Классика навсегда / VIII Международный театральный фестиваль "Классика сегодня" (Днепродзержинск, Украина)

Выпуск № 7-147/2012, Содружество

Классика навсегда / VIII Международный театральный фестиваль "Классика сегодня" (Днепродзержинск, Украина)

Небольшой, но весьма значительный в промышленном отношении город Днепродзержинск расположен по обе стороны Днепра. Жизнь его горожан целиком зависит от работы или простоя предприятий. В мае уже тридцатиградусная жара. Хотя трава еще не выгорела, дождь очень нужен. Жители озабочены судьбой своих огородов, поскольку они гарантируют семье относительную экономическую базу. В центре, у памятника Ленину, еврейская община с оркестром отмечает завершение праздника Песах. А перед зданием Музыкально-драматического театра им. Леси Украинки - памятник Тарасу Шевченко, до странности непропорциональная фигура в крылатке. Я раздражалась, пока мне не объяснили: по распоряжению партийных властей Поэту подрезали ноги, чтобы не был выше Ленина. Ума не спрячешь, как говорят в Галичине. Те слуги народа давно не у власти, а эти двое так и остались свидетельством эпохи.

Чистенький, обновленный фасад театра и площадь украшены афишами, плакатами и воздушными шариками, обещают праздник. Начинается VІІІ Международный театральный фестиваль «Классика сегодня», с участием театров Украины, России, Молдовы, Беларуси, Грузии, Казахстана и Румынии. В этот раз программа расширена: кроме обычных спектаклей в театре, будут показаны работы малых форм на сцене Музея истории Днепровского металлургического комбината. Всего 16 спектаклей за 9 дней плюс капустник совместного межтеатрального производства! Откровенно говоря, такая насыщенная афиша казалась изначально неподъемной для театралов небольшого города. Но, вопреки сомнениям, зал театра был полон, а камерными экспериментами заинтересовалось удивительно много людей, оказавшихся готовыми поддерживать актера собственной встречной работой.

В заявленной программе случилась только одна замена и один казус. Вместо не прибывшего из Кишинева «Вишневого сада» А.Чехова хозяева фестиваля сыграли «Позднюю любовь» А.Островского. А участники трогательной юношеской студии «Рустави» при Грузинско-Украинском институте социальных отношений, знакомя зрителей с классической пьесой А.Церетели «Кинто», очевидно, не вполне представляли уровень профессионального состязания.

Днепродзержинский театр открыл фестиваль двумя спектаклями. Персонажи гоголевской «Женитьбы» (режиссер-постановщик С.Чулков) окружены пестреньким обойным лоскутом интермедийного занавеса, непримечательным интерьером и отраженным в холодных волнах, струящимся, опрокинутым Петербургом. Его плывущие, передернутые вертикали так выразительны, что вовлекают даже фонари, в пляске святого Витта разбежавшиеся по городу (художник-постановщик Т.Чухрий). Не то удивленный, не то сочувственный смешок вызывают и люди в обыденных и странных обстоятельствах матримониальной процедуры. Тут не до глупостей вроде любви. Приходит время жениться, а как это сделать правильно, никому не известно. И время уходит.

Соблазнительные дамские прелести, демонстрируемые из-за интермедийного занавеса (балетмейстер Н.Клишина), живая картина грядущего счастливого отцовства и складная линейка Яичницы (А.Вертий), которой можно измерить, подойдет ли тебе кресло, да и все остальное. Все это смешно изобличает жениховскую озабоченность и легко согласуется с проблемой каждого. Но ни профессионально артистичная, порхающая Фекла Ивановна (Л.Михайличенко), ни неиссякающий, отменно мотивированный («Зачем ты меня женила!?») Кочкарев (О.Волощенко) не в состоянии одолеть сомнения. В диалоге Подколесина (Э.Тесленко) и Агафьи (А.Бахмут) мы совершенно ясно видим «двух подколесиных». И для очаровательной Агафьи неустойчивое равновесие тоже является состоянием совершенно естественным, но ей от выбора некуда было бежать.

Спектакль «Поздняя любовь» А.Островского, несмотря на пересекающиеся и параллельно скользящие линии любви, оставляет ощущение растерянной грусти (постановка и сценическая редакция М.Черняка). И Фелицата Антоновна (Л.Михайличенко) неустанно хлопочет о любимых сыновьях; и Маргаритова (А.Вертий) с дочерью связывает простое и понятное чувство; и смешно-трогательный Дормедонт (В.Капинус), со своей юношеской влюбленностью, возникает в самый неподходящий момент; и красавица Людмила

(Ю.Загальская), умная и глубокая, находится в зависимости от любви, которую мы должны понять и принять, а сделать это крайне сложно. Но ничто не снимает внутреннего вопроса: что же, собственно, произошло с героями?

