Новосибирск. "Дуэт" в театре "Старый дом"

Выпуск №4 - 114/2008, В России

Новосибирск. "Дуэт" в театре "Старый дом"

Свое 75-летие драматический театр «Старый дом» отметил 1 ноября, приурочив к празднику премьеру, причем всероссийскую: пьесу «Дуэт» популярного американского драматурга Отто Эскина впервые в нашей стране поставил польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси.

Конечно, это событие имеет огромное имиджевое значение для скромного театра, который возник некогда как колхозно-совхозный, знал трудности кочевого быта, взлеты, когда о нем говорил весь город, но чаще — периоды незаметного существования в тени более ярких и амбициозных новосибирских театров.

«Дуэт» рассказывает о мистической встрече умирающей Элеоноры Дузе и уже ушедшей из жизни Сары Бернар. В питсбургском театре больная Дузе готовится выйти на сцену, не зная, что это будет последний спектакль в ее жизни. К ней в гримерку является Сара Бернар. Легендарные соперницы ведут нескончаемый спор, выясняя отношения, по-прежнему ревнуя друг к другу публику и мужчин, рассказывая о своей жизни, признаваясь в своей любви к театру, который каждая понимает по-своему. Сара, воплощение блестящего стиля XIX века, и Элеонора, поборница новой сценической правды, от дуэли переходят к дуэту: ведь обе они, достигшие славы ценой невероятных жертв и страданий, посвятили всю свою жизнь театру, который, как его ни понимай, остается Театром и подарил им не только великие свершения, но и великое счастье.

Сару Бернер играет прима «Старого дома» Халида Иванова, актриса яркая, способная в равной степени к психологической глубине и гротеску. Она не красавица в общепринятом смысле, но в ее своеобразной, немного кукольной внешности — круглое белое лицо, большие распахнутые глаза — есть самоирония и отнюдь не кукольный ум, а профессионализм вполне позволяет сыграть и живую женщину, которой владели нешуточные страсти, и актрису, умевшую эти страсти укрощать на сцене, и «символ».

В сосредоточенно самоуглубленной красавице Вере Сергеевой — Элеоноре Дузе, несмотря на правильность черт стандартной героини, есть достоинство, тонкость, печать страдания.

Обе типажно подходят на роли своих героинь. Однако на премьере при всем внутреннем напряжении и значительности созданных характеров их отношения и образы показались скорее намеченными, чем прожитыми. Думаю, дело не только в довлеющей легендарности прототипов, но и в режиссуре: Занусси предложил актрисам путь психологического перевоплощения, слишком серьезного, не оставив зазора для иронии, требующей остранения, и для юмора, которые важны в пьесе. Режиссер-кинематографист, для которого важны темы религии и нравственности, акцентировал внимание на пафосных монологах, подчеркнув моменты мистических прозрений, но не на вязи непростых человеческих отношений, свойственных даже самым великим. В результате получился монтаж крупных планов, а не живая борьба самолюбий. Х. Иванова играла женщину, желавшую в жизни казаться легкой, а получилось легкомыслие, в какие-то моменты — легковесность. В. Сергеева слишком ушла в себя, интровертность ее героини заслонила сильные душевные порывы. Такие понятные для соперниц проявления, как ревность и даже стервозность, оказались слишком уж облагорожены. Но в спектакле, к сожалению, ускользало и ощущение пограничности ситуации на грани жизни и смерти, экстремальности невозможной, с точки зрения реальных представлений, встречи.

Молодой актер Алексей Дербунович выступил в ролях всех мужчин: современного экскурсовода, рассказывающего зрителям-экскурсантам о питсбургском театре; слуги, который приносит в гримерную Элеоноры белые цветы и уговаривает ее выйти на сцену; Габриэля Д'Аннунцио, прославленного итальянского поэта, романиста, драматурга и донжуана, бывшего любовником обеих див. До нынешнего сезона Алексей успешно играл в Минусинске, «Дуэт» — его дебют на сцене «Старого дома». Именно Дербуновичу режиссер делегировал право представлять театральную условность, и актер в принципе с этим справляется: он достаточно внутренне подвижен и эксцентричен во внешних проявлениях, легко переключается и перевоплощается. Жаль только, что ему предложены слишком примитивные приспособления — нарочитый акцент, грубый парик. Кроме того, такая сложная фигура, как Д'Аннунцио, конечно, заслуживает более пристального внимания.

Как будет жить спектакль дальше, покажет время. На премьере же зрители следили за происходящим с живым вниманием, в том числе сидевшие в зале католические монахини, чиновники департамента культуры и сам губернатор Виктор Толоконский, которому спектакль так понравился, что он пришел в «Старый дом» и на следующий — торжественный — вечер, когда состоялось празднование юбилея. И, кстати, обещал отремонтировать здание «Старого дома», напоминающее, по словам ироничного г-на Занусси, сарай или ангар. Кшиштоф Занусси специально прилетел на премьеру и торжество из Рима, где представлял свой последний фильм. Впрочем, похоже, мэтр остался доволен результатом своей «странной авантюры», на которую его подвигло не только хорошее отношение к нынешнему главрежу Линасу Зайкаускасу, но и добрые воспоминания о двух визитах в Новосибирск, первый из которых — в знаменитый Академгородок — состоялся 38 лет назад, когда нынешний киноклассик представлял сибирской научной молодежи свой первый фильм.

Ставили вечер аж три режиссера: Линас Зайкаускас и некогда возглавлявшие «Старый дом» Изяслав Борисов и Семен Верхградский. Несмотря на это путаницы не возникло, все шло споро и душевно, фрагменты спектаклей прошлого чередовались с неизбежными официальными, но неформальными поздравлениями и чтением огромного количества телеграмм знаменитых людей, которые, кажется, соревновались, подобно Саре и Элеоноре, в признаниях в любви к театру вообще и «Старому дому» в частности.

Похоже, камерный «Старый дом» начинает новую страницу своей истории.

Фото Ирины Гаввы

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.