Покоритель сценических пространств / Игорь Гриневич (Новосибирск)

Выпуск № 7-147/2012, Вспоминая

Покоритель сценических пространств / Игорь Гриневич (Новосибирск)

Летом - 27 июня этого года - заслуженному деятелю искусств России, главному художнику Новосибирского академического театра оперы и балета Игорю ГРИНЕВИЧУ исполнилось бы 60 лет, но болезнь не позволила ему дожить до юбилея. 19 февраля он ушел туда, откуда не возвращаются, оставив после себя ярчайший след.

Понятие «непризнанный» к нему, лауреату Госпремии РФ, неприменимо, что доказывает существование справедливости. А вот скромность, манера жить, растворяясь в работе, в творческих замыслах и их техническом воплощении, - это его неотъемлемые черты. В ноябре 2011 года, когда решением Правления НО СТД РФ и жюри фестиваля-конкурса «Парадиз» Гриневичу был присужден Гран-При «За выдающийся вклад в развитие сценического искусства Новосибирска», ему, естественно, позвонили и попросили присутствовать на церемонии награждения. «Да ну, я же не тусовщик, но, если очень нужно, приду, побуду минут 15», - ответил Игорь Борисович. Ради него сценарий перекроили - обычно Гран-При вручается в финале, тут вручили первым, прежде чем дебютантам. И лауреат внезапно проникся, смягчился настолько, что просидел всю церемонию в зале, аплодировал лидерам в разных номинациях, а еще согласился устроить персональную выставку, о которой его долго просили. Дело в том, что Игоря Гриневича многократно приглашали на постановки во многие музыкальные и драматические театры страны и за рубеж. Его считают своим в Казани, Перми, Питере, Краснодаре, практически повсюду. А новосибирцам он был известен, преимущественно, по сценографии и костюмам к оперным и балетным спектаклям НГАТОиБ, где художник проработал 27 лет. Выставка, развернувшаяся в Доме актера в декабре 2011-го, открыла широкой публике его талант не только сценографа - повелителя масштабных пространств, но живописца и графика. Из скромности он редко кому показывал наброски и готовые композиции на полотнах и листах. Считал более существенными прикладные задачи - выпуск спектаклей. Был предан Театру в широком смысле. Кроме мастерской пропадал в местной театральной библиотеке, изучая все материалы, сопутствующие эпохе, в которой было создано произведение, воссоздающее подробности в элементах быта, нравов, этикета, кухни, климата - в полнейшем объеме, включающем девиации и прочие извивы. Если бы библиотека НО СТД РФ проводила конкурс на самого активного посетителя, им наверняка бы стал Гриневич, а так ему просто оказывали вотум доверия, выдавали на дом экземпляры из фонда редких и ценных книг, иначе читальному залу пришлось бы работать круглосуточно.

«Князь Игорь», «Лебединое озеро», «Кармен», «Пиковая дама», «Молодой Давид», «Спящая красавица», «Женитьба Бальзаминова» - вот лишь некоторые из спектаклей, для которых нашел уникальное художественное оформление Игорь Гриневич. Он родился в Челябинске, начал работать в Челябинском театре оперы и балета, еще будучи студентом, и возвращался, сотрудничал с коллективом, став маститым художником. В общей сложности за 40 лет творческой деятельности Игорь Борисович причастен к созданию более 150 постановок. В Новосибирском оперном, помимо мук и радостей творчества, обрел любовь, женился на Татьяне Гиневич - музыковеде, бывшей завлитом «Сибирского Колизея», ставшей заместителем директора по творческим вопросам. Его всегда привлекала гармония внешнего и внутреннего содержания. Имея дело с великой музыкой, он аранжировал ее в величии декораций. Имея дело с женщинами, пленялся красотой вкупе с интеллектом, умом, такой же открытой эмоциональностью, как у него, и не ошибся с выбором Татьяны. В театре шутили, что они почти тезки, ей незачем менять фамилию на фамилию мужа, коль разница всего-навсего в одну букву. Подразумевали схожесть характеров и интересов, которые обеспечивают гармонию.

Государственной премии Игорь Гриневич был удостоен в 2000 году как художник-постановщик монументального проекта «Оперная Пушкиниана» в Пермском академическом театре оперы и балета, за сценическое решение пяти спектаклей («Борис Годунов», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь» и «Каменный гость»). И до, и после 2000 года удостаивался премий как лучший художник-сценограф года газеты «Музыкальное обозрение» и местного «Парадиза». Ему - Льву по знаку Зодиака, крупной фигуре и в творческом, и в физическом смысле, были к лицу все награды. Кажется, он особо дорожил той, что оказалась последней - за выдающийся вклад в сценическое искусство Новосибирска. Очень дорожил театром и второй родиной - Новосибирском, недаром еще в декабре прошлого года испытал большой подъем, монтируя выставку, а уже в январе 2012 слег. Сегодня его ярчайший след - в текущем репертуаре, но, думается, и в следующем веке имя большого художника останется незабвенным, новым поколениям сценографов у него учиться и учиться.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.