Киров. В поисках героя

Выпуск №8-148/2012, В России

Киров. В поисках героя

Два театра - две пятницы (14 и 23 марта) - две премьеры. Театр на Спасской (ТЮЗ) и Кировский драматический театр. «Убийца» Александра Молчанова и «Красное и черное» по роману Стендаля. После традиционного постновогоднего затишья ожила Вятка театральная, вспенилась обсуждениями премьер на форумах и в социальных сетях, забурлила дискуссиями между адептами актуального искусства и поклонниками искусства классического.

При всей своей несхожести обе премьеры в чем-то, почти неуловимо, но пересекаются. Даже на уровне прилагательных, которыми можно описать сценографию этих спектаклей. Она, прежде всего, предельно графична. Но если в «Убийце» Театра на Спасской это эскиз, набросок, со множеством летящих линий, без нажима, в одно касание сделанный легкой и талантливой рукой (художник Елена Авинова), то в «Красном и черном» сценография ближе к академической живописи - жадная до мелочей, выполненная густыми красками - белой, красной, черной (художник Валерий Фомин).

Главные же точки пересечения этих спектаклей, казалось бы, созданных по разным законам, существующих каждый в своей эстетике, лежат в иной области. Одной из приоритетных задач современного искусства стали поиски Героя. Быть может, сегодня это вопрос номер один. Для драматургов, режиссеров, для театра и кинематографа, для живописи и музыки. Героя нашего времени искали в муравейниках офисных зданий и в бараках, набитых гастарбайтерами, на помойках мегаполисов, в безликих хрущевках областных городов, в развалившихся колхозах, в медленно вскипающих котлах локальных конфликтов... Именно поиски современного героя объединяют два этих спектакля. Но если Театр на Спасской в своих розысках все пристальнее вглядывается в лица современников (в фокус внимания Бориса Павловича, художественного руководителя Кировского ТЮЗа, уже попадали город и горожане - в спектакле, созданном в формате Театра.doc «Так-то да», сегодняшние школьники - в спектакле «Я (не) уеду из Кирова»; и не просто «попадали», а становились соучастниками, сотворцами спектаклей), то Кировский драмтеатр в этот раз предпочел искать ответы на классическом материале.

Пьеса драматурга Александра Молчанова стала тем счастливым исключением из правил, которое случается в современном театре не часто: обладая всеми внешними признаками новодрамовского текста (а большинству из них путь на сцену театров, и столичных, и региональных, заказан), она, тем не менее, оказалась очень востребована режиссерами. Пьеса получила грант Министерства культуры России, приз фестиваля «Новая пьеса», проходившего в рамках «Золотой Маски». На главную национальную премию номинирован в этом году и спектакль МТЮЗа по пьесе Молчанова. Ее уже поставили в Омске, Новосибирске, Хабаровске, Новгороде, Пскове, Абакане...

«Убийца» Театра на Спасской - спектакль честный и чистый - несмотря на мусор молодежного сленга, обилие физиологических и даже интимных подробностей. Режиссер и артисты говорят со своим зрителем о проблемах вечных, но на языке современном, близком и понятном школьникам и студентам, на которых рассчитан спектакль. А оттого разговор этот выходит волнующим, важным, обжигающим.

История студентов Дюши (Иван Кандинов) и Оксаны (Екатерина Романова), которых Сека (Александр Андрюшенко) отправляет в городок Оскол вытрясти карточный долг с некоего Маронова или убить его, - это история о поиске смысла и цели жизни, о поисках героями самих себя и Бога. История о любви и преступлении, которое волей случая так и не будет совершено.

Случайность, рок, судьба - именно они часто становятся движущей силой сюжета. В преодолении такого расклада, в попытках научиться самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность заключен, быть может, главный месседж спектакля. От покорности обстоятельствам герои постепенно - шаг за шагом, километр за километром - приходят к желанию и способности делать свой выбор. Несколько инфантильный Дюша вместо Оскола решает поехать в родную деревню к маме (Марина Карпичева), у которой надеется взять денег, чтобы выплатить карточный долг Секе и не убивать Маронова. Но будь все так просто и однозначно, вряд ли такая история легла бы в основу удачных и пьесы, и спектакля... Десятки подспудных тем, сюжетов, нюансов, полифония мнений и взглядов (история эта рассказывается каждым героем со своей точки зрения, а из отдельных монологов выстраивается единый сюжет), дают «Убийце» и глубину, и актуальность, и ощущение подлинности.

