью, будни работников цехов, готовящих все необходимое для премьер, которые вскоре будут радовать или не очень радовать зрителей. Но ведь у каждого театра остается надежда, что залы заполнятся, а зрители непременно вознаградят аплодисментами показанное. Это не только естественно, но и правильно, потому что те, кто любит и ценит свою аудиторию, работает для нее. Иначе - нельзя! Таков один из неотменимых законов Театра. И когда всё сходится - рождается чудо.

Без веры в него мало что случается...

Год начался не лучшим образом не только для нашего братства, но и для преобладающей части общества в целом: обилие скорбных вестей в январском номере - тому свидетельство, как и воспоминания о тех, кто ушел не слишком давно, но продолжает жить в нашей благодарной памяти... Сохранить ее, сберечь для следующих поколений - долг, которому мы обязаны оставаться верными. И мы стараемся, чтобы вы, наши читатели разного возраста, не забывали о выдающихся мастерах.

Но помним и о том, что еще не наступил год Зеленого Деревянного Дракона, на сказочную силу которого мы тоже надеемся - ведь все мы хоть немного, но суеверны. Как говорил чеховский полковник Вершинин: «С предрассудками...». И они помогают порой, когда узнаем от наших авторов об удачных, высоко оцененных критиками и зрителями, премьерах всех жанров, о фестивалях; когда отмечаем юбилеи и узнаем из постоянной рубрики «Лица» о новых или неизвестных нам в силу географических расстояний именах. Если вдуматься, это - обыкновенное чудо нашей реальности для всех, кто не замыкается в привычном, знакомом мире.

Именно поэтому мы собирали наш номер с надеждой на ваш интерес к неизвестным вам, быть может, театрам, людям, событиям. И - кто знает? - именно на наших страницах повстречаете рассказ о нынешней жизни и творчестве давно потерянных вами людей или просто заинтересуетесь описанными нашими авторами спектаклями.

Мы по-прежнему с вами, друзья!

Ваша Наталья Старосельская   

 

Читать номер в PDF 

Новости

11 февраля

 От всей души поздравляем с юбилеем художественного руководителя Московского драматического театра "Сфера" Александра КОРШУНОВА!

...Александру Викторовичу исполнилось 70 лет. Но по-прежнему не растрачена его энергия, сохранились черты мальчишества в немного смущенной улыбке, немногословности, в страстном увлечении своим делом: артист труппы Малого театра, педагог Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина, артист и главный режиссер театра «Сфера» после ухода из жизни Екатерины Ильиничны Еланской - во всех этих ипостасях он остается самим собой и ему во многом помогает живая, трепетная, далеко не каждым так остро ощущаемая память о самых близких, которые остаются для него живыми соучастниками его творческой и человеческой жизни.    

 

18 января

17 января ушел из жизни известный российский театральный критик, историк театра, драматург, один из опытнейших редакторов Валерий Оскарович СЕМЕНОВСКИЙ. Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат престижных премий имени Александра Кугеля и «Театральный роман», Валерий Семеновский в разные годы был сначала сотрудником, затем главным редактором журнала «Театр», возглавлял издательство «Союзтеатр», журнал «Разгуляй», а в 90-х годах создал с критиком, своей женой Александрой Заславской журнал «Московский наблюдатель», который с первого же номера вызвал глубокий интерес не только театральных людей, но и широкого круга зрителей, любителей театра. На страницах этого востребованного журнала публиковались статьи, рецензии, размышления лучших театральных историков и критиков. Он послужил удачным стартом для поколения тех, кто только вступал в профессию, и Валерий Семеновский, руководствуясь своим опытом и вкусом, далеко не всех благословлял на эту непростую дорогу.

Деятельность Валерия Оскаровича была многообразной: один из основателей Всероссийского объединения «Творческие мастерские», он энергично участвовал в его работе, позже заместителем художественного руководителя Центра имени Вc.Э. Мейерхольда, Валерия Фокина, затем заместителем художественного руководителя Московского театра «Эрмитаж» под руководством Михаила Левитина. Немало времени и сил требовала постоянная на протяжении нескольких десятилетий работа в фестивальных жюри и экспертных советах, где Валерий Семеновский каждый раз проявлял себя как острый полемист, порой достаточно жестко отстаивающий свои позиции. И судил он не по своим вкусовым пристрастиям, а исходя из необходимых для любого жанра требований подлинного театрального искусства. На протяжении нескольких лет Семеновский возглавлял издательства «Navona», высокий уровень книг которого был по достоинству оценен не только читателями, но и литературными, и театральными критиками.

