Чайковский начинается с театра / Чайковский муниципальный театр драмы и комедии

Выпуск № 6-146/2012, Портрет театра

Чайковский начинается с театра / Чайковский муниципальный театр драмы и комедии

По Станиславскому, театр начинается с вешалки. А парадный подъезд города, носящего имя великого русского композитора, - с театра. Если таковым считать живописную дорогу по «лазуриту» рукотворного моря Воткинской ГЭС. Когда въезжаешь в город со стороны улицы Вокзальная, слева, после вековой сосновой рощицы и пятиэтажки, открывается просторный театральный комплекс: лимонно-пурпурное здание Чайковского муниципального театра драмы и комедии и площадь подле него с орнаментом газонов и симметрией ухоженных скверов...

Город Чайковский стал театральным в 1981 году, когда в клубе «Речники» начались бессрочные гастроли Кизеловского драматического театра. На сорок втором году жизни кизеловская Мельпомена лишилась крыши над головой и зрителя. В буквальном смысле слова. Хиреющий шахтерский город был не в силах сделать капитальный ремонт ветхого здания театра.

Благодаря немалым хлопотам первого секретаря ГК КПСС, Героя Социалистического труда Михаила Николаевича Назарова, осенью 1982 года обездоленный театр получил статус Чайковского государственного драматического. Его первым директором стал Геннадий Иванович Малашин, а главным режиссером - Людмила Борисовна Журавская. Основу первых двух коротких театральных сезонов составили спектакли Журавской, поставленные ею еще в «кизеловский» период. Это трагедии Шекспира «Король Лир» и «Ромео и Джульетта», комедия Лопе де Веги «Дурочка», «Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского, «Вся его жизнь» Е.Габриловича, «Красные дьяволята» П.Бляхина и др. Несколько сезонов с большим успехом шел моноспектакль Л.Журавской «Любви старинные туманы» по поэзии М.Цветаевой.

В 1980-е стиль чайковского драмтеатра складывался, прежде всего, на основе классической отечественной и зарубежной литературы, на ее колоритных сценических характерах. Театр целенаправленно шел по пути создания ярких социальных портретов, тщательно выписанных посредством психологической детализации. Вместе с Журавской в разные годы работали еще пять режиссеров: Н.Ширяев, Э.Коростелев, А.Волков, Н.Коваль, Р.Семейкин и А.Плотский. Однако это был театр одного режиссера - Л.Б.Журавской. Ею определялось все: репертуарная политика, трактовка пьес и характер исполнения ролей. В основе актерской школы Л.Журавской лежали четыре принципа: реалистическое раскрытие пьесы, актерское мастерство, ансамбль и качественная сценическая речь.

Именно в этот период в труппе образовалось живое «ядро» актеров, которое на многие годы определило лицо Чайковского театра - в основном бывшие кизеловские молодые мастера: Г.И.Малашин и Е.В.Несговоров, Г.А.Гой-Борзенко, Л.И.Волкова, Л.И.Малашина и Г.И.Палехова, А.С.Ремнев, В.М.Протасов и С.М.Борзенко. В труппу органично влились и представители других театральных школ - В.М.Новоселов, Т.А.Волкова, А.М.Волков, Г.И.Ухин. Гуманное и гражданственное, их реалистическое искусство согревалось теплом человеческого сердца. И зритель стал приходить в театр не только ради удовольствия - для воспитания чувств.

В золотой фонд чайковского театрального искусства первого десятилетия по праву вошли выдающиеся работы Л.Б.Журавской - ее спектакли по пьесам М.Горького «Васса Железнова» (1983) и «На дне» (1986), комедия «Любовь и голуби» В.Гуркина (1985), «Три сестры» А.Чехова (1985), «Без вины виноватые» А.Островского (1988), «Трактирщица» К.Гольдони (1990), «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо (1990) и другие. Несколько театральных сезонов радовали маленьких зрителей «Золушка» (1984) и «Снежная королева» (1986) Е.Шварца. Только в превосходной степени рецензировали спектакли Н.Ширяева «Квадратик неба синего» (1982), А.Волкова - «Наедине со всеми» (1986), Р.Семейкина - «Марья» (1988).

Первые официальные признания успехов: за постановку «Вассы Железновой» и исполнение главной роли дипломом Министерства культуры СССР отмечена режиссер-постановщик и артистка Л.Журавская. По итогам 39-го фестиваля «Пермская театральная весна» лучшими признаны спектакли Л.Журавской «На дне» и «Сказка о царе Салтане». Дипломами I степени награждены артисты Е.Журавская (Царевна-Лебедь, Василиса) и А.Ремнев (Сатин); дипломами II степени - А.Волков (Барон), Т.Волкова (Настя), С.Борзенко (Актер), Г.Гой-Борзенко (Квашня), В.Плясунов (Лука) и П.Сарычев (Васька Пепел).

В условиях «лихих 90-х», при хроническом безденежье, Чайковский театр выживал, как мог. Здание театра нуждалось в капитальном ремонте. В творческом коллективе - текучка. В программках появлялись все новые имена. С 1992 года, после ухода Л.Б.Журавской с поста главного режиссера, театр возглавляли Г.И.Малашин, В.П.Хлыстов, Е.Е.Журавская, Л.А.Алексеев, М.Н.Бывалин. Спектакли ставили Г.Куцан, А.Дубов, Л.Дубова, В.Конев, В.Дроздов, А.Алексеев.

