Мелодия ее жизни

Выпуск №4 - 114/2008, Лица

Мелодия ее жизни

Более десяти лет в репертуаре Тульского академического театра драмы живет лирический водевиль «Неугомонная бабушка, или Пока она умирала...» по пьесе Н. Птушкиной. На этот спектакль ходят семьями, по несколько раз, а уж перед Новым годом — обязательно! Святое дело! Зал всегда полон.

Какая же тайна живет в спектакле, делая его столь долговечным и нужным? Тайна называется Любовью. Простая естественная жизнь маленькой семьи оказывается насквозь пронизанной теплом и нежностью.

Актеры, а за ними и зрители каждый раз с удовольствием погружаются в обстоятельства рождественской истории и существуют открыто и радостно. Актеры! Да какие актеры! Софья Сотничевская, Елена Попенко, Борис Заволокин, Ольга Красикова за круглым столом под абажуром, при свете свечей читают Диккенса и не устают творить свои человеческие чудеса, словно говоря: только тогда жизнь обретает смысл, когда люди нуждаются друг в друге, когда среди них живет любовь.

В звездном ансамбле царит Софья СОТНИЧЕВСКАЯ, неугомонная бабушка спектакля, старейшая актриса театра, любимица многих поколений туляков. Своему персонажу Софья Владимировна подарила и свою биографию женщины, рожденной в 1916 году. Вместе с актрисой в спектакль входит время Серебряного века с его благородством, возвышенностью, поэзией. Оно видится в мелочах: во взгляде, повороте головы, в умении слушать, в том, как чистят яблоко, в тех правилах личного достоинства, которых нельзя выдумать, с которыми можно только родиться.

Творческое долголетие С. В. Сотничевской достойно уважения и восхищения.

Когда-то в Воронеже шестилетней девочкой она вдохновенно исполнила роль Луча солнца, и до сего дня эта неиссякаемая энергия солнца живет в Софье Владимировне, радует и согревает нас, ее близких, почитателей, друзей и зрителей.

Семья во многом определяет судьбу человека. Ее родители нежно любили друг друга, по вечерам читали Пушкина, Некрасова, Шевченко. На маленьких семейных праздниках звучал патефон и папа красивым голосом пел знаменитые оперные арии. Жили очень бедно, но светло и душевно. Никто не говорил о дворянских корнях, но детская память маленькой Сони сохранила большую бордовую с золотыми буквами Дворянскую грамоту и письмо сестры отца Серафимы Петровны из Парижа со словами: «Пришлите мне Соню, спасите девочку!» (К этому времени у Сотничевских умерло трое маленьких детей.) Смутные образы Петрограда витали в атмосфере дома через отзвуки рассказов о доме у Пяти углов, о набережных, каналах, дворцах...

Когда много лет спустя Г. А. Товстоногов пригласил С. В. Сотничевскую в Театр им. Ленинского комсомола, она приехала в город, будто вернулась из далекого путешествия, физически ощущая теплоту родных мостовых.

Тающей льдинкой, прозрачной и хрупкой,
Средь шкурок банановых, модных окурков
По мутной Неве плывет моя жизнь...
Ветер с залива то гонит вперед,
То грубо ее к парапету прижмет.
И крошится льдинка, в слезу превращаясь,
Уносит теченье — я с прошлым прощаюсь.
(1957)

Музыка и стихи всегда были отдушиной в ее тайной личной жизни. На стареньком пианино, взятом в прокате, в минуты счастья и душевных невзгод, ей необходимо, как говорит сама Софья Владимировна, в ночи одним пальцем играть Шопена, Чайковского, Бетховена... для себя...

А стихи С. В. Сотничевская стихами не называет, ибо они рождаются тогда, когда нет слов, а есть только чувства.

Одна из любимых героинь С. В. Сотничевской актриса Саша Негина из пьесы А. Н. Островского «Таланты и поклонники» говорит: «Я рождена для сцены!» Эти слова как клятву несет через свою жизнь Софья Владимировна. В раннем детстве вместе с родителями она посмотрела спектакль «Сирано де Бержерак» и навсегда заболела театром. Поразительная память актрисы может и сейчас воспроизвести монологи любимых героев.