А еще он писал пьесы, делал талантливые инсценировки известных произведений, которые до сегодняшнего дня интересуют театры страны и ставятся в некоторых с неизменным успехом. В одной из рецензий на сборник пьес Валерия Семеновского справедливо отмечалась их счастливая сценическая судьба, рассчитанность «на ту же самую любовь и страсть к литературе, которой наделен их автор». С большим успехом проходили в драматических и музыкальных театрах «Тварь» (по «Мелкому бесу» Ф. Сологуба), «Арто и его Двойник», «Любовь и смерть Зинаиды Райх», «Ловелас» (по «Бедным людям» Ф.М. Достоевского), «Возвращение в Одессу» (по «Золотому теленку» Ильфа и Петрова), «Беспечный гражданин», «Кошмарные сновидения Херсонской губернии» и другие.

В последние годы Валерий Оскарович тяжело болел, с трудом передвигался, но нередко его можно было видеть на премьерах московских театров, где он по-прежнему общался с коллегами, режиссерами, как всегда - верный своим пристрастиям и любви к делу всей жизни. И останется в памяти многих учителем и примером...

Приносим наши самые искренние соболезнования близким людям, друзьям и коллегам Валерия Оскаровича... 

11 января

Не стало советского и российского актёра и режиссёра театра и кино, театрального педагога, художественного руководителя Государственного академического Малого театра России Юрия Мефодьевича Соломина...
Редакция журнала "Страстной бульвар, 10" приносит свои самые искренние соболезнования близким людям, коллегам и всем тем, кто любил этого замечательного человека...    

 

 

27 ноября
Сегодня исполняется 60 лет Владимиру Машкову, известному и любимому артисту театра и кинематографа, режиссеру, сценаристу, продюсеру, народному артисту РФ, художественному руководителю Московского театра Олега Табакова.
Владимира Машкова можно с полным правом назвать одним из самых ярких представителей актерского и режиссерского мастерства своего поколения; его отметил и высоко оценил учитель – Олег Павлович Табаков, доверив юному артисту, только начинавшему свой путь, роль старика Абрама Шварца в спектакле Табакерки «Матросская тишина» А.Галича. И эта блистательная работа мгновенно выдвинула Машкова в ряд замеченных и полюбившихся зрителем, начавшим пристально следить за его творчеством. А Табаков представил на сцене МХТ им.А.П.Чехова первый спектакль режиссера Владимира Машкова с артистами Табакерки «Смертельный номер», который помнится зрителям до сих пор.
Владимир Машков стал настолько востребованным кинематографом, продолжая постоянно играть новые роли в Табакерке, что, пожалуй, с большим трудом можно сосчитать количество лент, в которых он снимался и которые поставил; спектаклей, ставших известными далеко за пределами столицы.
Нет смысла перечислять работы Владимира Машкова – они на памяти не только его горячих поклонников, но и у самого широкого круга кинозрителей «Ликвидации», «Идиота», «Сочинения ко Дню Победы», «Емельяна Пугачева», как и поставленных им «Сироты казанской», «Папы», «Вора» и других фильмов. Так же, как для театралов остаются роли Абрама Шварца, Городничего в «Ревизоре», сержанта Туми в «Билокси блюзе» и еще множество других… И как не вспомнить поставленные в МХТ «№ 13» или в «Сатириконе» «Трехгрошовую оперу», прочитанные по-своему, без каких бы то ни было заимствований из многочисленных постановок этих известных пьес на разных сценах…
Прекрасный юбилей энергичного, полного сил артиста, режиссера, человека!
Редакция журнала «Страстной бульвар, 10» 
12 сентября
От всего сердца поздравляем с юбилеем
Татьяну Васильевну ДОРОНИНУ!!!

"...Зритель стремился на набережную реки Фонтанки, чтобы своими глазами увидеть, что может любовь сотворить с человеком. И с мужчиной, и с женщиной. Любовь заменила Надежде Монаховой всё. Она вложила в нее мечту даже не о счастье, а о свободе, которую женщине может дать только сильный мужчина. Вложила и отчаяние незаурядной натуры, оказавшейся в окружении мужчин, не живущих, а доживающих. Через несколько лет БДТ привез «Варваров» на гастроли в Москву, овация не смолкала почти полчаса. «Когда Доронина вышла на сцену, - вспоминал Эдвард Радзинский, - по залу прошел ропот. Это была шаровая молния. Она была жестоко красива. В этой достаточно бытовой пьесе она играла не жену жалкого акцизного чиновника, а Венеру, которая почему-то сошла на землю и вышла замуж за это ничтожество». Магию актрисы Эдвард Станиславович заключил в простую с виду формулу: «Она - ненашенская, несущая иную красоту, иную сущность». Емко. Кратко. Но разве что-то проясняет? Нет. И не должно. Есть тайны, которые разгадывать не стоит..."
Виктория Пешкова для №1-261/2023 журнала "Страстной бульвар, 10". Читайте совсем скоро!