Саратов. Палата бизнес-дури

Выпуск № 6-146/2012, В России

Саратов. Палата бизнес-дури

Еще одна постановка на вечную медицинскую тему - из серии «Богатые тоже плачут» - появилась в Саратове. В Театре русской комедии спектакль «Палата бизнес-класса» по комедии московского автора Александра Коровкина поставил молодой режиссер Олег Загуменнов.

Это первое обращение к творчеству драматурга в нашем городе и вообще - российская премьера пьесы (на которой побывал автор). Коровкин - опытный сценарист, драматург, умеющий лихо закручивать интригу и обладающий отличным чувством юмора. Мы знакомы с его сериальными работами - «Бедная Настя», «Неотложка», «Дорогая Маша Березина». Спектакли по его пьесам ставятся во многих театрах, «Кукла для невесты» уже несколько сезонов идет на сцене МХТ им. А.П.Чехова.

Загуменнов отлично проявил себя как режиссер комических постановок - саратовцы оценили по достоинству его спектакли по Зощенко и Соколовой в Театре русской комедии. И вот третья работа режиссера в этом театре - современная комедия положений.

Место действия более чем оригинально - послеоперационная палата. Шприцы, судна, анализы - проза жизни, и какая прозаическая! Но под пером хорошего комедиографа и больница может превратиться в арену отчаянных баталий на любовном фронте. Богатые тоже болеют, плачут, переносят малоприятные операции. При этом продолжают курить, пить элитные коньяки, флиртовать, не отрываясь от мобильника, решать финансовые вопросы, устраивать разборки с женой, с любовницей, с ее мужем. Странно ли, что к концу послеоперационного дня, полного подобной дури, они снова попадают на хирургический стол?

Смешной, литературный - «без пошлостей» текст, удачное его воплощение. Режиссер добавил несмолкающие новости - страшилки из телевизора, которые легко легли на сюжет пьесы. Жена, любовница и обманутый муж, ища один другого или прячась друг от друга, оказываются в самых невероятных местах, появляются и исчезают с калейдоскопической быстротой. Зритель к концу спектакля просто запутывается в «вихре меняющихся обстоятельств». Органичны Михаил Юдин (немного пафосный, старомодный артист Изумрудов) и Лидия Раенко (преданная своей «самой лучшей клинике» медсестричка Илона). В них есть комизм, но и достоинство, и трогательная искренность маленьких людей, которых пренебрежительно называют «совками». Алексей Кашинский точно попадает в образ - его невезучий бухгалтер, трепетно влюбленный в свою жену, нелеп, вызывает смех, но и сочувствие. Убедительно играет преданную, вышколенную жену крупного чиновника Людмила Балташева. Поначалу ей недоставало ощущения легкости жанра, а сериальная мелодраматичность здесь не к месту. Сейчас она ближе к замыслу автора. А вот главный герой Разницкий (Андрей Попов) - столичный чиновник - выглядит весьма непривлекательно. Да, автор умудрился вписать в комедию положений социальную сатиру (хотя финальная обличающая речь медсестры будто списана с речей наших «кухонных» критиков и пенсионеров на лавочке у подъезда). Но актер лишил своего чиновника обаяния, пусть и отрицательного. Все-таки все женщины крутятся вокруг него, да и старый актер начинает ему почему-то подыгрывать. Вряд ли из расчета на награду - скорей, из сочувствия. И вечное раздражение «большого начальника», если выбрана именно эта его сторона, можно передать комическими средствами, надо их только хорошенько поискать.

Первоначально роль Разницкого предназначалась актеру Андрею Степанову. Из-за болезни он был введен на нее гораздо позже. «Крутой начальник» в его исполнении получился куда симпатичнее (сказалась богатая фактура актера) и забавнее. Тем острее выглядит кульминация спектакля, где Разницкий, уставший врать и выкручиваться, неожиданно сбрасывает маску благопристойности.

Разницкий (выхватывает у Изумрудова телефон). Раздавлю! Мокрого места не останется. Никто ничего не видел и не слышал! Понятно?!

Многозначительна здесь ремарка драматурга: «Все молчат». Почти пушкинское - «народ безмолвствует». Но ведь четыреста лет миновало со времен годуновских и почти двести с пушкинских. Все «безмолвствуем». Несовершенство пьесы, ее «сериальный» обрыв начинается именно с этой фразы. Есть и смысловые нестыковки текста. Врачебный обход в больницах совершается в первой половине дня, посещение больных - во второй, а не наоборот.

А это уже замечание к мизансценам. Ну, не может человек, только что прооперированный (пардон, сзади), бодро садиться на пятую точку. И вообще садиться - тогда он попал бы в операционную уже в начале спектакля. Важнейшая сцена, где Разницкому стало дурно, пока таковой не является. Не хватает эмоциональной ее подготовки. Но это рабочие моменты спектакля, они должны наладиться. Зритель получил классную комедию, а актеры театра доказали, что им только «хороших рук недостает».

Пьеса такая незатейливая, что режиссер даже извинялся, зачем ее поставил. Но, во-первых, надо иногда зрителю отдыхать - и от многослойных трактовок классики, и от «шершавых поцелуев» новой драмы. Да и не так все просто в простенькой больничной истории, как может поначалу показаться.


Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.