На грани / "Каменный гость" (Театр им. А.Н.Островского)
Выпуск № 6-146/2012, Премьеры Москвы
Театр им. А.Н.Островского, что в Кузьминках, обратившись к «Каменному гостю» А.С.Пушкина, предпочел камерное решение одной из маленьких трагедий великого поэта.
Зрители сидят на трех рядах импровизированного амфитеатра в арьерсцене, а пространство зала перекрыто глухим черным занавесом.
Драматизм атмосферы подчеркивает подобие надгробий слева, а несколько небольших бюстов цвета терракоты, гончарный круг и пара стульев уточняют место действия - мастерская при кладбище (художник Михаил Кукушкин, костюмы Клены Радкевич).
Одно из изваяний на подставке - явный фрагмент памятника Командору, с которым лукаво заигрывает Лепорелло, показывая еще до начала действия, как можно его «оживить».
При этом очевидно, что Лепорелло, Дон Гуан и Дона Анна - люди одного цеха, им равно ведом творческий дух. Так, еще в прологе, формируется режиссерский сюжет спектакля: художники, встретившись «между жизнью и смертью», внезапно полюбили друг друга.
Молодой режиссер Олеся Невмержицкая (она же автор музыкального оформления) смело усиливает естественный мотив постмодернистской иронии: герои прекрасно знают вечный сюжет, в который попали, но, подчиняясь его законам, сохраняют завидное бесстрашие. Соседство монастыря, могил и мастерской всех в равной степени будирует и вдохновляет.
Подобным образом организованная среда действия помогает пушкинским стихам звучать особенно веско и драматично.
Гнет совести, воплощаемый Командором, выражен в возникающей время от времени напряженной и гулкой звуковой вибрации, неотвратимо пронизывающей пространство. Физическое появление этого рыцаря вовсе не обязательно. Да и не в нем, собственно, дело. Куда важнее творческая свобода, каждому герою одинаково дорогая, и та отчаянная смелость, с какой они защищают право быть собой.
У каждого это получается по-своему.
Дон Карлос - Андрей Сучков и перед лицом смерти остается неисправимым скептиком. Лаура - Анна Теуважукова дежурные комплименты в свой адрес выслушивает с недоверчивой улыбкой, хотя в ее песне действительно слышится окрашенная страстью волнующая дикость.
Ответственность за происходящее возложил на себя по собственной инициативе Лепорелло - Михаил Шилов, не без лукавства наблюдающий, куда влечет всех рок событий.
Дон Гуан Дениса Кумохина, чье увлечение сюжетом проявляется не сразу, трагедийных высот достигает ближе к финалу истории. Зато авантюрная, независимая и остроумная Дона Анна Татьяны Белковец, своей порывистой пластичностью, готовностью к провокациям и улыбкою сквозь слезы похожая на героинь Натали Портман, оказывается в центре лирического сюжета спектакля.
Она не в меньшей степени человек творческий - со знанием дела проводит время за гончарным кругом, много читает, живет, не страшась противоречий бытия.
Дона Анна честна перед своей природой и судьбой.
Ей явно дорог опыт ритуального замужества, который научил ценить тайную жизнь души, чтобы скопившиеся чувства однажды смело выплеснуть тому, кого выберет неостывшее сердце. Лирический дуэт Дона Гуана и Доны Анны, выстроенный на парадоксах тайной чувственности и взаимной готовности к риску, захватывающе интересен в этом пронизанном поэтической мощью этюде о свойствах страсти.
Фото предоставлены театром
Отправить комментарий