Сцена и экран воронежского педагога / Сталь Пензин

Выпуск № 5-145/2012, Вспоминая

Сцена и экран воронежского педагога / Сталь Пензин

Свое 40-летие отметила Воронежская государственная академия искусств. Выпускники театрального факультета академии успешно работают сегодня в театрах Москвы и Петербурга, в театральных коллективах самых разных городов России и бывшего Союза. Многие удачно снимаются в кино и на телевидении, получают почетные звания и престижные награды. За всеми этими успехами, конечно же, стоят замечательные воронежские учителя, отдающие все свои силы и знания студентам. Одним из таких педагогов был профессор Сталь Никанорович ПЕНЗИН, преподававший на театральном факультете много лет и не доживший до юбилея академии нескольких дней... Лекции Сталя Пензина запомнились нам как удивительные моноспектакли - неповторимые, глубокие и волнующие.

Он преподавал будущим актерам театра и кино историю кинематографа, который был его стихией. Он жил в этой стихии страстно и самозабвенно. И видел смысл общения с аудиторией в том, чтобы своей страстью и любовью поделиться откровенно и радостно. И он делился с нами более чем щедро. Приносил взволновавшие его книги и статьи, фотографии и фильмы, которые ухитрялся показывать при каждом удобном случае. На переменах и после занятий студентам, разделяющим с ним интерес к кино, он демонстрировал новые (и старые) ленты, ставшие шедеврами отечественного и зарубежного кинематографа. Увлеченно рассказывал о судьбах актеров и режиссеров, показывал дебюты, документальные картины и мультипликационные фильмы, которые, по его мнению, заслуживали особого внимания, обсуждения и серьезных оценок.

Он увлек несколько человек с театрального факультета (и других факультетов тоже) киноклубными показами, на которые мы стремились несколько лет. Эти киноклубовские вечера в Доме актера и других залах были памятны не только редкостными картинами, но и, конечно же, комментариями самого Сталя Никаноровича - неожиданными и проникновенными, а также встречами с гостями - искусствоведами и создателями некоторых лент, приглашенными Пензиным в Воронеж.

Сталь Пензин поражал нас своим рыцарским отношением к делу и людям, к просветительскому служению, которому был предан всей душой и всем сердцем. Его таланту и неистощимой энергии приходилось только изумляться. Наш учитель всегда был бескорыстен и самоотвержен, чужд какого бы то ни было карьеризма и самодовольства. Никогда не юлил перед начальством, не заигрывал с ним. Не участвовал ни в каких интригах. Он был открыт и благороден. К нему не прилипало никакой пошлости и глупости. Как человек необыкновенный, он спешил поделиться восторгом от чужого таланта с любым неравнодушным и любопытствующим собеседником, случайным зрителем, студентом, другом... Таким Сталь Никанорович оставался до конца своих дней.

Он, как герой фильма «Сталкер», являлся проводником в незнакомые зоны искусства, где сначала осваивался сам и уже потом стремился во что бы то ни стало провести туда новых и новых спутников. Хотел восхищаться вместе с ними счастьем открытия человеческих прозрений и откровений, и это ему удавалось в полной мере.

Будучи страстным поклонником и ценителем кинематографа, Сталь Никанорович зачастую привозил уникальные рулоны пленок и громоздкие коробки с лентами буквально на себе из Москвы или Петербурга, привлекал студентов и своих сподвижников (среди которых были самые разные люди) к просветительству, к написанию и чтению докладов, организации фестивалей (!), лекториев и вечеров, надеясь, что встречи с искусством не пройдут бесследно и сумеют заложить в душе зрителя хотя бы семена доброты, света, нового качества осмысления действительности, истории, будущего...

Он жил искусством как дышал - искренне и вдохновенно. Радовался и удивлялся жизни, и все время хотел радовать и удивлять других. И это у него получалось в полной мере. Сталь Пензин был подвижником редкостного и высокого дарования. Надо признать, советское кино (и лучшее мировое) 50 - 80-х годов давало немало поводов для восхищения и подвижничества. Десятки, если не сотни, фильмов российских и республиканских студий постоянно удостаивались самых престижных международных призов. Гуманистическое содержание картин было обращено к вечным вопросам поиска и смысла человеческих устремлений, вечной борьбы добра и зла и вечного сопротивления человека, выставленного на «экзистенциальный холод» жизненных трагедий, комедий и драм.

Детство и юность Сталя Никаноровича пришлись на тяжелейшее военное и послевоенное время. После окончания историко-филологического факультета Воронежского университета он работал журналистом в архангельской газете «Отважный воин» и на телевидении Воронежа, а после защиты диссертации во ВГИКе (в 1967 году) он посвятил всю свою жизнь педагогике и кино, веря в то, что искусство может и должно совершенствовать человека, делая его хоть чуточку добрее, совестливее, чище...

Сталь Никанорович Пензин написал несколько интереснейших книг: «Уроки кино», «Кино в системе искусств», «Кино и эстетическое воспитание», «Кино Андрея Платонова», «Основы киноискусства», «Мир кино», «Мой Воронеж после войны», «Кино в Воронеже»... В них запечатлена его душа и его жизнь, которая уже никогда не прервется, оставаясь на книжных страницах памяти.

У каждого из нас есть свои острова памяти - события или люди, повлиявшие на нашу жизнь, сделавшие ее светлее, разумнее, объемней. Одним из таких незабываемых островов для меня и моих друзей остается Сталь Никанорович Пензин - наш педагог и товарищ.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.