Вздохнули и полетели!
Выпуск №4 - 114/2008, Мастерская
Под Калугой в деревне Фатеево в первой декаде июня прошел ХХI Всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена».
На семинар, который проводится под эгидой СТД, съехалось около 40 человек, среди которых были драматурги, режиссеры, актеры, критики. Они собрались с целью почитать и поиграть новые пьесы, поговорить о них, чтобы помочь автору довести текст «до ума».
Когда в одном месте, охваченные азартом, собираются люди, чтобы десять дней от души и бесплатно поработать, — это уже диагноз. Большинство актеров приезжает на семинар уже много лет, прежними остались и организаторы: Ольга Новикова (заведующая Кабинетом драматургии СТД) и Римма Кречетова (театральный критик). Из новостей: художественным руководителем семинара стал режиссер, актер и драматург Сергей Коковкин, которому в прошлом году, прощаясь с председательством, передал бразды правления Александр Гельман, руливший творческим процессом двадцать лет. Само собой, новыми были и участники-драматурги.
Пишут в России многие, талантливых авторов значительно меньше. Перечитав десятки присланных текстов, организаторы приглашают на семинар самых одаренных, по крайней мере — подающих надежды. Связный смысл — не всегда основной критерий отбора. Главное — ощущение потенциальных возможностей человека, решившегося писать для театра, и зерно театральности в произведении. Ибо уже давно никто не спорит с тем, что драматургия — один из сложнейших литературных жанров, который должен выдержать испытание на сцене. А практика — критерий истины.
Для того и нужны семинары, чтобы оживить пока еще немое слово, проверить его жизнеспособность в сценическом пространстве.
На все опыты и эксперименты — неделя. Режиссер-постановщик пьесы, как правило, ищет сценическую площадку, создает декорации, свет и реквизит, придумывает грим.. Ну и, конечно, главное — работа с автором, ради которой все и затевалось. В процессе репетиций текст может измениться до неузнаваемости, или, напротив, автор не позволит сократить ни строчки. В большинстве случаев находится разумный компромисс. На стыке творческих амбиций драматурга, режиссера и актеров рождается текст и его сценический показ, представляемый на зрительский суд.
Уже на второй день семинара была показана пьеса Алексея Антонова «Пифагоровы штаны» (ее читал артист Театра им. Вл.Маяковского Дмитрий Королев). Она — о людях военного времени, о тех, кто жил в тылу и сражался на фронте. Это очень жесткая и своеобразная пьеса. В ней трезвость авторского взгляда, почти гротесковая резкость письма сочетаются с драматическим пафосом. А события, происходящие в рамках одной семьи, вмещают в себя далеко не камерные проблемы и смыслы.
Несколько дней спустя режиссер Олег Плаксин показал историю «Нищая кокетка» (пьеса Анны Батуриной из Челябинска). Несмотря на юный возраст, автор обратилась к самым глубинным вопросам бытия, создав эпическое полотно о смысле жизни и поисках счастья.
Удачно использовав здание столовой, режиссер создавал картины метущихся судеб, в пределах двадцати квадратных метров перемещая героев из загаженной хрущевки в роскошный загородный особняк, и дальше — в тайгу, болота, на вершину горы, подальше ото всех, туда, где только и можно построить дом своей мечты с любимым человеком, жизнь с которым скоро тоже превращается в ад. И тогда ты снова бежишь и бежишь, чтобы оказаться там, откуда ушел, — в родительском доме. В этот же день состоялся сценический показ пьесы драматурга Егора Черлака «Наследник второй очереди». Как многие помнят, известная сказка про Буратино заканчивается тем, что завладев золотым ключом, деревянный мальчик отомкнул дверь в волшебное будущее, где папа Карло становится директором театра, поставив тем самым крест на карьере и продюсерских амбициях Карабаса Барабаса. Егор Черлак представил продолжение истории, не упустив при этом случая обыграть ситуацию «Вишневого сада», поговорить о судьбах современного театра и посетовать на реалии новых времен. Как выясняется, театр папы Карло находится в плачевном состоянии, сам папа умер, репертуар — отживший, а на здание зарятся толстосумы. Положение мог бы спасти Буратино Карлович — постаревший, заматеревший и всемирно известный режиссер-продюсер из Италии. Да только умом Россию не понять и не исправить. Топчет тонкие души и надежды грубая поступь капитализма, рвет отбойными молотками. Режиссер Александр Нордштрем, специально прибывший на семинар из Швеции, честно пытался справиться с затейливой ситуацией пьесы. Нарисовал на стене очаг, насытил спектакль вставными песенными и танцевальными номерами, загнал артистов на крыши и заставил прыгать по елкам. Но в отсутствие автора (к сожалению, он не сумел приехать на семинар) не случилось главного — работы над текстом, которая явно требовалась.
Пожалуй, самой яркой, экспрессивной и спорной стала пьеса Гозия Махмудова из Волгограда «No smoking». Два молодых человека, крепко сидящих на «траве», ведут дивные своей тупостью неторопливые диалоги, периодически торкаясь-«вздыхая». Еще есть девочки с танцпола — стриптизерши, спонтанный секс, много пива, милиция и несданная сессия... потом появляется любовь. Дальше — тишина. Пьеса заканчивается там, где должно бы начаться действо, а пустота главного героя стала бы хоть чем-нибудь заполняться, чтобы утешить зрителя. Пьесе, безусловно, повезло с режиссером — Ольга Лысак совершенно точно попала в интонацию рассказа, или, скорее, зарисовки из жизни российских Бивиса и Батхеда. Продуманный визуальный ряд, танцевальные номера и, главное, роскошная игра актеров оставили самое лучшее впечатление. Автор же, замечательно передав стиль и манеру общения современной молодежи, уловив нюансы поведения, так и не сумел во время обсуждения показа внятно объяснить, ради чего стал писать свое произведение.
Почти безупречно выстроенная пьеса хорватского автора Мате Матишича «Женщина без тела» была поставлена режиссером Андреем Любимовым в сдержанной театральной манере — минимум декораций и перемещения действия, что лишний раз утвердило постулат: чем лучше пьеса, тем менее она нуждается в декорировании. Мате Матишич — практически классик в своей стране, а его пьеса — отличный урок и подарок молодым российским драматургам. Мощный трагический сюжет на тему войны в бывшей Югославии, схватка народов, религий, культур, кровавое месиво, переварившее всех, каждого человека и каждую семью, когда, казалось бы, праведная война за свою Родину и за право жить возвращается к тебе страданиями и мучительным раскаянием в совершенном.
Эту же тему неожиданно подхватила и продолжила еще одна российская пьеса, прозвучавшая в последний день семинара. Драматург Елена Ерпылева (г. Когалым, Тюменская область) представила свой новый текст «Пижранет». Жизнь — уже наша, а тема — вечная: за все приходится платить.
Ну а затем был капустник. Последние речи были сказаны, авторы обцелованы, режиссеры вознесены, итоги подведены. Следующий семинар пройдет в другом месте. Пока неизвестно — в каком. Ибо, The Future never be seen. Очевидно одно — Всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена» на сегодняшний день остается одной из немногих творческих площадок для тех, кто хочет писать для театра. Так хочет ли театр лишиться своей перспективы?
Отправить комментарий