Души, гудящие как фонарные дуги / "Простое, как мычание" (Театр "РУПОР", Челябинск)

Выпуск № 6-146/2012, Гости Москвы

Души, гудящие как фонарные дуги / "Простое, как мычание" (Театр "РУПОР", Челябинск)

В Театре им. М.А.Булгакова, что находится в знаменитом доме по адресу ул. Большая Садовая, 10, прошел 13 декабря необычный спектакль «Простое, как мычание» в постановке молодого режиссера Семена Филиппова, выпускника Челябинской государственной академии культуры и искусств. Булгаковский Дом принимал гостей - молодых выпускников ЧГАКИ, которые сумели остаться вместе и даже организовать свой собственный театр «РУПОР». Сами себя они называют «труппа «РУПОР», возможно, из-за раскатистого и музыкального сочетания этих двух слов. Как показал спектакль, страсть к подобным ярким сочетаниям и к музыке звучащего слова вообще - одна из отличительных черт этого коллектива. Но обо всем по порядку.

В основу спектакля «Простое, как мычание» легло большое количество произведений. В нем звучат стихи и отрывки из воспоминаний, прозы и переписки многих замечательных поэтов Серебряного века. Среди прочих это А.Блок, С.Есенин, А.Мариенгоф, В.Маяковский, В.Хлебников, Д.Бурлюк, М.Цветаева, А.Крученых, В.Шершеневич, И.Сельвинский, Б.Агапов, Г.Иванов, Н.Гумилев и другие. Подобный список может вызвать если не недоверие, то хотя бы недоумение: как можно в одном небольшом спектакле соединить таких разных поэтов, каждый из которых требует отдельного, безусловно, бесконечного разговора? Тем не менее, ни в игре актеров, ни в смелых режиссерских находках Семена Филиппова не чувствовалось никакого страха или чрезмерного пиетета к гениям прошлого. В свое время некоторые из этих самых гениев значительно более сурово обходились с поэтами прошлого, не только споря с ними, но, как известно, просто сбрасывая их с «парохода современности». Жизнь, кипевшая в поэтической России в 20-е годы XX века, - это нескончаемый поток энергии, резких манифестов, опровержений, диспутов и проч. Эта музыка, дошедшая до нас в стихах и воспоминаниях, должно быть, и заразила режиссера и всю труппу, дала повод для столь смелого спектакля.

Но в чем же смелость? Прологом к спектаклю стали задорные куплеты на мотив «Яблочка», лихо расставляющие по местам все многочисленные «измы» первой трети XX века, начиная от символизма и далее через акмеизм, футуризм, имажинизм и т.д. к главному - коммунизму. Но до того, как на сцене зазвучали яркие слова нового послереволюционного времени, актеры создали фундамент из странно переплетенных между собой стихотворений и отрывков из И.Северянина («Шампанский полонез»), А.Блока («Осенний вечер был. Под звук дождя...»), Н.Гумилева («Озеро Чад») и даже из монолога Сонечки из «Повести о Сонечке» М.Цветаевой. Лишь после этого зазвучал манифест футуристов, прогремела музыка революции, и актеры последовательно спели «Белая армия, черный барон» и «Боже, Царя храни!». И это было только начало. Стоит отметить, что проследить какую-нибудь ясную линию развития персонажей или же просто сюжет удавалось далеко не всегда. Во-первых, все восемь актеров (Александр Хитев, Леонид Волков, Наталья Зайцева, Надежда Ершова, Ирина Костенко, Анастасия Моргун, Елена Дмитриева и Мария Гребенюк) совершенно свободно перевоплощались, становясь кем-либо из поэтов или героев их произведений. Часто получалось так, что мужские роли (например, Хлебникова, Есинина или Маяковского) исполняли женщины, что порой вызывало большое количество вопросов. Во-вторых, сама подборка стихотворений и отрывков из воспоминаний, а также их очередность несли на первый взгляд случайный характер. Режиссеру, как это ни странно, оказалось не так важно, в каком году, а иногда и по какому поводу написано стихотворение. На первый план здесь выступили как раз настроение и звучание слов, отражающие ритмы тех времен. Именно ритм и оказался связующим звеном, тем стержнем, на который нанизывались отрывки из жизней гениальных поэтов. С этой точки зрения, молодым актерам, благодаря их темпераменту, безусловно, ближе оказались Маяковский, Бурлюк, Хлебников, Мариенгоф и Крученых, чем Блок, Гумилев или иные произведения Цветаевой. Монолог «Сонечки», например, или продолжительная сцена в кабаке с пьяным Есениным, чуть было не разрушили ритмический узор спектакля. Но желание опрокинуть существующий мир, поэкспериментировать над словом, заставить его звучать по-новому - все это в той или иной степени оказалось близким для актеров и особенно для режиссера. Именно поэтому в ткань спектакля были органично вплетены как старые романсы, так и современная музыка (песня «Марина» из репертуара З.Ященко и группы «Белая гвардия»). Актеры использовали различные музыкальные инструменты, начиная от пианино со снятой крышкой и заканчивая барабаном или просто барабанными палочками (сразу вспоминается Маяковский: «На улицу тащите рояли, / барабан из окна багром. / Барабан, / рояль раскроя ли, / но чтоб грохот был, / Чтоб гром»). В этом непрерывном бурлении, в постоянно сменяющих друг друга сценах было уже не до смысла отдельно взятого стихотворения Есенина, Цветаевой или кого-то еще. Поэзия, ее глубина и мудрость, которые мы привыкли воспринимать со страниц книг, уходила на второй план, уступая дорогу бешеному ритму времени и тем людям, которые своими руками его создавали. И финал спектакля это подтвердил. Под стук колес зазвучали жесткие слова Георгия Иванова: «Хорошо, что нет Царя. / Хорошо, что нет России...», и стало понятно, что одних этот поезд навсегда уносит из России, других, как Цветаеву, он везет в маленький городок Елабугу, а всех остальных - просто к 1941 году. Получилось, что весь спектакль был лишь обратным отсчетом, и все поэты, сыгранные актерами, торопились жить, торопились изменить мир каждый по-своему. В конце концов, название спектакля говорит само за себя, если вспомнить строки Маяковского: «...я вам открою / словами / простыми, как мычание, / наши новые души, / гудящие, / как фонарные дуги». Как же хочется, чтобы эти слова были сказаны про наш сегодняшний день.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.