«Быть женщиной – великий шаг…». Об «Идеалистке» А.Володина в РАМТе, и не только

Выпуск №4 - 114/2008, Премьеры Москвы

«Быть женщиной – великий шаг…». Об «Идеалистке» А.Володина в РАМТе, и не только

Пастернаковская строка вспомнилась не случайно. И вовсе не потому, что Борис Леонидович Пастернак был любимым поэтом Володина, вкус к творчеству которого Александру Моисеевичу привил его старший двоюродный брат и кумир, получавший уроки актерского мастерства в Студии под руководством Алексея Дикого, в годы Великой Отечественной войны руководивший театром Черноморского флота. Просто она, эта строка, чаще всего вспоминается тогда, когда думаешь о женских образах в произведениях Володина — существах скромных, по большей части неприметных и одновременно невероятно цельных. Как не трудно догадаться, они никого «не сводят с ума» с первого взгляда, но, тем не менее, за редкую способность в любых обстоятельствах сохранять свои лучшие душевные качества их можно смело назвать настоящими героинями.

Такой материал — подарок для актрис, которым в отличие от коллег-мужчин не так часто выпадает шанс встретиться с интересными ролями. И вовсе не случайно у многих из представительниц прекрасного пола, служащих в театре и снимающихся в кино, именно с драматургией Володина связаны наиболее значительные профессиональные достижения. Взять хотя бы, к примеру, Людмилу Фетисову с ее Женькой Шульженко из поставленной в ЦТСА «Фабричной девчонки», Татьяну Доронину — Надю Резаеву в сценической версии «Старшей сестры», выпущенной в питерском БДТ, и кинематографическом варианте этой пьесы, Нину Дорошину — Нюту в современниковском спектакле «Назначение», Алису Фрейндлих — Альдонсу в мюзикле «Дульсинея Тобосская», Людмилу Гурченко и Зинаиду Шарко, сыгравших Тамару Васильевну соответственно в фильме «Пять вечеров» и в постановке того же Большого драматического театра.

Кстати, Шарко была первой исполнительницей главной роли и в «Идеалистке», написанной Володиным в 1962 году по просьбе режиссера Александра Белинского, ставившего «Идеалистку» дважды: на эстраде с Зинаидой Шарко и Сергеем Юрским и на телевидении, но уже с Алисой Фрейндлих и Никитой Михалковым.

Появлению «Идеалистки» А. Володина в нынешней столичной театральной афише мы обязаны режиссеру-постановщику Российского академического Молодежного театра Владимиру Богатыреву и артистке РАМТа Ульяне Урванцевой, которые увидели в этой почти забытой сейчас миниатюре возможности для создания моноспектакля.

И в этой идее есть свое рациональное зерно. Все-таки «Идеалистка» — не что иное, как исповедь женщины средних лет. Ее подробное, обстоятельное повествование об эпохе НЭПа и периоде ленинградской блокады, о читателях библиотеки, где она работает всю жизнь. И в частности — о некоем Сергее Баклажанове, а потом и о его сыне...

Словом, «Идеалистка» — неторопливый рассказ о себе и времени, которое в нашей стране редко оказывается благосклонным к рядовым гражданам. Камерность литературного первоисточника объясняет выбор места проведения спектакля — так называемой «Черной комнаты» РАМТА, представляющей собой крохотный, задрапированный темной тканью закуток, куда можно попасть прямо из зрительского буфета. Он вмещает чуть больше ста человек, а игровая площадка расположена здесь на расстоянии нескольких шагов от скамеек, предназначенных для публики.

По воле художника-постановщика спектакля Лилии Баишевой между ними «примостились» рабочий стол библиотекарши и множество книг, преимущественно классических, персонажи которых давно уже стали для библиотекарши Ульяны Урванцевой хорошими знакомыми. Стоит предположить, что лишь благодаря общению с ними она и сохранила веру в существование таких «книжных», по современным меркам, понятий, как дружба и любовь.

Последнюю Идеалистке-Урванцевой, как становится ясно по ходу сюжета, довелось по-настоящему испытать лишь платонически, и «объектом» ее оказался тот самый Баклажанов, но, несмотря на это, героиня отнюдь не выглядит ущербной. А наоборот приятно удивляет своим внутренним позитивным настроем.

Самодостаточны в интерпретации Урванцевой и шекспировская Офелия, и гоголевская Агафья Тихоновна, монологи которых в переложении того же Александра Володина наряду с его стихами (некоторые из них послужили основой для песен, вошедших в звуковую партитуру рамтовской «Идеалистки» и звучащих в исполнении автора музыки — Александра Хочинского) введены в ткань спектакля.

Продолжительностью в один час десять минут, чрезвычайно обаятельного сценического действа, пусть и деликатно, но все-таки настаивающего на том, что человеку очень важно уметь чувствовать самому и в этом стараться находить удовлетворение. Не правда ли, очень верный и нужный сегодня смысловой посыл?

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.