Давид Смелянский: «Фестиваль живет благодаря зрителю». V Международный фестиваль искусств «Балтийские сезоны»

Выпуск №4 - 114/2008, Фестивали

Давид Смелянский: «Фестиваль живет благодаря зрителю». V Международный фестиваль искусств «Балтийские сезоны»

Ежегодный Международный фестиваль искусств «Балтийские сезоны», который проводится в Калининграде пятый год подряд, — явление для России уникальное. В самом городе, несомненно, есть завлекательный момент — островок России в океане Единой Европы и т.д., и т.п. Но есть и большой минус: привезти сюда что-то стоящее — больно дорого выходит. Поэтому уму непостижимо, как это делает Давид Смелянский, основатель фестиваля, его художественный руководитель и продюсер. Но факт остается фактом — за пять лет на «Балтийских сезонах» побывали абсолютно все ведущие театры Москвы и Санкт-Петербурга со своими лучшими спектаклями, крупнейшие российские оркестры, исполнители мирового класса и величайшие дирижеры современности — Владимир Спиваков, Юрий Темирканов, Юрий Башмет, Владимир Федосеев. Международная составляющая фестиваля пяти лет тоже выглядит достаточно солидно — «Piccolo Teatro di Milano — Teatro d`Europa», театр «Гешер» (Тель-Авив), Грузинский государственный театр им. Шота Руставели, Латвийская национальная опера, Вильнюсский городской театр.

О размахе фестиваля можно судить и по театральной программе «Современная классика», представленной на нынешних юбилейных «Балтийских сезонах». Судите сами. Программу открыла «Сублимация любви» Табакерки, продолжила «Утиная охота» МХТ им.А.П.Чехова, потом были «Волки и овцы» Мастерской  П. Н. Фоменко. Александринка привезла «Ревизора» Валерия Фокина. «Сатирикон» показал «Смешные деньги», и заключительным мощным аккордом прозвучал «Контрабас» в исполнении Константина Райкина.

Завершила фестиваль программа выпускных спектаклей российских театральных вузов «Будущее театра»: «Человеческий детеныш» мастерской Руслана Кудашова СПбГАТИ, «Не все коту масленица» мастерской Константина Райкина Школы-студии МХАТ (вместе с самим мастером), «Дон Жуан из Агридженто (Лиола)» мастерской Владимира Бейлиса и Виталия Иванова Щепки и две одноактных оперы — «Сестра Анжелика» и «Испанский час» — мастерской Романа Виктюка РАТИ (ГИТИС).

Итак, пятый юбилейный фестиваль «Балтийские сезоны» завершился. Вместе с Давидом Яковлевичем Смелянским мы подводим его итоги и пытаемся заглянуть в будущее.

— Давид Яковлевич, какую оценку вы поставили бы прошедшим «Балтийским сезонам» как основатель, художественный руководитель и продюсер фестиваля?

— Я полагаю, что поставленную задачу мы выполнили. И тому свидетельство — переполненные залы на всех спектаклях и концертах. Особенно хочется выделить проект «Балтийское крещендо» — специальное событие в честь пятилетнего юбилея «Балтийских сезонов», приезд в Калининград музыкального фестиваля «Crescendo», который мы делаем вместе с Денисом Мацуевым. Эти замечательные восемь дней были наполнены музыкой молодых российских исполнителей. Тот успех у зрителя, который сопутствовал «Балтийским сезонам» в течение трех месяцев — июля, сентября и октября, показывает, что все было сделано правильно и фестиваль состоялся.

— Фестиваль, который планировался как явление временное, отметил свой первый юбилей. Он не только занял значительную часть культурного пространства Калининграда, но и сам это пространство создает. Константин Аркадьевич Райкин на своей фестивальной пресс-конференции выразил надежду, что «Балтийские сезоны» станут неотъемлемой частью облика города, как, например, Авиньонский или Эдинбургский фестивали. На ваш взгляд, существуют ли на сегодня объективные предпосылки для этого?

