Счет в пользу хозяев/ II Рождественский оперный форум (Минск, Республика Беларусь)

Выпуск № 6-146/2012, Содружество

Счет в пользу хозяев/ II Рождественский оперный форум (Минск, Республика Беларусь)

В Минске уже во второй раз прошел Международный Рождественский оперный форум, проводимый Большим театром Республики Беларусь, который и является главным его героем и участником. Программа первого такого форума (декабрь 2010 года) включала три собственных спектакля, два гостевых плюс заключительный гала-концерт. На этот раз финансовый кризис в республике поставил под угрозу все предприятие, но ситуация немного стабилизировалась, средства изыскали и форум провели. При этом количественно программа сократилась лишь на один привозной спектакль. Зато гала-концерт собрал певцов из России, стран СНГ, Балтии, Польши, Чехии и Болгарии. Форум, надо заметить, вообще демонстрирует отчетливую ориентацию на пространство бывшего СССР и так называемой Восточной Европы, что и логично, учитывая географическое положение Минска.

В СССР, кстати говоря, белорусский Большой театр числился среди лучших республиканских коллективов. Здесь всегда были превосходные оркестр и хор, работали первоклассные дирижеры, режиссеры и художники, а балетная труппа была востребована по всему миру. Вплоть до начала 1990-х театр регулярно гастролировал в Москве, и многие из тех спектаклей все еще свежи в памяти (к примеру, «Дикая охота короля Стаха» Владимира Солтана в постановке Вячеслава Цюпы и Эрнста Гейдебрехта, побывавшая в столице аж дважды и вот уже более двух десятилетий сохраняемая в репертуаре). Затем, в независимой Беларуси, произошло разделение на два самостоятельных театра - Оперы и Балета (под общей крышей и с общим оркестром). Театр постепенно стал сдавать позиции, выпал из российского культурного пространства и оказался почти что в изоляции. Но вот, наконец, была проведена давно необходимая реконструкция здания, после чего театр, вновь являющий собой единый организм, предстал похорошевшим, оснащенным самым современным оборудованием и, главное, творчески дееспособным. Новое руководство сразу же озаботилось его позиционированием за пределами Беларуси, налаживанием связей с ближайшими соседями (и не только с ними). Во многом именно с этой целью и был задуман ежегодный Международный Рождественский оперный форум.

Почему - форум, а не фестиваль? Конечно, здесь не обошлось без определенной игры словами: фестивалей пруд пруди, тогда как форум - наименование куда более редкое (если речь об искусстве, а не, допустим, экономике). Есть, однако, и более существенное отличие: на форум в Минск съезжаются не только певцы, дирижеры или даже целые труппы, но и директора оперных театров, с которыми ведутся переговоры о сотрудничестве, подписываются декларации о намерениях. И если на первом форуме директора были сами по себе, а критики, приглашенные и местные, сами по себе, то в этот раз между ними тоже возникло общение. Возможно, в дальнейшем появятся и какие-то общие публичные мероприятия, вроде круглых столов (опыт проведенного на первом форуме круглого стола с участием одних только критиков не показался удачным, и в этот раз от такой идеи решено было отказаться).

***

Большой театр Республики Беларусь показал на форуме свои премьеры 2011 года, две из которых - «Аида» Дж.Верди и «Севильский цирюльник» Дж.Россини - поставлены москвичом Михаилом Панджавидзе, уже полтора года являющимся здесь главным режиссером. На первом форуме основой программы также были его спектакли: «Набукко» Дж.Верди и «Тоска» Дж.Пуччини. И если не знать, что все четыре постановки - дело рук одного и того же человека, догадаться было бы непросто.

Панджавидзе не принадлежит к числу тех своих коллег, что в каждой работе демонстрируют некий набор фирменных приемов, гордо именуемый «режиссерским почерком». Музыкант по первой профессии, он никогда не идет поперек музыки, не утверждается за ее счет. Режиссер традиционной закваски - в том смысле, что признает приоритет автора и не склонен к радикальным переворотам всего и вся с ног на голову, - он при этом еще и человек, живущий в третьем тысячелетии и отнюдь не пренебрегающий новейшими технологиями, лишь бы только они не превращались из средства в цель. Поэтому и его спектакли - не только, естественно, в Минске, но и в российских театрах (Панджавидзе работал в Астрахани и Волгограде, Новосибирске и Екатеринбурге, номинировался на «Золотую Маску» за «Любовь поэта» в Казани, а его «Лючия ди Ламмермур» в том же театре имени М.Джалиля входит в масочный «шорт-лист» нынешнего года) - всякий раз разные. Как и сами задачи, диктуемые тем или иным материалом.

