Самара. Шестой сезон актерского театра

Выпуск №8-148/2012, В России

Самара. Шестой сезон актерского театра

Театр актерской мечты - это «Актерский дом». Представьте: актеру не хватает занятости в своем театре, или его занимают совсем не в тех ролях, а он мечтает о СВОЕЙ роли... И вот он приходит к людям, которые говорят ему: пожалуйста, найдем денег, найдем режиссера, подберем исполнителей, дадим сцену и даже обеспечим зрителей. Правда, только на три спектакля. Если публика пойдет, будешь играть дальше. Не пойдет - обидно, конечно, но СВОЮ роль ты все-таки сыграл. Такой театр был создан Самарским отделением СТД РФ в 2006 году. Первый, пятилетний, юбилей уже позади, идет шестой сезон. За пять с небольшим лет - девятнадцать премьер. И до конца сезона ожидается еще две. У театра есть уже свой зритель. Свои традиции. Одна из них - помогать молодым. Молодым актерам, молодым режиссерам. Гоголевские «Игроки» - дипломный спектакль выпускника режиссерского курса Самарской государственной академии культуры и искусства Станислава Полихина. Блестящий показ для Государственной аттестационной комиссии - и приглашение в «Актерский дом». Кстати, и актеры в этом спектакле - выпускники актерского курса, а ныне - артисты театров Самары и Сызрани. «Жалобная книга» по рассказам А.Чехова поставлена преподавателем кафедры актерского искусства СГАКИ Ириной Сидоренко, а играют в ней студенты, теперь уже тоже профессиональные актеры самарских театров.

Вот и последняя премьера «Актерского дома» продолжает эту традицию. Только что закончивший режиссерский курс СГАКИ Игорь Катасонов был принят в «Актерский дом» на работу и получил предложение поставить спектакль. Он выбрал пьесу Алехандро Касоны «Дикарь».

Касона - драматург в России известный. Его «Деревья умирают стоя» - одна из самых репертуарных пьес на отечественной сцене. В ней замечательно сошлись и мелодраматический сюжет, и две бенефисные женские роли - молодая и возрастная. Редкий театр в разные годы устоял против этой пьесы. «Дикарь» известен меньше. Да и пьеса вроде бы послабее. И устарела как будто. Но вот странно: первый же запрос в интернете выдал около десятка премьер по всей стране за минувшие год-полтора.

А странно ли на самом деле?

Сюжет вполне сентиментальный, даже, я бы сказала, сентименталистский - в духе Жан-Жака Руссо. Призыв «Назад к природе!» звучит в пьесе неприкрыто и очень пафосно. Открыто сталкиваются чистый юноша, выросший в горах, на лоне природы, и представители так называемой цивилизации - жадные, корыстные, глубоко безнравственные, жесткие люди. Очередной вариант истории Маугли.

Мужчину покинула женщина, которую он любил безумно и преданно. Он проклял всех женщин и вообще весь род людской и вместе с малюткой сыном удалился в горы, где жил отшельником и умер буквально накануне того дня, когда сын его, достигнув совершеннолетия, должен был вступить в права наследства. То есть войти в мир довольно сложных социальных, экономических и прочих человеческих отношений. Он все знает о жизни природы и ничего - о жизни людей. И его тетки, старые девы, взявшие на себя заботы о племяннике, пытаются «встроить» его в социальные обстоятельства. Для этого они нанимают учителей одного за другим, пока не появляется в поместье девушка Маргарита, которой удается, наконец, завоевать сначала просто интерес, а потом и подлинную любовь своего великовозрастного ученика. С ее приезда и начинается пьеса, в которой перемежаются лирические и сатирические, драматические и комедийные повороты сюжета.

Спектакль Игоря Катасонова - «театр в театре». Некий Эусебьо (Иван Глухов) легко, весело, играючи создает условный сценический мир, наводит порядок на сценической площадке, объясняет зрителям, где и что будет происходить: проигрывает-проговаривает что-то вроде увертюры перед отдельными картинами. Хлопочет он потом и по ходу действия, заменяя собой «сценические эффекты» (дождь, гром), а заодно еще и выполняя (отчасти) функции реквизитора и одевальщика, а иногда и режиссера, который своим вмешательством подталкивает «забуксовавшее» было действие. Игровой прием настраивает на легкую комедию, что не вполне оправдывается. Видимо, поэтому чем ближе к финалу, тем реже Эусебьо появляется на сцене.

С самого начала зритель заинтригован, потому что вся рассказанная мною предыстория на самом деле становится известна лишь много позднее. А поначалу мы никак не можем понять вместе с юной Маргаритой (Надежда Попова), чего добиваются две немолодые чудаковатые дамы Матильда (Елена Ивашечкина) и Анхелина (Елена Туринская). Окончившая университет барышня очень хочет получить хорошую работу и изо всех сил пытается понравиться: она старается выглядеть серьезной и опытной учительницей, однако страх и неуверенность нет-нет, да и прорвутся. А дамы, в свою очередь, очень стараются понравиться учительнице, чтобы она, не дай Бог, не сбежала и не отказалась от места. И тоже страх и неуверенность, за которыми скрывается пока неведомая нам тайна, сквозят в их движениях, в мгновенных обменах взглядами, в недоговоренных репликах. Наконец, они рассказывают девушке правду: ей придется учить не ребенка, а уже вполне взрослого парня. И вслед за этим появляется на сцене сам предмет их тревог - Пабло (Павел Макаров). Он проходит через зрительный зал, громко возвещая о своем приближении. Красивый, молодой, сильный - мечта любой девицы. Вот тут-то и начинается вечная, но неизменно новая история любви - от первого столкновения, почти вражды, до глубокой привязанности в финале. Конечно, зрителю предстоит узнать и об интригах корыстного управляющего Ролдана (Юрий Земляков), который к тому же приходится герою родным дядей, братом его непутевой матери. Медлительный и вроде такой добродушный Ролдан - себе на уме и благополучно обворовывает племянничка, заботясь о собственном сыне Хэлио (Алексей Елхимов), циничном, но обаятельном проходимце. Ближе к финалу появляется эдакий карикатурный профессор (Олег Белов) с гламурной дочкой (Анастасия Пысина), в псевдоученых речах которого, если вслушаться, звучат откровенно фашистские идеи. И, конечно, кульминацией должна была бы быть сцена, когда Пабло гневно обличает пороки цивилизации: дикарь оказывается подлинным гуманистом, на радость своим смешным, но глубоко искренним и любящим теткам. И все-таки этот триумф руссоизма в спектакле не становится настоящим событием. Потому что социально-нравственные проблемы молодого режиссера волнуют далеко не в первую очередь. Игорь Катасонов ставил спектакль о любви - открыто лирический. Даже романтический. На протяжении всего спектакля настойчиво повторяется один и тот же прием: посреди бурных, громких разговоров вдруг гаснет свет, все бытовые предметы как бы исчезают, и лишь в призрачной глубине сцены в пластическом рисунке движутся тени - затаенные мечты, сокровенные чувства молодых людей. Герои беззащитны в своей юности и наивности, но и сильны ею. Не умные слова, не гневные обличения - любовь и чистота юности только и могут противостоять грязи и пошлости цивилизованного мира. И противостоят. И побеждают. Любовь возвращает Пабло к людям, к миру, к жизни.

Наверное, в этом и вопрос, почему вдруг эта пьеса сегодня оказалась так востребована. В ней открытое, сильное чувство, в ней - торжество любви и правды. Молодой режиссер это понял. Молодая аудитория, заполняющая зал на каждом спектакле, благодарно приняла.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.