— Это задача долгосрочная, но, несомненно, мы ставим перед собой такую цель — превращение «Балтийских сезонов» в подобие Авиньонского, Эдинбургского или Брайтоновского фестивалей. Здесь, в этом городе, все абсолютно подходит для создания такого фестиваля.

— Как в дальнейшем будет выстраиваться международная составляющая театральной программы фестиваля? Есть ли уже какие-то договоренности?

— Конечно, мы ведем переговоры, но я человек суеверный, поэтому всегда боюсь говорить о будущем, пока оно не стало абсолютно утвержденным. Единственное, о чем могу сейчас сказать: в 2010 году, в год Франции в России и России во Франции, хотим привезти сюда Комеди Франсез, предварительные договоренности уже состоялись.

— «Балтийское крещендо» — замечательный подарок музыкального фестиваля «Crescendo» к 5-летию «Балтийских сезонов». Станет ли это традицией или все-таки только подарок?

— Это был подарок. Идеология «Crescendo» — пропаганда нового поколения русской исполнительской школы. Поэтому мы с этим фестивалем путешествуем по России, по миру. Не исключено, что кто-то из исполнителей может с отдельными концертами, как эхо «Crescendo», вернуться в Калининград. Но в том, что весь фестиваль «Crescendo» вернется сюда в обозримом будущем, я не убежден. Надо сказать, что активной составляющей всех пяти «Балтийских сезонов» было участие симфонических оркестров, камерные музыкальные концерты. И это мы будем продолжать.

— Как выстраивалась театральная программа нынешних «Балтийских сезонов» «Современная классика»? И вообще чем вы руководствуетесь, когда отбираете театры и спектакли на фестиваль?

— Я всегда руководствуюсь событийностью спектаклей, которые в течение этого или нескольких предшествующих лет появились на российской сцене. Это должны быть спектакли имиджевые и художественно успешные. И это был главный принцип формирования «Современной классики». При этом мне хотелось пригласить не просто спектакли, а спектакли именно ведущих театров. В этой связи были и Александринка, и Московский Художественный театр. Александринка появилась впервые в этом году, а МХТ был на самом первом фестивале — и мы не могли не пригласить его в юбилейный год. Так же, как не могли не пригласить оркестр Юрия Темирканова — пять лет назад его концерт был самым первым художественным событием «Балтийских сезонов».

— Намерены ли вы в дальнейшем более широко представлять в театральной программе экспериментальный театр?

— У экспериментального театра есть свои фестивали. Я думаю, что сегодня в применении к «Балтийским сезонам» говорить об этом пока еще рано. Зрителя надо воспитать театром, поэтому в прошлом году мы придумали программу выпускных спектаклей российских театральных вузов, которая является некоей образовательной формой посвящения в театр молодых людей. Таким образом, мы постепенно готовим их к тому, что через какое-то время на фестивале «Балтийские сезоны» более широко будет представлен современный европейский театр.

— Планируете ли вы в будущем как-то разнообразить географию представляемых на фестивале театров за счет российской провинции?

— Если это будут успешные спектакли. Поймите, мы ведь не делаем театральный отчет, поэтому всегда стараемся привезти некое театральное художественное событие. Если в российской провинции появится спектакль, который станет российским театральным событием, бесспорно, мы его привезем.

— Допускаете ли вы, что программа спектаклей российских театральных вузов «Будущее театра» может превратиться со временем в самостоятельный фестиваль театральных мастерских?

— Я не исключаю этого, но он все равно всегда будет частью «Балтийских сезонов». Я думаю, что в июне следующего года в рамках программы «Будущее театра» мы сделаем мини-фестиваль Школы-студии МХАТ, мастерской Константина Аркадьевича Райкина — привезем четыре или пять названий, все, что было создано в период обучения его студентами.

