Вздохнули и полетели!

Выпуск №4 - 114/2008, Мастерская

Вздохнули и полетели!

Под Калугой в деревне Фатеево в первой декаде июня прошел ХХI Всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена».

На семинар, который проводится под эгидой СТД, съехалось около 40 человек, среди которых были драматурги, режиссеры, актеры, критики. Они собрались с целью почитать и поиграть новые пьесы, поговорить о них, чтобы помочь автору довести текст «до ума».

Когда в одном месте, охваченные азартом, собираются люди, чтобы десять дней от души и бесплатно поработать, — это уже диагноз. Большинство актеров приезжает на семинар уже много лет, прежними остались и организаторы: Ольга Новикова (заведующая Кабинетом драматургии СТД) и Римма Кречетова (театральный критик). Из новостей: художественным руководителем семинара стал режиссер, актер и драматург Сергей Коковкин, которому в прошлом году, прощаясь с председательством, передал бразды правления Александр Гельман, руливший творческим процессом двадцать лет. Само собой, новыми были и участники-драматурги.

Пишут в России многие, талантливых авторов значительно меньше. Перечитав десятки присланных текстов, организаторы приглашают на семинар самых одаренных, по крайней мере — подающих надежды. Связный смысл — не всегда основной критерий отбора. Главное — ощущение потенциальных возможностей человека, решившегося писать для театра, и зерно театральности в произведении. Ибо уже давно никто не спорит с тем, что драматургия — один из сложнейших литературных жанров, который должен выдержать испытание на сцене. А практика — критерий истины.

Для того и нужны семинары, чтобы оживить пока еще немое слово, проверить его жизнеспособность в сценическом пространстве.

На все опыты и эксперименты — неделя. Режиссер-постановщик пьесы, как правило, ищет сценическую площадку, создает декорации, свет и реквизит, придумывает грим.. Ну и, конечно, главное — работа с автором, ради которой все и затевалось. В процессе репетиций текст может измениться до неузнаваемости, или, напротив, автор не позволит сократить ни строчки. В большинстве случаев находится разумный компромисс. На стыке творческих амбиций драматурга, режиссера и актеров рождается текст и его сценический показ, представляемый на зрительский суд.

Уже на второй день семинара была показана пьеса Алексея Антонова «Пифагоровы штаны» (ее читал артист Театра им. Вл.Маяковского Дмитрий Королев). Она — о людях военного времени, о тех, кто жил в тылу и сражался на фронте. Это очень жесткая и своеобразная пьеса. В ней трезвость авторского взгляда, почти гротесковая резкость письма сочетаются с драматическим пафосом. А события, происходящие в рамках одной семьи, вмещают в себя далеко не камерные проблемы и смыслы.

Несколько дней спустя режиссер Олег Плаксин показал историю «Нищая кокетка» (пьеса Анны Батуриной из Челябинска). Несмотря на юный возраст, автор обратилась к самым глубинным вопросам бытия, создав эпическое полотно о смысле жизни и поисках счастья.

Удачно использовав здание столовой, режиссер создавал картины метущихся судеб, в пределах двадцати квадратных метров перемещая героев из загаженной хрущевки в роскошный загородный особняк, и дальше — в тайгу, болота, на вершину горы, подальше ото всех, туда, где только и можно построить дом своей мечты с любимым человеком, жизнь с которым скоро тоже превращается в ад. И тогда ты снова бежишь и бежишь, чтобы оказаться там, откуда ушел, — в родительском доме. В этот же день состоялся сценический показ пьесы драматурга Егора Черлака «Наследник второй очереди». Как многие помнят, известная сказка про Буратино заканчивается тем, что завладев золотым ключом, деревянный мальчик отомкнул дверь в волшебное будущее, где папа Карло становится директором театра, поставив тем самым крест на карьере и продюсерских амбициях Карабаса Барабаса. Егор Черлак представил продолжение истории, не упустив при этом случая обыграть ситуацию «Вишневого сада», поговорить о судьбах современного театра и посетовать на реалии новых времен. Как выясняется, театр папы Карло находится в плачевном состоянии, сам папа умер, репертуар — отживший, а на здание зарятся толстосумы. Положение мог бы спасти Буратино Карлович — постаревший, заматеревший и всемирно известный режиссер-продюсер из Италии. Да только умом Россию не понять и не исправить. Топчет тонкие души и надежды грубая поступь капитализма, рвет отбойными молотками. Режиссер Александр Нордштрем, специально прибывший на семинар из Швеции, честно пытался справиться с затейливой ситуацией пьесы. Нарисовал на стене очаг, насытил спектакль вставными песенными и танцевальными номерами, загнал артистов на крыши и заставил прыгать по елкам. Но в отсутствие автора (к сожалению, он не сумел приехать на семинар) не случилось главного — работы над текстом, которая явно требовалась.

Пожалуй, самой яркой, экспрессивной и спорной стала пьеса Гозия Махмудова из Волгограда «No smoking». Два молодых человека, крепко сидящих на «траве», ведут дивные своей тупостью неторопливые диалоги, периодически торкаясь-«вздыхая». Еще есть девочки с танцпола — стриптизерши, спонтанный секс, много пива, милиция и несданная сессия... потом появляется любовь. Дальше — тишина. Пьеса заканчивается там, где должно бы начаться действо, а пустота главного героя стала бы хоть чем-нибудь заполняться, чтобы утешить зрителя. Пьесе, безусловно, повезло с режиссером — Ольга Лысак совершенно точно попала в интонацию рассказа, или, скорее, зарисовки из жизни российских Бивиса и Батхеда. Продуманный визуальный ряд, танцевальные номера и, главное, роскошная игра актеров оставили самое лучшее впечатление. Автор же, замечательно передав стиль и манеру общения современной молодежи, уловив нюансы поведения, так и не сумел во время обсуждения показа внятно объяснить, ради чего стал писать свое произведение.

Почти безупречно выстроенная пьеса хорватского автора Мате Матишича «Женщина без тела» была поставлена режиссером Андреем Любимовым в сдержанной театральной манере — минимум декораций и перемещения действия, что лишний раз утвердило постулат: чем лучше пьеса, тем менее она нуждается в декорировании. Мате Матишич — практически классик в своей стране, а его пьеса — отличный урок и подарок молодым российским драматургам. Мощный трагический сюжет на тему войны в бывшей Югославии, схватка народов, религий, культур, кровавое месиво, переварившее всех, каждого человека и каждую семью, когда, казалось бы, праведная война за свою Родину и за право жить возвращается к тебе страданиями и мучительным раскаянием в совершенном.

Эту же тему неожиданно подхватила и продолжила еще одна российская пьеса, прозвучавшая в последний день семинара. Драматург Елена Ерпылева (г. Когалым, Тюменская область) представила свой новый текст «Пижранет». Жизнь — уже наша, а тема — вечная: за все приходится платить.

Ну а затем был капустник. Последние речи были сказаны, авторы обцелованы, режиссеры вознесены, итоги подведены. Следующий семинар пройдет в другом месте. Пока неизвестно — в каком. Ибо, The Future never be seen. Очевидно одно — Всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена» на сегодняшний день остается одной из немногих творческих площадок для тех, кто хочет писать для театра. Так хочет ли театр лишиться своей перспективы?

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.