Открывавший малую сцену гость фестиваля, спектакль Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке «Анекдоты ХХ века» был моноспектаклем Михаила Черняка, исполнявшимся вне конкурса.

Очень жаль, что вне конкурса, ведь за два с половиной часа, персонифицировав произведения А.Аверченко, Н.Агнивцева, И.Иртеньева, Саши Черного, В.Конецкого, артист показал владение залом, мастерские переходы из характера в характер, острое ощущение темпоритма и жанра - замечательную работу с хорошей литературой.

Национальный академический украинский драматический театр им. И.Франко участвовал в фестивале камерным спектаклем по драматической поэме Леси Украинки «На поле крови» (постановка Ю.Розстального). Сложнейшее философское произведение живет во вневременной знаковой среде (художник Ф.Александрович). Бесплодную пустыню обозначаем бесценностью воды в рукомойнике, ничтожность поля, купленного за 30 сребренников, - горстью земли в маленьком пластмассовом вазончике, а диалог Иуды и Прочанина (О.Ступка, Д.Рыбалевский) происходит между двумя совершенно современными, одинокими, потерянными парнями. Поначалу инертный, разобщенный разговор вовлекает нас в тайную внутреннюю необходимость. Мы должны выяснить и понять движущие силы сюжета двухтысячелетней давности.

Как хорошо слаженный часовой механизм, работает спектакль «Калигула» А.Камю (режиссер-постановщик С.Павлюк) Ривненского академического украинского музыкально-драматического театра. Бодрый, жесткий, с почти физическим чувством опасного скольжения на грани. Среди металлических конструкций, вокруг двух бассейнов, с водой и грязью (художник-постановщик А.Локтионова), приплясывая, читая газеты, издеваясь, умирая, кривляясь и желчно ухмыляясь (пластика В.Белозоренко), откровенным приемом представления актеры исследуют личность во власти и власть в личности. Нам не остается ни малейшей надежды, Камю все-таки, но мы по этому поводу не особо печалимся. Нас развлекает узнавание: раздача министерских портфелей, заговор патрициев в термах, изваляние оппозиции в грязи перед уничтожением...

Брянский областной театр юного зрителя представил советскую классику. «А зори здесь тихие» Б.Васильева (режиссер-постановщик С.Науменко), спектакль, посвященный 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Но, к сожалению, возможные ожидания не оправдались.

С помощью трех штанкетов, с подвешенной, исполосованной, защитного цвета тканью, станка и пандуса художнику-постановщику Ю.Соломонову удалось создать место действия: лес, болото, рельеф, тревожный ритм движущейся враждебной среды... Хрупкие девичьи фигурки работают, как отрицание войн и смерти... И мизансцены, кажется, простроены... А все остается на уровне текста... Может быть, не стоило играть спектакль с шестью (судя по программке) исполнительскими вводами? Ведь уважение к подвигу народа не гарантирует ансамбля на сцене.

Камерный спектакль «Кроткая» по Ф.Достоевскому Луганского академического русского драматического театра (режиссер Е.Ткаченко) показал нетерпимость малой сцены к приблизительности. Тщательного, подробного воссоздания С.Евдокимовым мыслей и смятенных чувств Ростовщика могло быть вполне достаточно. В конечном итоге, в памяти осталась одинокая фигура со сдвинутым от страданий лицом и пронзительными синими глазами. Появления Кроткой (О.Морозова), не предполагающие ничего, кроме изломанной пластики (хореограф В.Онищенко), призванной подчеркнуть ее изломанную судьбу, скорее отвлекали от создания образа героини в зрительском воображении.

Национальный театр им. Василе Александри (г. Яссы) интриговал зрителя задолго до своего появления. Нечасто есть возможность увидеть румынский театр, а тут еще и знакомо-незнакомое название «Фальстаф-шоу». Не являясь сторонницей некорректного обращения с классикой в виде разнообразных перепевов, перелицовок, так называемых римейков, я встречи ожидала сдержанно. И хотя в программе честно указано: «Сцены из пьес Шекспира «Виндзорские насмешницы», «Генрих ІV», «Генрих с актерскими импровизациями», но все же...