Самое главное достоинство «Будущего театра» в том, что сравнительно небольшой (200-250 мест) зал переполнен молодым зрителем. Мы постепенно будем воспитывать как будущее театра с точки зрения актерской, так и своего зрителя для дальнейшего развития фестиваля. Ведь именно благодаря зрителю, его активной заинтересованности, которая возникла за эти годы, благодаря произошедшему взаимопроникновению театра и зрителя фестиваль живет уже пять лет, хотя задуман был как дежурное событие к 750-летию Калининграда и 60-летию Калининградской области. Сейчас же «Балтийские сезоны» превратились в то явление, с которого мы начали наш разговор, — они стали неотъемлемой частью культурной жизни региона.

— А зритель воспитывается? Вы это чувствуете?

— Бесспорно. В прошлом году в вузовской программе было представлено четыре вуза, в нынешнем — столько же. В театр не прорваться, лишних билетов нет вообще, при этом 90 процентов зрительного зала — молодежь. Интерес огромный, несмотря на то, что школы разные — более успешные, менее успешные. Это нас не пугает: на сегодня она такая, какая есть, — российская театральная школа. И в этом смысле надо действительно расширить географию за счет театральных училищ российской провинции, и их надо приглашать вне зависимости от того, стал спектакль событием или нет.

— Может показаться, что программа «Будущее театра» — это ваш любимый ребенок сейчас...

— Все было рождено в любви. Есть ребенок под названием «Балтийские сезоны» — и все его направления мне дороги. Просто «Будущее театра» — одно из важных событий фестиваля.

— Многие калининградцы уже планируют время своего отпуска исходя из событий фестиваля. Возможно ли, на ваш взгляд, что в ближайшем будущем зрители из других регионов России и зарубежья будут поступать так же?

— Без сомнения, если фестивалю уготована долгая творческая жизнь, а хотелось бы, чтобы это было так. Выполнение этой задачи связано с созданием определенных технологических возможностей, например, системы электронной продажи билетов — это сделает фестиваль более доступным для российского и зарубежного зрителя. Сейчас мы как раз по этому поводу ведем активные переговоры в Калининграде.

— Хватает ли «Балтийским сезонам» местных сценических и концертных площадок?

— Начинали мы с одной площадки, сейчас работаем на четырех. Большие симфонические концерты делаем в Кафедральном соборе, камерные концерты — в зале Калининградской областной филармонии, драматические и балетные спектакли — в областном драматическом театре, студенческая программа идет в Музыкальном театре на Бассейной. На сегодня нам этого достаточно. Я признателен руководителям этих площадок за то, что они с огромным пониманием относятся к фестивалю и дают нам возможность работать. На самом деле мы ведь мешаем их собственной жизни. Драмтеатр в это время мог бы давать свои спектакли, а концертный зал филармонии — проводить свои концерты. Тем не менее, они идут нам навстречу, за что я им бесконечно признателен.

— Как региональная власть поддерживает фестиваль?

— Очень хорошо. Хочу сказать добрые слова в адрес губернатора Калининградской области Георгия Валентиновича Бооса, который поддерживает «Балтийские сезоны», в том числе финансово. Бюджет фестиваля строится таким образом: 30 процентов дает федеральный бюджет, 30 — областной бюджет, 3 процента, я прошу прощения, всего лишь 3 процента, дают спонсоры, 37 процентов фестиваль зарабатывает самостоятельно.

— Насчет тех самых трех процентов. Откуда спонсоры?

— Это региональные компании. Фестиваль за эти пять лет смог заинтересовать и привлечь многих людей. Например, не будь помощи «КД авиа», «Балтийские сезоны» не смогли бы существовать — эта авиакомпания за относительно небольшие деньги предоставляет возможность привозить сюда те коллективы, которые мы привозим. Если бы стоимость билета была нам предъявлена по полной программе, мы просто не смогли бы выдержать этого финансового бремени.

P. S. Моя подружка, с которой мы не пропустили ни одного фестивального события, в последний день фестиваля всплакнула: «Не хочу, чтобы все это заканчивалось!». Я рассказала об этом Давиду Яковлевичу. «Вот ради этого я и делаю «Балтийские сезоны», — сказал Смелянский.

Фото Станислава Ломакина

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.