Не благодаря, а вопреки рождались добротные спектакли Л.Журавской «Коварство и любовь» (1991) и «Выходили бабки замуж» (1998), талантливые постановки Н.Ширяева «Лаокоон» (1993), «Призрак Александра Вольфа» (1994) и «Корабль дураков» (1995), детский мюзикл С.Борзенко «Тук-тук! Кто там?» по сказке М.Бартенева. В ноябре 1995 года в Магнитогорске комедия-фарс Л.Журавской «Дом Бернарды Альбы» по пьесе Ф.Г.Лорки была награждена дипломом II степени Международного фестиваля «Театр без границ». По мнению московского театрального критика Н.Старосельской, «в Чайковском драмтеатре есть подлинные звезды сцены - Т.Волкова (Бернарда), И.Васильева (Мартирио) и Г.Гой-Борзенко (Понсия)». А зрителя все нет, он сам выживает, как может. И словно калачом, его заманивали то театром настроений или театром бытовых форм, то театром стилизаций и спектаклями-детективами. Тщетно.

Тогда в «народ» пошли сами актеры. В средней школе № 8 Л.И.Волкова создала театр младших школьников. У А.Линкера - детский литературный театр, в котором он - и сценарист, и режиссер, и актер-кукловод. Покинул драмтеатр В.Князев и организовал в педучилище свой - камерный, муниципальный.

Со своим моноспектаклем «Кудрявый гений русской поэзии» о С.Есенине ходит по учреждениям культуры В.Протасов. А у В.Костоусова четыре разножанровых моноспектакля. Окрыленный успехом, В.Костоусов совместно с актером В.Новоселовым ставит дуэт-спектакль «Дары волхвов» по новеллам О'Генри и Тэффи (2000). И в следующем году «за артистичность и интеллигентное воплощение роли» в этом спектакле они становятся дипломантами Пермского театрального фестиваля «Волшебная кулиса».

Свой 21-й сезон 2002/2003 годов театр начал с новым директором Валерием Никифоровичем Эминовым. За девять лет он снискал славу руководителя современного типа. Для развития материальной базы он умеет изыскивать и направлять в театр финансовые потоки: дополнительные бюджетные средства, спонсорскую помощь, гранты конкурсов театрального творчества. Плоды деятельности Валерия Никифоровича - улучшающиеся условия труда режиссеров и актеров, комфорт и зрительский интерес театралов. В театре на сегодняшний день пять заслуженных артистов России - Т.Волкова, В.Костоусов, Г.Борзенко, Л.Волкова и И.Муран. К сожалению, ушел в мир иной Вячеслав Новоселов - первый в Чайковском актер, которому было присвоено это высокое звание.

Расцвело искусство мастеров сцены среднего поколения - В.Князева, С.Тетеновой и С.Дороховой. В актерский коллектив органично влились талантливые молодые актеры А.Палкин, И.Костоусов, В.Брянский, А.Панина, Е.Сенько, М.Картазаева, Я.Кошенкова и другие. Режиссеры различных школ и направлений уже почувствовали: сейчас Чайковский муниципальный театр драмы и комедии может справиться с любой творческой задачей. Причем в короткие сроки и с высокой степенью художественности.

Наш зритель принял на «ура» практически все спектакли петербургского режиссера А.Орлова: «Дикарь» («Третье слово») А.Касоны (2004, 2010) и «Месье Амедей» А.Рейно-Фуртона (2005), «Он, она, окно, покойник» и «Чисто семейное дело» (2008, 2009) Р.Куни, «Очень простая история» М.Ладо (2009), «Вожак» З.Станку (2010) и «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери (2010). С шумным успехом прошли комедийные премьеры пермского режиссера В.Узуна «Ужасные родители» Ж.Кокто (2002), «Шутки в глухомани» И.Муренко (2003) и «Собака на сене» Лопе де Веги (2010). Дали зрителю пищу для размышления полемичные, но, несомненно, даровитые спектакли В.Конева «Дядюшкин сон» Ф.М.Достоевского (2004) и «Добрый день, господин Гоген!» А.Ставицкого (2005).

Состоялись режиссерские дебюты актеров театра. В 2005 году В.Новоселов поставил комедию «Шутки» по водевилям А.Чехова. В театре родились два новых «режиссера-сказочника». Т.Волкова со «Снежной королевой» Е.Шварца и А.Палкин - с «Джеком-Воробьем и Дочерью Дракона» по собственному сценарию (2010).

Театр сегодня - это «столица» профессионального искусства города и района. Только по территориальному статусу. А по факту? На спектакли и культмассовые мероприятия нашего театра приезжают зрители Еловского, Куединского районов Пермского края и Удмуртии. Не говоря уже о туристах и командировочных из разных регионов России. Несколько лет как театр стал излюбленным местом проведения всевозможных городских и районных культурно-массовых мероприятий, юбилейных и свадебных торжеств, авторских вечеров и презентаций новых книг чайковских прозаиков и поэтов. Высокая степень востребованности позволяет творческому коллективу театра с уверенностью смотреть в будущее.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.