Наша "мама" / Нина Головлева (Нижний Новгород)

Выпуск № 6-146/2012, Лица

Наша "мама" / Нина Головлева (Нижний Новгород)

Нина Ивановна ГОЛОВЛЕВА родилась в 1930 г. в Нижегородской области - Бутурлинском р-не, с. Ягубовка - в крестьянской семье. Когда девочка закончила три класса, началась война; все мужчины ушли на фронт. Нина узнала тяжесть сурового военного времени, когда школьники наравне со взрослыми работали в поле.

В старших классах Нина ходила до районного центра 30 км - для 16-летней девушки это было крепким испытанием.

В Медицинский институт поступить не удалось, и ей предложили работать старшей пионервожатой. Преподавательница английского языка, Инна Ювенальевна, посоветовала Нине избрать Институт иностранных языков (1949-53). После института Н.Головлева получает распределение в Красноярск-26 (Железногорск), работает в школе преподавателем английского языка и по совместительству старшей пионервожатой.

Активный педагог, Нина Ивановна занимается общественной работой, знакомится со многими интересными людьми (среди них - Валентина Глебовна Пак, в замужестве Хворостовская, мать известного певца Д.Хворостовского). Как многие руководители советского времени, проходит школу комсомольской, партийной работы. В Красноярске-26 Головлевой довелось изучить всю «кухню театра» во время строительства Дома культуры, в котором решили расположить театр, ездила в командировки (Москва, Красноярск и другие города) для комплектования руководящего состава театра.

Потом была работа в Свердловске-45 (г.Лесной;1966-68), куда приглашались театры из других закрытых городов. Но хотелось перебраться поближе к родным местам. И вскоре выпала такая возможность.

В Арзамасе-16 (г.Саров,1971-73) Н.И.Головлева исполняла обязанности начальника Городского отдела культуры. За 20 лет жизнь в закрытых городах была разнообразна: занятия английским языком с аспирантами и школьниками, конкурсы вокально-инструментальных коллективов, открытие учебного года в школах, «Праздники Русской зимы», смотры солдатской художественной самодеятельности, комиссии по организации оздоровительной кампании детей. Она всегда была либо в составе жюри, либо в составе оргкомитетов. Но, по словам Нины Ивановны, «надоело работать директором Каспийского моря: работы много всякой, но никто ее не видит, эту работу». Двадцатилетняя работа в закрытой системе - поездки по городам и весям - стали утомлять. Поэтому Нина Ивановна приняла предложение быть директором Нижегородского ТЮЗа - умения и хватка Головлевой были к тому времени уже общеизвестны.

Деятельность в ТЮЗе в качестве директора (1973-2003) была предназначена ей, казалось, самой судьбой. Первый раз Нина увидела спектакль в ТЮЗе, когда в 8-м классе (1946) приехала в г.Горький. Она смотрела спектакли «Тимур и его команда», «Аттестат зрелости», «Ромео и Джульетта», «Горы Воробьевские», «Ее друзья». С этого момента в глубине ее души и зародилась любовь к ТЮЗу. А когда училась в инъязе, ходила на все премьеры и в другие театры - оперный и драматический.

30 лет Н.И.Головлева посвятила ТЮЗу. Это было время небывалого взлета нашего театра. Все действия директора были направлены на создание нормальной атмосферы для творчества режиссеров Б.А.Наравцевича, В.А.Симакина, Л.С.Белова. В период Б.А.Наравцевича ТЮЗ становится известен не только в стране, но и за рубежом (гастроли в Болгарии, 1975). Когда ушел из жизни Б.А.Наравцевич, Головлева всячески способствовала тому, чтобы не опустить планку детского театр. И ей это удавалось, хотя наступали непростые времена. Жизнь коллектива была подобна хорошо работающему механизму часов, чувство товарищества и единства объединяло все службы и творческий состав для решения поставленных задач. И в этом большая заслуга Головлевой как руководителя. Символичен тот факт, что муляжные часы на площади перед ТЮЗом обрели жизнь и пошли. Авторитет «мамы», как любовно звали ее в театре, был заслужен личным примером в труде.

Всю жизнь Нина Ивановна Головлева обучала и обучалась. Были курсы повышения квалификации директоров при Союзном и Республиканском институтах усовершенствования директоров, было преподавание предмета «Экономика и организация театрального дела» в Нижегородском театральном училище (1990-95). Но самым главным в работе оставалось одно - воспитательная миссия театра.

Головлева принимала много лет активное участие в Правлении НО СТД; слово директора ТЮЗа было всегда весомым и справедливым.

Ее кредо были и остаются слова известного юриста Кони: «Я думаю, в целом мире нет управления труднее, многосложнее, замысловатее управления большим театром. Хороший директор театра стоит доброго министра. Его изучению и управлению подлежит и внутренняя, и внешняя часть театра - артисты и публика. Для этого человека нужны только: сила душевная, долготерпение камня, проницательность Василиска, предвидение календаря, заботливость крота, трудолюбие пчелы, крепость дуба, расторопность кузнечика и любовь к искусству чуть ли не безумная. Вот почему считают, что в целом мире мало хороших директоров». Театральному Нижнему повезло, что у него есть такой директор - заслуженный работник культуры Н.И.Головлева.


Фото предоставлено автором

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.