Может быть, тогда жизнь для нее поделилась на две части: земную, трудную, с испытаниями, лишениями, войной, потерями, нездоровьем, и другую — сценическую, где под солнцем софитов высокою любовью горят сердца, свет побеждает тьму и торжествует справедливость, где нет смерти, а есть только жизнь. «Я до сих пор не могу понять, какая из двух — настоящая!» — восклицала С. В. Сотничевская накануне своего девяностолетия.

Когда-то цыганка нагадала Софье, что жизнь ее оборвется на тридцать первом году... Нет, в 1948-м все закончилось благополучно. Цыганка ошиблась на семь лет. В 1954-м в Ленинграде С. В. Сотничевская действительно была на волоске от смерти: ее сбил грузовик, и с переломом основания черепа она была доставлена в больницу.

И опять переплетение реальностей! В один из дней, когда сознание вернулось к Сотничевской, она увидела перед собой Г. А. Товстоногова, в руках которого была роль для нее — роль Жены Волшебника в пьесе «Медведь» Е. Шварца. Ей так захотелось жить! Играть, радоваться, улыбаться и одаривать своей радостью друзей и зрителей.

И совершилось чудо. «Первое воскресение» по определению самой Софьи Владимировны. «Вам повезло, милая, — сказал ей нейрохирург через семь месяцев лечения, — в вашем случае выживает один из миллиона. Жить вам до ста лет!»

И она живет, играет, зажигает в сердцах своих зрителей веру в добро, радость, порядочность, во все то, что так немодно сегодня, но что во все времена делало и делает человека человеком.

С. В. Сотничевской выпало в жизни много испытаний: арест и расстрел отца в 1938 году, неудавшееся самоубийство матери, она долго несла на себе клеймо дочери «врага народа». Знакомые переходили на другую сторону улицы, чтобы не здороваться с ней.

Опять спасало театральное братство: в училище мальчишки-однокурсники, в Большом Советском театре, где она уже работала, ее ждал настоящий друг — Владимир Григорьевич Шильдкрет, который, не побоявшись обстоятельств, предложил ей свое сердце и свою руку. До конца дней Софья Владимировна останется для него любимой женой, единственной женщиной, актрисой. Он будет замечательным и нежным отцом их единственной дочери Елены.

В год шестидесятилетия В. Г. Шильдкрета Софья Владимировна напишет ему:

Пошли все даты круглые,
Да все такие крупные,
Но нет причин тужить!
Мы сильные, мы нужные,
Чуточек неуклюжие,
Мы будем долго жить!
И будет тебе семь-десят,
Мне будет шесть-десят,
Но стариками нас с тобой
Никто не будет звать.

Война, эвакуация. Ярко, живо описала события тех лет С. В. Сотничевская в своих «Воспоминаниях». Кажется, человеку выдержать такое не под силу! Глоток живого воздуха для нее — театр, где она Джемма в «Оводе», Лиза Синичкина в водевиле «Лев Гурыч Синичкин», Катя из Тамбова в пьесе «Беда от нежного сердца». Она играет для раненых в госпиталях, для отправляющихся на фронт, для всех, кто живет в военном городе и работает во имя Победы. Со слезами на глазах люди благодарят артистов за праздник, за веру в мирную жизнь, которую они несут в своем искусстве.

Военный сорок второй год.
От снега чисто и светло.
И в комнате почти пустой
Чугунки дымное тепло.

Всплакнула серая осина
Капелью на холодный пол.
И строгой пустотой пугает
Тоскующий по хлебу стол.

Здесь все чужое, все на время,
Здесь надо пережить беду.
Здесь выдержать бы горя бремя -
Разлуки, смерти и нужду.

(Эвакуация. Тамбов. 1942)

С 1944 года судьба С. В. Сотничевской и ее семьи связана с Тулой. Ее полюбили сразу! В эти годы она была Еленой в «Женитьбе Белугина», Ларисой в «Бесприданнице», Ниной в «Маскараде», Еленой Андреевной в «Дяде Ване», княгиней Бетси в «Анне Карениной»... Полный очарования и музыки необычный ее голос туляки узнавали в любой роли, как под любым гримом узнавали и сияние ее глаз.