В «Набукко» - первой минской постановке - задачу диктовали, впрочем, еще и конкретные «обстоятельства места»: требовалось по максимуму продемонстрировать технические возможности только что реконструированной сцены, включая плунжерную систему. Панджавидзе мастерски решил эту задачу, иногда, кажется, даже чересчур увлекаясь чистой зрелищностью. Зато в «Тоске» эффектные многофигурные построения, в которых задействовано все гигантское сценическое пространство, органично сочетались с рельефным, музыкально обусловленным и психологически мотивированным мизансценическим рисунком каждой из ролей - в первую очередь, главных.

В случае с «Аидой» задача была особого свойства. Во главу угла ставилось возрождение сценографии легендарного Евгения Чемодурова - с ее гигантскими сфинксами и прочей древнеегипетской архаикой, возведенной в ранг художественного приема. Это - тот самый, исчезающий на наших глазах большой стиль. А Панджавидзе - один из тех немногих, кто еще владеет им сегодня, что и продемонстрировал в «Аиде», сумев, не впадая в ходульность, передать диктуемый сценографией (и музыкой, естественно) масштаб, найдя при этом какие-то свежие детали, новые штрихи во взаимодействии персонажей, и тактично встроив их в монументальное целое. Вот только гастролеры, за одну-две репетиции вводившиеся в спектакль, конечно же, не могли не размыть отчасти режиссерского рисунка.

Зато в «Севильском цирюльнике» участвовал весь премьерный ансамбль во главе с дирижером-постановщиком Джанлукой Марчиани. Панджавидзе вместе с художником Александром Костюченко перенесли действие из Севильи (надо заметить, весьма номинальной что для француза Бомарше, что для итальянца Россини) в Венецию. Причем Венецию сегодняшнюю, где в рамках карнавала на импровизированной сцене возле Гранд-канала разыгрывается представление комедии дель арте. Последняя при этом то и дело норовит выплеснуться за пределы подмостков, и напротив, зрители (не те, что сидят в зале, а те, что расположились за столиками уличного венецианского кафе) тоже подчас вовлекаются в действие, участвуя в массовых сценах или даже в каких-то эпизодических ролях - например, офицера или нотариуса. Подобное взаимоперетекание, кстати сказать, очень в духе венецианского карнавала. Этот спектакль можно назвать своего рода живой энциклопедией комедии дель арте: здесь собраны едва ли не все основные ее типажи и приемы. И все это, надо подчеркнуть, прекрасно ложится на музыку Россини (отменно звучащую под рукой итальянского маэстро).

Партитура сценического действа разработана режиссером виртуозно, а актеры буквально купаются в игровой стихии, выполняя подчас такие кунштюки, что под силу разве только цирковой братии. Кто-то поет виртуозные фиоритуры, одновременно жонглируя шариками, кто-то делает шпагат, причем качество вокального исполнения нисколько не страдает. Юрий Городецкий - Альмавива, Татьяна Гаврилова - Розина, Сергей Лазаревич - Бартоло, Станислав Трифонов - Фигаро, Андрей Валентий - Базилио, Наталья Акинина - Берта... Можно, конечно, встретить по отдельности и более сильных исполнителей какой-то конкретной партии россиниевской оперы в спектаклях московских и других театров, но вот такого великолепного в целом ансамбля за последнее время, пожалуй, что не припомнить. И лучшего «Цирюльника»- тоже.

***

«Снегурочка», поставленная Сусанной Цирюк - совсем иная история. Этот спектакль лучше всего характеризует слово «шоу» в современном российском его понимании: эффектное зрелище, не обремененное смыслом. И, добавлю применительно к данному конкретному случаю, существующее с музыкой в неких параллельных мирах.

Кстати, о мирах. Действие спектакля происходит отнюдь не в берендеевом царстве и вообще не на Земле, а где-то там, «на пыльных тропинках далеких планет». Зачем это потребовалось? Вероятнее всего, затем, чтобы картинками из компьютерных игралок прикрыть отсутствие интереса ко всем этим сказочно-мифологическим персонажам, которых композитор сполна наделил живой кровью, но с которыми режиссер, похоже, просто и не знает, что делать, а потому отправляет в космическую «ссылку».

