Солнцеворот Островского / Х Всероссийский театральный фестиваль "Дни Островского в Костроме"

Выпуск № 6-146/2012, Фестивали

Солнцеворот Островского / Х Всероссийский театральный фестиваль "Дни Островского в Костроме"

Десятый Всероссийский театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме» состоялся в декабре как раз накануне зимнего Солнцеворота.

В буклете, выпущенном к фестивалю, помещена карта городов, откуда в продолжение вот уже 38 лет тянутся театральные нити к Костроме. Впечатляющая картина! Небогатая Кострома, обделенная нефтью и газом, продолжает жить не только местными, но и всероссийскими заботами, ежегодно собирая у себя театры с разных концов России. По сути, костромской фестиваль давно является национальным достоянием России. И, конечно, жаль, что очевидность эту приходится нынче доказывать. Благое дело творит Кострома в «гордом одиночестве», едва заметная поддержка Министерства культуры вряд ли заслуживает благодарности отечества.

Экономия на культуре в стране, где разворовываются миллиарды, сегодня вообще крайне популярна. «Не много ли у нас театров на Россию? - с беспокойством интересуются уже не только чиновники, а сами деятели театра. - Два фестиваля Островского... Не обременительно ли это для бюджета России?»

Правда, никого не удивляет, что в той же Англии помимо лондонского в театре «Глобус» есть еще и шекспировский фестиваль в небольшом Стратфорде-на-Эйвоне.

«Да на что тебе Лондон, миленький?» - тут же возразит на это, пожалуй, Мавра Тарасовна из «Правды - хорошо, а счастье лучше».

«Лондон, конечно, будет в стороне», - согласится с ней Барабошев.

Так мы и живем, сверяясь с Маврой Тарасовной. К счастью, Островский с нами не только в этих печальных обстоятельствах, что подтвердил и нынешний костромской фестиваль.

Кстати, спектакль «Правда - хорошо, а счастье лучше» показывал на фестивале Смоленский театр, а самый фестиваль и на этот раз сопровождался аншлагами, аплодисментами во время действия и овациями в финале - интерес к Островскому по-прежнему стабильно высок, фестиваль в этом смысле надежный мониторинг.

На заключительной конференции (а конференции - традиция Костромского фестиваля) вновь пытались разобраться, чем же сегодня нам особенно дорог Островский, какие пути его «освоения» наиболее плодотворны и востребованы и почему, например, именно «Гроза» провоцирует режиссуру на смелые «авангардные» высказывания. Кстати сказать, «Гроза», показанная Костромским театром, хотя и была достаточно далека от плоских сопоставлений с современностью, а дородная Катерина Кабанова Антонины Павловой в старинном головном уборе дивной выделки уж точно проживала в городе Калинове, все же спектакль не избежал вполне радикальных и рискованных соблазнов.

Судьба «На всякого мудреца довольно простоты» - иная. Необходимость на что-то «намекать» и куда-то «подталкивать» недогадливого зрителя тут, по-моему, начисто отпадает. Сегодня трактат генерала Крутицкого «О вреде реформ вообще» всюду вызывает оживленный отклик продвинутого зрителя. И в то же время в Костроме стало еще яснее, что «актуальные ассоциации» сами по себе уже не вызывают прежнего интереса. Сегодня опять, как прежде, в цене истинное «художество», исполнительское мастерство, рукотворное изделие деталей и подробностей.

В спектакле, вполне «режиссерски» поставленном Сергеем Морозовым во Владимирском театре, пленяло прежде всего именно актерское мастерство: великолепно «читалось» наивное самодовольство Мамаева у Николая Горохова, виртуозно исполнялись уловки, домашние хитрости и беспардонная лесть Глафиры Климовны Галины Ивановой, уморителен был «либерал» Городулин Андрея Щербинина и великолепно «прозорлив» генерал Крутицкий Михаила Асафова.

А если все же продолжать об «актуальных ассоциациях», то они стали тоньше, точнее. Скажем, Васильков Александра Зайцева из «Бешеных денег», поставленных Жанной Виноградовой в Рязанском театре, уже не тот «новый русский», каким его играли несколько лет назад и каким сгоряча его окрестила часть нашей критики, не разглядев в этом провинциале человека, прежде всего, честного, верного своему кодексу порядочного ведения дел и деловой репутации.

Однако и энергичная, «самодостаточная» режиссура вовсе не изжила себя и по-прежнему в цене.

«Лес» Архангельского театра, например, изобиловал постановочными решениями. Выплывал ялик под парусом, то унося «в туманну даль» Аксюшу и Петра, то замирая в заводи с пышно-бело-кружевной Гурмыжской и ее кавалером-гимназистом Булановым. При этом «избыточность» режиссуры Петра Орлова как-то не раздражала, она шла от увлечения пьесой, в которой немало от прекрасного балагана, и во всяком случае говорила об избытке сил, что выглядело обнадеживающе на фоне иронической анемии, поразившей часть нашей молодой режиссуры. Но все же порой фантазия режиссера хватала через край, и тогда возникал деревянный крест, воздвигали «Голгофу», вбивали аршинные гвозди и распинали бедную Аксюшу Марии Беднарчик, совершенно не заботясь о финале, где гуманный автор приготовил для Аксюши самый настоящий хеппи-энд.

Однако спектакль в полной мере заслужил свой успех у публики. Превосходный актерский ансамбль. Рельефна и точна в каждом движении Гурмыжская Людмилы Быновой, очень хорош и ее «предмет» Буланов Михаила Кузьмина... Азартен до неистовства Восьмибратов Александра Дунаева. Прост и убедителен Несчастливцев Сергея Чуркина, на редкость удачен Аркадий Счастливцев Александра Дубинина без традиционных комических «штучек». Судя по спектаклю, Архангельский театр переживает пору подъема.

От выступления Русского духовного театра «Глас» поневоле ожидаешь чего-то если и не духоподъемного, то, по крайней мере, благочестивого, а театр, напротив того, обратился к довольно «языческой» комедии про Бальзаминова. А впрочем, сыграли ее весело, искренне и без особых хлопот. Ну, что же - хорошая точка фестиваля Островского.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.