В 1953 году в Москве состоялся творческий вечер актрисы. Кого только не было в зале! Цвет актерства, режиссуры, критики. В конце вечера — овации, цветы, признание. Режиссер Вахтанговского театра Р. Симонов протянул ей конверт со словами: «Вот кого вы напомнили мне сегодня!» В конверте была фотография Элеоноры Дузе. Эта фотография до сего дня висит над рабочим столом Софьи Владимировны.

В 1978 году С. В. Сотничевская неожиданно для всех покидает сцену. Без объяснений, интервью, выяснения отношений. А в городском Дворце пионеров появляется новый руководитель драматической студии...

А в 1989 году случилось чудо. Опять Его Величество Театр призвал к себе свою героиню. Новый главный режиссер тульского театра А. И. Попов пригласил С. В. Сотничевскую на роль Мод в эксцентрическом спектакле «Гарольд и Мод», где главная героиня в свои восемьдесят лет живет по законам юности, не устает радоваться чуду жизни и благословлять каждый новый день. Возвращение на сцену через тринадцать лет безмолвия С. В. Сотничевская называет своим «вторым воскресением».

«Мои девяносто» — так назывался спектакль-представление, сыгранный 12 мая 2006 года и посвященный удивительному юбилею Актрисы. Зал был наполнен до отказа, как 15 февраля 1991 года, когда С. В. Сотничевская вернулась в родной театральный дом.

Прекрасная и величественная девяностолетняя примадонна, казалось, сошла с полотен старинных мастеров, соединив прошлое с настоящим. С живыми молодыми глазами и неповторимым переливчатым голосом, она царила на сцене, подчиняя себе ход событий. В полтора часа сценического времени уместилась краткая летопись тульской страницы ее жизни. Одна за другой воплощались роли, сыгранные актрисой за шестьдесят лет ее творческой жизни: Нина Арбенина, Мария Стюарт, Маша Виноградова, Люси Купер, Контесса Санциани, Мод... И те, которые хотела, но так и не сыграла на сцене — Анна Каренина, Раневская...

Вчера и сегодня актрисы соединились перед зрителями в нераздельное целое, увлекая мечтой и фантазией той, у которой душа не имеет возраста.

«Удивительная, дивная, неподражаемая! Благодарим, что Вы есть и желаем Вам — будьте!» — звучало в телеграммах и приветствиях из Воронежа, где она училась, из Тамбова, где в годы войны работала, из Омска и Москвы — от семьи Чонишвили-Прокоп, из Самары — от первого ее режиссера Петра Монастырского, из Малого театра — от вдовы Игоря Ильинского Татьяны Еремеевой-Битрих, с которой она играла в Тамбове. «Дорогую бабушку» поздравил «внук» В. И. Толстой (по отношению к Софье Владимировне так по-детски шуточно называет себя Владимир Ильич.)

Прошел юбилей. Прозвучала на Радио России передача, посвященная 90-летнему юбилею С. В. Сотничевской...

А она продолжает работать. 198 женских судеб прожила актриса для тех, без кого нет смысла ее жизни, для своих зрителей. Она давно стала для туляков народной артисткой. С ней невозможно идти рядом — все ее знают, с ней здороваются, дарят цветы. Присвоенное в 2007 году звание «Почетный гражданин города-героя Тулы» еще раз справедливо подтверждает народное мнение о любимой актрисе.

Оптимизм не покидает Софью Владимировну. Совсем недавно она написала:

Чужой гражданин на битом трамвае,
Притиснутой бабушке нежно сказал:
«Держитесь, мадам! Потерпите!
Теперь уже скоро вокзал!»
С тех пор, когда трудно бывает,
С улыбкой себе шепчу:
«Держитесь, мадам! Потерпите!»
И держусь. «На вокзал» — не хочу!

Ее счастье в зрителях и учениках, многие из которых стали профессиональными режиссерами и актерами. Но не это главное! Они вошли в большую жизнь неравнодушными людьми, умеющими видеть прекрасное.

Сейчас в ее студии классической литературы при Доме-музее В. В. Вересаева праздник: премьера комедии Лопе де Веги «Хитроумная влюбленная». В Доме учителя было пять спектаклей — и пять аншлагов. «Театр должен пробуждать сочувствие, добрые чувства, а иначе — зачем все!» — говорит С. В. Сотничевская.

Будьте здоровы, Софья Владимировна! Дай Вам Бог! И до новых встреч! До новых праздников, которые вы так щедро умеете дарить!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.