Одеваясь и преображаясь прямо на глазах у зрителя, выбирая реквизит и перебрасываясь на ходу обычными фразами, актеры предложили присутствующим поиграть в Шекспира. Наблюдая, как благодаря гиперболизированным толщинам и задору артист Даниэль Бузиок совершенно нормального телосложения превращается в неунывающего Сэра Джона Фальстафа, зритель мгновенно принял условия игры. Когда взрослые люди, включая представителей управления культуры, по просьбе артистов с удовольствием изображают лес (руками - ветви, голосом - тревожный шелест), вряд ли есть смысл спрашивать, не кажется ли им странным, что байкерские шлемы соседствуют с викторианским париком, а интермедийным занавесом у виндзорских насмешниц служит постельное белье (художник-постановщик Гелу Риска, костюмы - Алина Динка Паскасу). Блистательно организованная, сознательная эклектика, точно выдержанная в избранном жанре (режиссер-постановщик Ион Сапдару), не обижая Шекспира, приблизила к нему зрителя.

Гоголевские спектакли встретились в один день. И хотя соревнования между ними быть не могло, они шли на разных сценах, сопоставление все же возникло.

«Свой театр» из Вологды представил фантазию «Ссора» по повести «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Исполнители главных ролей (и всех остальных тоже) - режиссеры, оформители, реквизиторы, костюмеры (и все остальные) - О.Емельянов и В.Чубенко. Кроме стола со стульями да протянутой бельевой веревки, да любовного понимания Гоголя, юмора и острого ощущения внутреннего действия, оказывается, ничего и не нужно. Спектакль получился мягкий, легкий, наполненный добрым смехом, светлой грустью и ощутимым удовольствием исполнителей от сотворчества.

Конечно, определенные ожидания возникли и в адрес «Ночи перед Рождеством» (постановка и пьеса А.Драчева). Но едва ли они могли бы снизить восприятие спектакля Харьковского театра для детей и юношества. Сценография Аркадия Чадова, представляющая мир под созвездиями - благодатным, а Диканьку и Санкт-Петербург - совершенно равноправными на огромной подкове счастья, по существу, оказалась невостребованной. В ней живут люди сварливые, недоброжелательные, много пьющие, плохо поющие и неумные. Гоголь, вводивший колоритные украинизмы в свой текст, был бы изумлен, услышав их украинско-русский суржик.

А что сказал бы Николай Васильевич, узнав, как образ императрицы создается простым добавлением платья - Солохе, ничего при этом не меняя, ни внешне, ни внутренне. Платье - вещь необходимая, его подол собственноручно приподнимает Вакула, прицениваясь к черевичкам. Видимо, в этом и состоит его «подвиг».

Хорошо, что на малой сцене был еще один Гоголь - «Записки сумасшедшего» (режиссер М.Напалова, художники В.Сорокин, О.Бадассян), представленный Молодежным театром «Веселая душа» из г. Сочи. Это был спектакль не о безумии. О бесприютной любви, обрушившейся случайно на душу маленького человека, который не выдержал.

Благодаря молодому артисту М.Кореню полуторачасовой монолог Поприщина не ощущается ни затянутым, ни однообразным. Да и безумные мгновения надо выискивать и фиксировать, настолько они понятны, мотивированы и, как ни странно, логичны.

...На шахматной доске, кроме известных фигур, присутствует еще одна - болванчик, увековечивший фальшивые добродетели Тартюфа (художник-постановщик Л.Скокова). Мольеровский «Тартюф» приехал из дальнего далека. Каким-то чудом из Темиртау (Казахстан) Театру для детей и юношества удалось доставить в Днепродзержинск все имущество спектакля и показать полный, не адаптированный, вариант (режиссер-постановщик М.Маскалюк).

Большое желание уважительно работать с высокой классикой оказалось конструктивным. Пока артисты честно излагали сюжет, а зрители старались выяснить, на чем же зиждется легковерие Оргона (В.Хамутов), небольшая скульптурная голова Тартюфа, со стертыми чертами, подрастала: сперва - до бюста, потом - до 2/3 фигуры, дальше - полная фигура на высоком пьедестале воцарялась в центре сцены и, молитвенно сложа ручки, наблюдала за переживаниями подопытных. А они, нервничая, борясь, страдая, увлекли зал рассказом без купюр, без режиссерских изысков и насильственного осовременивания, и, к общему удовольствию, избежали беды.

Киевский Первый женский театр вывел на малую сцену идею Д.Дидро в «Исповеди монахини» (инсценизация Л.Семисюк, постановка Ю.Непши и В.Абазопуло). Спектакль оформлен пластикой молодых женских тел, графически четок в разработке мизансцен, красив, ведь то там, то здесь - организованная композиция.

