Игра в оперу \ V Московский фестиваль "Открытая сцена"

Выпуск № 7-147/2012, Фестивали

Игра в оперу \ V Московский фестиваль "Открытая сцена"

Представленные в рамках V Московского фестиваля «Открытая сцена» спектакли «Ангел и психотерапевт» Ефрема Подгайца и «Превратности любви» Валерия Дьяченко - наглядное свидетельство того, сколь благодатным полем для эксперимента может стать современная опера. И сколь сильна в этом жанре власть штампа, маскирующегося под верность традициям.

Заколдованный круг современного театра: чтобы занять место под солнцем, ты долен доказать, чего ты стоишь; чтобы доказать, нужно, чтобы тебе дали такую возможность, то есть вложили средства в реализацию твоей идеи. Желающих покупать кота в мешке априори немного - нереализованные замыслы, вместо того, чтобы давать плоды, засыхают на корню. А человечество получает для своих анналов еще одну историю неУдачи. В опере преодолеть силу инерции этого круга гораздо сложнее, чем в драме. «Благодарить» за это надо не только специфику жанра, тяготеющего к полотнам масштабным и густонаселенным, каковые не каждому новичку, даже обладающему дарованием и энергией, по плечу. Но существуют ведь и камерные произведения. Не удастся все свести и к такому прозаическому обстоятельству, как относительно небольшое количество театров оперных (по сравнению с драматическими) и практически полное отсутствие свободных (то есть не принадлежащих консерваториям и филармониям) площадок, пригодных для постановки опер: можно и на несвободную постараться пробиться, хотя бы на учебную. Проблема, на наш взгляд, в другом...

Молодые с неохотой идут в оперную режиссуру, даже если и мечтают посвятить себя именно этому поприщу. И наметившийся в последние несколько лет сдвиг кардинальным, несмотря на всю его эпатажную радикальность, не назовешь, ибо пока погоды он не делает. Для начинающего режиссера, независимо от сферы приложения его дарований, в порядке вещей обращаться, в первую очередь, к своему поколению: с этой аудиторией он может свободно изъясняться на одном языке. Но как увлечь его, поколение это, таким «нафталинным» искусством? Чтобы ломать стереотипы восприятия, а «безнадежная устарелость» оперы - один из самых стойких в театральном искусстве, мало обладать дарованием. Тут без нестандартного, или, как его нынче предпочитают именовать, креативного, мышления никак не обойтись. А это качество редкое, в комплекте к дарованию как таковому не прилагающееся.

Собственно, «Открытая сцена» и являет собой тот камертон или, если хотите, лакмусовую бумагу, наличие нестандартного мышления в режиссере и определяющую. В этом смысле фестиваль схож с научной лабораторией: если из сотни опытов хотя бы один даст нужный результат, эксперимент можно считать удачным (переведите на язык любого искусства те самые «тысячи тонн словесной руды», перелопаченные ради единственно точного слова). А у «Открытой сцены» эффективность не в пример выше. Но что еще ценнее, и организаторы фестиваля, и Правительство Москвы, предоставляющее гранты соискателям, даже в рыночные времена не забывают о том, что цена открытого таланта «стоимостью в рублях» не определяется.

Однако, от слов - к делу.

Оба спектакля созданы по принципу игры. «Ангел и психотерапевт» - это своего рода игра в жизнь. В основу либретто Лев Яковлев положил рассказ американского писателя-фантаста Джона Кольера «Падший ангел» с весьма узнаваемыми житейскими коллизиями. Бес (Илья Ушуллу) подлавливает Ангела (Екатерина Кирина) на нарушении парочки мелких божественных предписаний и в качестве наказания отправляет на землю на семь лет в надежде, что за это время человек доведет совращение с пути истинного до конца, и жертва окажется в полной власти рогатого искусителя. Девушка-ангелочек, очутившаяся на земле, в буквальном смысле не от мира сего. А таким прямая дорога к... Психотерапевту (Алексей Ганьшин). Как это часто случается, врач влюбляется в прекрасную пациентку. Они женятся, заводят детей, ссорятся-мирятся, изменяют друг другу по мере возможностей, как любая земная супружеская пара, но при этом все равно не мыслят жизни друг без друга. Так что, когда по истечении отпущенного срока Бес является за своей законной, как ему кажется, добычей, Психотерапевт дает ему решительный отпор. Расстроенный Бес впадает в депрессию, причину которой врач видит в... хвосте и ловко избавляет от нее своего «пациента». Любовь, как и положено, торжествует. Хеппи-энд!

Свою часть работы дирижер-постановщик Владислав Булахов и возглавляемый им камерный оркестр «Времена года» проделали безукоризненно. Такое исполнение слушаешь с удовольствием, даже не будучи поклонником творчества композитора. Ироничная, легкая и при этом не лишенная глубоких подтекстов музыка Ефрема Подгайца дает молодым исполнителям простор не только для вокальной, но и для актерской самореализации. И в том, что это осуществилось, немалая заслуга молодого режиссера Екатерины Василевой. Она не только точно определила каждому исполнителю его актерские задачи, но сумела создать на крошечной сцене (премьера состоялась в Камерном театре им. Б.Покровского) насыщенную драматическую атмосферу, когда и декорации, и реквизит, и миманс - все работает на закрутку драматургической пружины.

Сценография Александра Арефьева - красноречивый пример того, как из ничего можно сделать нечто. Стены из обыкновеннейших белых картонных ящиков в самых неожиданных местах открываются «окошками» из того мира в этот, а прошивающие эти стены причудливо извивающиеся алые «трубы» в финале оказываются тем самым чертовым хвостом, храбро отпиленным Психотерапевтом. Смешно, остроумно и самоигрально. И вполне во вкусе нынешних молодых, готовых иронизировать над чем угодно.