Новый спектакль Театра на Спасской живет по законам кинематографа. Из разрозненных «кадров» - кусочков жизни, воспоминаний героев о своем детстве, их сокровенных мечтаний, фрагментов реальности (от обшарпанных батарей и пустых бутылок в комнате общежития и синей автобусной остановки с надписью «Давыдов мудак» до старой клеенки на столе в доме матери и синего же почтового ящика) - режиссер и актеры сумели создать единое целое, построить какой-то отдельный, новый мир. Который, безусловно, очень похож на наш (в спектакле отчетливо ощущаешь дыхание современной жизни, ее ритм и пульс, ее боль), но все-таки им не является.

Одно из самых сильных впечатлений от «Убийцы» - финальная сцена, когда появляются фотороботы троих - юноша, девушка и смерть между ними. Смерть, которая весь непростой путь шла за героями по пятам. А кого-то, например, Секу или Сашку Тугаринова, одного из тех персонажей, что существуют в пьесе и спектакле только «за кадром», все-таки догнала... Она одна здесь - величина неизменная. И все же спектакль больше о жизни, чем о смерти. Это временное преодоление смерти, пусть иллюзорное, пусть всегда обманчивое, дает надежду. Героям. Зрителям. Театру.

На постановку «сценической версии» (так создатели определили жанр спектакля) известного романа Стендаля «Красное и черное», которая должна была стать - и стала! - одним из главных подарков зрителям в юбилейном 135-м театральном сезоне, Кировский драматический театр пригласил постановочную группу из Москвы. Режиссер спектакля - Юрий Еремин, народный артист России, режиссер, работавший в Моссовете, Центральном академическом театре Советской армии, Театре им. А.С.Пушкина, «Табакерке». Кировчане уже имели возможность познакомиться с ним: прошлым летом на сцене областного драмтеатра был показан спектакль РАМТа «Сотворившая чудо», поставленный Ереминым.

Очевидно, что узнать в герое старого романа черты нашего современника - не было сверхзадачей режиссера. Но так складывается история, что в персонаже французской книги, написанной чуть ли не двести лет назад, мы без труда видим вполне современного, амбициозного, честолюбивого молодого человека. Жюльен Сорель (Иван Шевелев) еще не знает, на каком поприще преуспеет - военном, духовном или еще каком-то, но твердо убежден, что его несомненные таланты не могут, не должны пропасть задаром. Нет! Он найдет способ добиться успеха. И как многим нашим современникам, Жюльену не так уж важно, каким путем он этого достигнет... Так получилось, что для него «ступеньками» в карьерной лестнице становятся женщины - госпожа Реналь (Ольга Миронова), Матильда де ля Моль (Елена Шевелева).

Сын плотника, он не имеет возможности иначе выбиться в люди, занять достойное место в высшем обществе, чем посредством обмана, лжи, соблазнения. При этом любой парижанин и аристократ без труда узнает в нем провинциала (как, например, граф Круазнуа - Вячеслав Чистяков), он постоянно бывает унижен. Не щадят его чувств и работодатели - господин Реналь, мэр города (Александр Тетерин), и маркиз де ля Моль (Сергей Турицын). Социальный аспект романа пусть и уходит в спектакле на задний план, но читается вполне отчетливо.

На первое же место в новой постановке театра выходят любовь и страсть, всепоглощающие, сжигающие, преступные, но от того не менее желанные... Мечтают о любви Жюльена Сореля и служанка Элиза (Светлана Лаптева), и госпожа Реналь, и Матильда. Но только в финале спектакля, практически на эшафоте, сам герой начинает понимать, что любил и продолжает любить он единственную женщину - ту, которой причинил больше всего горя, ту, в которую стрелял. Это понимание далось ему дорогой ценой - ценой жизни. И от того оно становится в тысячу раз ценнее.

Кажется, будто сам спектакль становится одой любви - неудержимой, неистовой, из-за которой происходят дуэли, из-за которой идут на эшафот. Не случайно, художник Мале, персонаж спектакля, которого нет в романе (Владимир Смирнов), альтер-эго главного героя, большинство из своих афоризмов-цитат посвящает именно этому чувству.

Звучат в «Красном и черном» и темы преступления и наказания, раскаяния и веры. А постепенная смена красок (в оформлении, в костюмах, в настроении спектакля) - от белого, цвета невинности, к красному, цвету страсти, и черному, цвету смерти, придает постановке особый шарм, яркость, глубину.

«Красное и черное» - один из самых стильных и красивых спектаклей драмтеатра, с жестким режиссерским рисунком и сильными актерскими работами (хочется особенно отметить работы Никиты Третьякова, исполняющего роль кюре Шалана, и Сергея Пахомова - Норбера де ля Моля), несомненно, займет особое место в репертуаре театра.


Фото Сергея Бровко и Алексея Лихачева

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.