Продемонстрировав интересные данные актрис, спектакль уверил нас в бесценности внутренней, духовной свободы человека, но как-то уж слишком прямолинейно, дидактически...

Обратное понимание свободы представили персонажи Ф.Достоевского в спектакле «Дядюшкин сон» Могилевского театра драмы и комедии им. В.Дунина-Марцинкевича. Все, кроме Зины, совершенно уверены в том, что свобода - производная денег. И все свои убеждения скрывают, кроме одной Марьи Александровны (А.Грахова). Она - напористая, хитроумная, энергичная, женственная и циничная. Она - пружина всего действия. Она сражается отчаянно, самозабвенно, чувствуя последний бой.

Тем досаднее поражение. Потому что ни достойных соратников, ни равных противников у нее в спектакле нет (режиссер-постановщик Н.Кашпур). И самый сложный из жанров - трагифарс не покорился, видим отдельно «траги-», и отдельно «-фарс».

Он скорее присутствовал в работе Небольшого драматического театра из Санкт-Петербурга, названной «Оркестр», хотя поставленной по мотивам, но весьма отдаленным от пьесы Ж.Ануя (режиссер-постановщик Л.Эренбург, сценография - В.Григорьев).

Артисты сыграли его лихо, четко, выдерживая достаточно напряженный темпоритм, старательно индивидуализируя и персонажей Ануя, и присочиненных, с разным, разумеется, успехом. Ведь понятно же, что оркестр обязательно перекроет ансамбль, но совсем не обязательно - чистотой звучания.

Весь актерский кураж был направлен на то, чтобы возникла обещанная в аннотации «...история всего человечества, причем преподнесенная нам под увеличительным стеклом, во всей своей правде и неприглядности». В эпизодах, в страстях, комплексах, предательстве, малодушии, прагматизме, ущербности, физиологизме, в грехах, среди которых не было, может быть, только содомского, мы увидели «человечество» и кривую улыбку режиссера.

Днепродзержинский фестиваль привлекателен не только вниманием к классике, но также интересом к профессиональным тенденциям и проблемам. Режиссура и сценречь, сценография и актерская школа, качество инсценировки, постановочная культура, моменты этические и философские - все это обсуждается вместе с творческой группой спектакля, значит, интересует не только членов жюри.

Учитывая эти и многие другие профессиональные критерии, лучшим спектаклем был назван «Калигула» А.Камю (Ривненский академический украинский музыкально-драматический театр); лучшей режиссерской работой - «Фальстаф-шоу», режиссер Ион Сапдару, Национальный драматический театр им. Василе Александри, Румыния; лучшим спектаклем на малой сцене - «Ссора» по Н.Гоголю («Свой театр», Вологда, Россия). Победителями в актерских номинациях стали: О.Волощенко (Кочкарев, «Женитьба», Днепродзержинский театр им. Леси Украинки) - лучшая мужская роль; О.Ступка (Иуда, «На поле крови», Национальный театр им. И.Франко, Киев) и М.Корень (Поприщин, «Записки сумасшедшего», Молодежный театр «Веселая душа», Сочи, Россия) - лучшая мужская роль на малой сцене; А.Грахова (Мария Александровна, «Дядюшкин сон», Могилевский театр драмы и комедии им. В.Дунина-Марцинкевича) и Ю.Загальская (Людмила, «Поздняя любовь», Днепродзержинский театр); Л.Михайличенко (Фелицата Антоновна, «Поздняя любовь» и Фекла Ивановна, «Женитьба», Днепродзержинский театр) - лучшая женская роль второго плана; В.Янчук (Хереа, «Калигула», Ривненский театр) - лучшая мужская роль второго плана; А.Бахмут (Агафья Тихоновна, «Женитьба», Днепродзержинский театр) и С.Лозовский (Геликон, «Калигула», Ривненский театр) - лучшие молодые артисты фестиваля. За остроту, изобретательность и самозабвенное исполнение режиссерского замысла отмечены артисты спектакля «Оркестр» (Небольшой драматический театр, Санкт-Петербург). За создание сценографии - Т.Чухрий («Женитьба», Днепродзержинский театр) и за стремительный творческий рост и создание праздничного настроения у зрителей - «Тартюф», Темиртауский театр для детей и юношества, Казахстан.

Приз фестиваля - стремящиеся вверх, словно пылающие фигурки - увезены в разных направлениях.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.