В итоге все складывается в динамичное, чуть циничное, туго закрученное действо вполне европейского формата (чуть меньше двух часов вместе с антрактом), которое способно привлечь и увлечь зрителя от 20 до 35, что, собственно, и требуется.

С «Превратностями любви» ситуация, увы, совершенно противоположная. И это вдвойне огорчительно, поскольку невесомая, искрящаяся, воистину моцартианская, музыка Валерия Дьяченко как нельзя лучше ложится на нестареющий сюжет «Виндзорских насмешниц» Шекспира. Это тот случай, когда оперу лучше слушать с закрытыми глазами, не глядя на сцену, дабы не разочаровываться. Дирижер Вадим Судаков сделал все возможное, чтобы на пространстве отпущенного ему музыкального материала оркестр и исполнители проявили себя во всю силу отпущенных им дарований: вокалисты купаются в музыке, оркестранты «подыгрывают» артистам. Но... остаются вопросы, которые неясно кому адресовать.

На программке черным по желтому написано «музыкальная комедия в 3-х действиях», но все эти три действия уложены в час с небольшим. Причем музыкальные «швы» на месте разъятой на фрагменты партитуры слышны даже не слишком тренированному уху. Чей это произвол: дирижера или режиссера-постановщика Татьяны Миткалевой? Ответа у нас нет, но почему-то кажется, что это «заслуга» режиссера: музыкант вряд ли «заштопал» бы партитуру так топорно.

С драматургией и вовсе беда. Зрителю, незнакомому с приключениями, выпавшими на долю сэра Джона Фальстафа, ни за что не разобраться в том, как именно отомстили ему за вероломство виндзорские дамы и какие препятствия на пути к счастливому браку пришлось преодолеть юным любовникам. Ну а те, кто знает и любит пьесу, не устают недоумевать, до какой степени можно было ее обкорнать. Так что обладающие неплохим драматическим потенциалом артисты просто не имеют возможности его проявить. Наличие же самого потенциала можно предположить по тем кратким мгновениям, когда им удается, чуть ли не против воли режиссера, показать своих героев живыми людьми, пусть и изъясняющимися стихами под музыку, а не привычной прозой.

Тут, по идее, надо было бы перейти к поименному перечислению тех, кто на критика произвел наиболее яркое впечатление, но, увы, и этой возможности критик лишен. Самым безжалостным образом. Программка очень подробно излагает историю капеллы и творческую судьбу композитора, приводит какие-то сведения о руководителе коллектива и режиссере, но... ни единого слова об исполнителях. Дама, представлявшая исполнителей перед началом спектакля, просто прочла их фамилии с листа. Человеку, не знакомому с личным составом капеллы, зафиксировать сей перечень можно было только на диктофон, но под руками его, увы, не было. Неужели сложно было размножить этот лист хотя бы на обычном ксероксе и вложить в программки, отпечатанные на глянцевой бумаге? Так что приношу глубочайшие извинения и артистам и читателям - нет у меня возможности «вспомнить всех поименно».

А стоило. Еще и потому, что условия, в каких им пришлось играть спектакль, иначе как чудовищными, не назовешь. Запихнуть шекспировских персонажей в тесное пространство, уставленное металлическими ширмами на колесиках, словно взятыми напрокат из ближайшего модного магазина, задрапированные тканюшками с отпечатанными на них «идиллическими» пейзажами, приводящими на память кричащие японские календари! Как говорится - без комментариев. Самое экономное концертное исполнение на фоне чистой белой стены или сидящего на подиуме оркестра выглядело бы куда достойней.

Резюмирую. Кто все-таки объяснит мне, зачем из полноформатной оперы сделали нарезку длиной в час с небольшим? Зачем цельное гармоничное произведение превратили в коллаж из музыкальных номеров, каждый из которых сам по себе слушать очень приятно, но оперой в точном значении слова нельзя назвать даже с большой натяжкой? Кому и для чего понадобилось делать из самостоятельного произведения второе отделение довольно убогого концерта? Если хоть на один из этих вопросов я получу вразумительный ответ, непременно поделюсь им с уважаемыми читателями. А пока мне придется просто поставить точку. Или многоточие...



Проект «Открытая сцена» реализуется на протяжении 10 лет. Главная его цель - государственный целевой творческий заказ на реализацию инновационных проектов в области исполнительских искусств.

Московский фестиваль «Открытая сцена» учрежден в 2004 году Департаментом культуры Москвы как смотр профессионального искусства молодых деятелей театрального и музыкального искусства, удостоенных на конкурсной основе грантов Правительства Москвы.

Сегодняшнюю афишу московских театров в немалой степени формируют те режиссеры, чья творческая деятельность была поддержана грантами «Открытой сцены»: Миндаугас Карбаускис, Евгений Каменькович, Дмитрий Крымов, Кирилл Серебренников, Гарольд Стрелков, Игорь Яцко, Василий Бархатов, Жанна Жердер, Ирина Лычагина, Иван Поповски, Юрий Хочин и др.

В сводную афишу V фестиваля «Открытая сцена» были включены не только премьеры текущего сезона, но и спектакли, занявшее прочное место в репертуаре московских театров со дня премьеры: «Времена... Года...», «Сказка Арденнского леса», «Абсент», «Карлсон, который живет на крыше», «P.S. Грезы», «Золушка».

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.