Визуальный облик спектакля своим чересчур уж мрачным колоритом наводит на мысль, что на самом-то деле задумывали... «Кольцо нибелунга», да что-то там не срослось - вот и приспособили все для «Снегурочки». Впрочем, сценограф (Кирилл Пискунов), художник по свету (Ирина Вторникова) и хореограф (Александра Тихомирова) дело свое знают, и зрелище получилось вполне презентабельное. Танцующие знаки зодиака - если не думать о том, причем здесь, собственно, «весенняя сказка» Н.Римского-Корсакова - смотрятся впечатляюще, как и многое другое в том же роде. И воспитанная телевизором публика сидит с широко раскрытыми глазами, не задаваясь «проклятыми» вопросами вроде «о чем» и «зачем». А чтобы она не заскучала, музыку сократили едва ли не на треть...

Правда, если «нарезка» делается столь лихо, «по живому», то неизбежны недоразумения, вроде реакции на не прозвучавшие реплики или разговора с персонажами, на сцене в данный момент отсутствующими. Не говоря уже о необратимых музыкально-драматургических потерях, разрушающих логику партитуры, тут и там зияющей проплешинами. Жаль, что хороший, в общем-то, музыкант Виктор Плоскина пошел на поводу у шоумейкеров и не смог отстоять интересы автора. А если не дирижер (тем более - главный), то кто же?..

***

И все-таки даже эта небесспорная, мягко говоря, «Снегурочка» очевидным образом выигрывала в сравнении с третьей свежести «Травиатой» Московского музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, причудливо соединяющей в одном флаконе претенциозно-кичевый хайтек оформления с почти что клиническим натурализмом режиссуры, в финале пытающемся обернуться символизмом. Впрочем, уже само по себе участие Хиблы Герзмавы служило достаточным основанием для присутствия спектакля в афише форума. Спета эта «Травиата» - самой Герзмавой и ее партнерами Нажмиддином Мавляновым и Евгением Поликаниным - и правда была на высоком уровне (даже притом, что у Герзмавы после серии выступлений в Метрополитен-опера, откуда она в Минск и прилетела, ощущалась усталость в голосе). И продирижирована Феликсом Коробовым в целом тоже весьма качественно - хотя его, по обыкновению, заносило, и он пускался во все тяжкие по части темпов и динамической шкалы...

***

Понятно, что если фестиваль (или, в данном случае, форум) готовится в сжатые сроки и с ограниченным бюджетом, то и выбор певцов, приглашаемых для участия в спектаклях театра, зачастую оказывается вынужденно-случайным. Бесспорной удачей в этом плане можно назвать, пожалуй, только выступление Венеры Гимадиевой, восходящей звезды московского Большого, в партии Снегурочки. В «Аиде» же почти каждый из гастролеров вызывал определенные вопросы. Маквале Аспанидзе из Тбилиси, как показалось, скорее надо бы петь Виолетту, а не Аиду - столь легкий у нее голос. Экспрессивной Луизе Каллинан для Амнерис не хватало настоящего меццо-сопранового центра и низа. Олег Кулько из Большого театра России, что называется, «отоварил» труднейшую драматическую партию Радамеса, но ремесло в его случае так и осталось лишь «подножием искусству»... А наиболее убедительным в ансамбле «Аиды» оказался минчанин Владимир Петров - Амонасро.

Впрочем, солисты театра оказывались на высоте почти везде. Об ансамбле «Севильского цирюльника» уже говорилось выше. Но и в «Снегурочке» рядом с прекрасной во всех отношениях Гимадиевой вполне достойно выглядели Анастасия Москвина (Купава) и Елена Сало (Лель). А в гала-концерте одним из самых ярких и успешных стало выступление Оксаны Волковой, блестяще показавшейся в отрывках из «Кармен» и «Итальянки в Алжире». Имя этой певицы уже хорошо знают в Москве, где она прошла через горнило Молодежной программы Большого театра и ныне является его постоянной приглашенной солисткой. И было очень жаль, что на форуме ее нельзя было увидеть и услышать в спектаклях (могу только вообразить, какая она Амнерис)...

Словом, из двух основных задач форума - себя показать и других посмотреть - первая решается на сегодняшний день гораздо успешнее.


Фото предоставлены Большим театром Республики Беларусь

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.