Смоляне рассказали друзьям-славянам о любви / Гастроли Смоленского театра в Польше и Украине

Выпуск № 6-146/2012, Из дальних странствий

Смоляне рассказали друзьям-славянам о любви / Гастроли Смоленского театра в Польше и Украине

Театральный сезон в Смоленском государственном драматическом театре им. А.С.Грибоедова отрылся в начале октября. Зрители увидели две премьеры. Театр побывал в Нежине в Черниговской области на Украине и в Лодзи в Польше.

О гастролях рассказал главный режиссер Смоленского драматического, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Михайлович Барковский.

 

В Нежине мы побывали на VII Международном фестивале женского творчества им. Марии Заньковецкой. На нем было представлено интересное созвездие спектаклей драматических театров братских стран: России, Украины, Беларуси. Во главу угла фестиваля была поставлена ЖЕНЩИНА. Ведь не случайно в свое время именно Марию Заньковецкую называли «украинской Элеонорой Дузе». Ее талант, яркая индивидуальность завораживали всех, кто ее видел на сцене и встречался с ней.

На фестивале царила удивительная атмосфера благожелательности и внимания. И это чувствовалось не только в общении с коллективом Нежинского украинского драматического театра им. М.Коцюбинського, но и со всеми представителями общественных культурных институтов города. Это дает право сделать вывод, что, как бы ни ломалась система, и политическая, и духовная, театр всегда будет вдохновлять и объединять нас на созидательные связи и отношения, чтобы думать о лучшем для нашего общения.

Мы представили на фестиваль спектакль «Этюды любви» по пьесе Е.Поповой. Это премьера предыдущего театрального сезона уже оценена не только смолянами, но и зарубежными критиками и зрителями. Весной этого года мы получили приз «За лучшую режиссуру» на XI Международном фестивале театрального искусства «Славянские встречи» в Беларуси. В Нежине международное жюри фестиваля оценивало работу наших актрис, как я уже сказал, фестиваль был посвящен женскому творчеству, в шести номинациях. Актриса нашего театра Ольга Федорова была признана победительницей в номинации «За самый экспрессивный женский образ на фестивале». Результаты фестиваля мы узнали позже, но прекрасные слова, сказанные после спектакля, в праздничной обстановке, и надежды, связанные с нашим дальнейшим сотрудничеством поистине являются ценным материалом для анализа и выстраивания диалога о будущем нашего общения.

Интеллигенция города, руководство культуры, публика, критики высоко оценили спектакль, говорили о сценической культуре, о прекрасных актерских работах. Спорили, кому же из наших актрис отдать предпочтение.

С огромнейшим удовольствием в такой атмосфере мы играли спектакль, общались, делились впечатлениями о наших приобретениях, наших потерях, наших сомнениях и наших завоеваниях. Прощались с надеждой на будущую встречу.

Спетакль Нежинского театра смоляне смогут увидеть на III Международном театральном фестивале «Смоленский ковчег», который пройдет совсем скоро - в апреле 2012 года.

Если говорить о нашей поездке в Польшу, то в данном случае в связи с мыслью о расширении гастрольного и фестивального поля деятельности театра пришлось использовать мои связи, сложившиеся за немалую творческую биографию. Именно таким образом появилась возможность побывать в Новом театре им. Казимежа Деймака в Лодзи в Польше. Так как в свое время у меня были неплохие отношения, которые позволили в сегодняшнее время войти в творческий контакт. Что удивительно: время проходит, а хорошая память остается. К слову, та же история с театрами Швеции.

Как известно, на протяжении многих лет Лодзь известен как город с великолепной театральной традицией. Ежегодно в декабре здесь проходит Международный фестиваль операторского искусства «CAMER-IMAGE», на который со всех уголков мира съезжаются признанные мастера. Именно здесь находится всемирно известная Высшая Школа Кинематографии, Телевидения и Театра.

Для меня Лодзь - это город, который навевает воспоминания о юности. Первое, что всплывает - это «Чайка», которую я ставил в Высшей театральной школе. Она была решена в условной остро-авангардной манере. Именно тогда творчество сблизило и подружило меня с директором и художественным руководителем Нового театра им. Казимежа Деймака в Лодзе Здиславом Вислукой. Он остался в моей памяти как человек, внимательно вглядывающийся в перипетии прошедшего ХХ века. Здислава я вспоминал с уважением и почитанием. И спустя много лет нам было легко общаться. Мы вспомнили нашу юность. В свое время он много сделал для того, чтобы моя постановка состоялась. С огромным трепетом я увидел исключительный торговый культурно-развлекательный центр «Мануфактура». Уникальное как в польском, так и в европейском масштабе предприятие ревитализации, соединяющее в себе современные архитектурные формы с отреставрированными зданиями фабрики Израела Познаньского ХIX в. Сейчас он является административным, культурным, общественным центром города. Все лучшее собрано там.

Наши отношения с огромным вниманием были оценены труппой театра, где, начиная с 1993 года, Здислав является хозяином. Он сам разрабатывал проект, выполнял работы и как строитель, и как архитектор, и как рабочий. Получилось удивительное здание с хорошими цехами, малой (на 140 мест) и большой (на 380 мест) сценами, помещениями для проживания артистов. Он сумел все это сделать, благодаря своему авторитету и особым знаниям, которыми должен обладать творческий человек. Здислав пользуется авторитетом в городе, участвовал в его восстановлении. Считается одним из лидеров общественной жизни, которые сумели создать имидж, способствующий возрождению города. Что еще удивительно в работе его театра: планы достаточно масштабные. Они играют 50 спектаклей в месяц, чего мы не позволяли себе даже в советское время. В репертуаре театра имена из мировой классики, современной драматургии. Особое место занимают национальные авторы. Здесь только самые известные имена.

Для знакомства в Польшу мы повезли тот же спектакль «Этюды любви». Мы предполагали, что именно те проблемы, которые поднимаются в этом спектакле, будут близки польской публике. И не ошиблись. Спектакль был оценен очень высоко.

Еще на пресс-конференции поляки интересовались смоленским театром. Немаловажная деталь - были заданы самые неожиданные вопросы. Многие касались драматурга. В Лодзи были удивлены, что Елена Попова, являясь победителем I Всеевропейского фестиваля драматургии, автором, чьи пьесы идут по всему миру: и в Англии, и в Германии, и на Украине, и в России, и в Беларуси, не знакома польской публике. Их внимание, отклики после спектакля говорят о многом: наш спектакль произвел сильное впечатление на публику. В течение всего пребывания нас окружали внимание, улыбки, благожелательность.

Именно благодаря высокой оценке спектакля мы смогли завязать более тесный творческий диалог - диалог театров двух стран. Мы получили приглашения от всех ведущих театров Лодзи о проведении обменных гастролей. Это было сказано сразу после спектакля, на котором присутствовали директора этих театров. Если говорить о приеме, то все было сделано на высочайшем уровне. Может быть, мы где-то в душе и опасались, что нас что-то разъединяет, но оказалось, славянский дух жив и он корректирует наши отношения.

В подтверждение наших успешных гастролей мы заключили договоры на обменные гастроли в сентябре 2012 года, а также окончательно решили вопрос о приезде труппы театра Лодзи на наш фестиваль. Так что смоленские зрители увидят польскую труппу уже скоро - в апреле на фестивале.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.