Новосибирск. "Фауст" каждый раз "омолаживается" по-новому

Выпуск № 6-146/2012, В России

Новосибирск. "Фауст" каждый раз "омолаживается" по-новому

Музыкальными средствами Гуно раскрыть глубины драматургии Гете уже в который раз за время существования театра взялись в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета.

В декабре, под занавес календарного года и в разгар 67-го театрального сезона, здесь состоялось необычное - концертное - исполнение легендарной оперы Шарля Гуно «Фауст», от премьеры к премьере видоизменяющейся и «омолаживающейся» на сцене новосибирского оперного, как и ее главный герой, доктор Фауст: фигура отчасти историческая, отчасти литературный фантом. А как музыкальная доминанта, на которой наряду с партией Мефистофеля держится опера, - еще и сложнейший музыкальный материал.

Эти сложность, симфонизм, «многотрудность» и эпический размах, кроме мастерства, требуют особого душевного настроя певцов и музыкантов оркестра. Поэтому, несмотря на то, что «Фауст» традиционно входит в обойму популярных названий оперной классики, эту оперу Гуно явлением распространенным на российских сценах не назовешь: в отечественных афишах она мелькает не часто, для репертуаров даже состоявшихся театральных коллективов - редкость. Однако все вместе: многоуровневая драматургия (мистико-любовная история и философская притча вместе взятые) и завораживающе красивая музыка - дает возможность как полностью реализоваться постановщикам, так и выложиться музыкантам и, конечно, привлекает искушенную современную публику. А новосибирскую - таковой можно назвать с полным правом.

Слушатели Новосибирска - особенно старшего поколения - еще не забыли «старого» Фауста, то есть предыдущую постановку Ильи Ажоткина, восстанавливавшуюся два раза и продержавшуюся в репертуаре с перерывами, ни много ни мало, несколько десятилетий. Всего на сцене новосибирской оперы было три постановки «Фауста», не считая нынешней: в 1946-м (во второй сезон после открытия театра), в 1949-м и в 1970-м.

Новая концертная постановка тоже будет не единственной, она лишь первая в этом сезоне. Полная сценическая версия 2012 года - со всеми атрибутами классического оперного спектакля - увидит свет летом. Сейчас в цехах театра идет подготовка к премьере оперы: масштабные декорации и семьсот костюмов должны быть готовы к июлю.

Однако нынешняя постановка молодого режиссера из Санкт-Петербурга Игоря Селина, хотя в ней и присутствуют оправданные концертным исполнением купюры, вовсе не «репетиция» или «прогон» будущей оперы. Это интересная подача произведения в необычном для оперного спектакля формате - с элементами драмы и дополнениями в виде авторского видеоряда, с особой энергетикой и настроением.

Четыре камеры, установленные в разных местах сцены, по очереди выдают на огромном экране в режиме реального времени лица современных исполнителей. Живая «картинка» перемежается с «перелистыванием» архивных фотоснимков - образов певцов и певиц прежних лет в той или иной партии, в костюмах и гриме. Такой временной и стилистический контраст при единстве музыкального материала и эмоционального настроя дает даже не стереоскопический эффект 3D - в этом нет нужды при живом дирижере, оркестре и исполнителях - скорее выход в «четвертое измерение»: образное пространство. Ассоциативный ряд, который продолжили работы немецкого фотохудожника Вильгельма Холса, по словам режиссера, «умеющего точно и гармонично размещать фигуры и предметы в пространстве», выполняет роль «снов», освобождающих подсознание. А присутствие при рождении музыки - наоборот будит сознание и взывает к слушательскому опыту и сравнительному анализу, если, конечно, так можно сказать о музыке.

За дирижерским пультом «ваял монумент музыки» дипломант Национальных театральных фестивалей «Золотая Маска» Евгений Волынский. Хормейстер - заслуженный деятель искусств России Вячеслав Подъельский - «настроил» хор как единый мощный полифоничный инструмент с большими выразительными возможностями.

Теноровую партию мятущегося Фауста в опере-концерте исполнил Владимир Чеберяк (ее готовят также Артем Голубев и Владимир Кучин), роскошный образ Мефистофеля преподнес Николай Лоскуткин (репетируют Шагдар Зондуев, Александр Краснов, Андрей Триллер).

Слушатели, затаив дыхание, внимали трагическим речитативам Валентина в исполнении баритона Романа Бурденко и куплетам бравого вояки Вагнера - Андрея Триллера. Не удержавшись от избытка чувств, публика кричала «браво!» балладе о фульском короле, которую исполнила трепетная Маргарита - Ирина Чурилова; ее юному поклоннику Зибелю, партию которого пела Ирина Шишкова - талантливая молодая певица, музыкально перевоплотившаяся в пылкого юношу; аплодировала утомленной жизнью Марте, вслед за Фаустом надеющейся, что старость может отступить, - Татьяне Горбуновой.

Ни капли «нафталина» нет в нынешнем «Фаусте» новосибирского театра оперы и балета. Постановщик Игорь Селин хоть и молод (а может быть, именно потому, что молод) понимает, что создавать «музейный спектакль» - заведомо ложный путь. Он видит историю доктора Фауста и Маргариты - как путешествие сквозь время: для него важнее человеческие чувства, а не буквальное воссоздание эпохи. Постановщик объясняет: «Часто мы бездумно относимся к самому дорогому, что у нас есть. И хочется эту пронзительную мысль донести до публики. Мефистофель через Фауста жаждет получить душу Маргариты. Она же, погибая, спасает Фауста и свою душу. Вот цена любви. Сегодня мы смотрим другими глазами на этот сюжет».

Опера исполнялась на французском языке с субтитрами, но, пожалуй, не нуждалась в переводе, - гениальная музыка Гуно со сцены новосибирской оперы обращалась к душе каждого напрямую.


Фото Виктора Дмитриева

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.