Куда наш корабль плывет? / Конкурс Кировского СТД "Удача года"

Выпуск №8-148/2012, Фестивали

Куда наш корабль плывет? / Конкурс Кировского СТД "Удача года"

На излете марта три профессиональных театра Вятки - драматический, кукольный и Театр на Спасской - подвели итоги ушедшего года. В виде кораблика с алым парусом «приплыла» в этот раз «Удача года» режиссерам, художникам, артистам (каждый год, а конкурс проводится Кировским отделением СТД РФ с 1996 года, художник Марина Селезнева придумывает авторские символы, синонимы «Удачи» - в разное время эта капризная и непостоянная дама являлась то в виде театральной маски, то изящной раковины, тарелочки, чаши, в форме листа и рыбы).

По сложившейся традиции каждый год церемония награждения и празднование Международного дня театра проходят на разных сценах. В 2012 году гостей принимал Театр на Спасской, в 2011-м - драма, в 2010-м - кукольный театр... И это не просто установленная кем-то очередность: конкурс нацелен не на соревнование и спор, а на объединение, союз, создание единого культурного, театрального пространства... И хотя «Удача» подразумевает и тайное голосование, которое проводится в профессиональном сообществе накануне праздника, и награждение в четырех основных номинациях («Удача» режиссера, художника, актера и актрисы), это, прежде всего, попытка наметить тенденции, подвести определенные итоги работы, понять, что стало самым важным, существенным, значимым за ушедшие двенадцать месяцев.

Оценили коллеги, но не зритель

Пять премьер состоялось в 2011 году в Кировском драматическом театре. По итогам голосования все призы в основных номинациях получил один спектакль - «Парящая лампочка» по пьесе культового кинорежиссера, сценариста, актера Вуди Аллена. Самое интересное, что мнения коллег и зрителей в этом случае разделились: если профессиональное сообщество сочло этот спектакль несомненной удачей театра, то зритель на «Парящую лампочку» находится с трудом, в репертуаре ее увидишь не часто, залы - полупустые.

Поставил спектакль приглашенный режиссер Алексей Зимин («Удача режиссера») в тандеме с художницей Ксенией Малайцевой («Удача художника»), которая создала необычную и выразительную сценографию с использованием элементов театра теней.

Удивительно, но в спектакле ощущается гораздо больше мотивов, тем, характеров, как будто вышедших из-под пера Теннесси Уильямса, нежели привычной иронии и своеобразного алленовского юмора. Сквозными в спектакле становятся темы одиночества и неизбывной жажды любви уже немолодой, выпивающей женщины, матери двух шалопаев.

Главная героиня, Энид Поллак, в исполнении Светланы Золотаревой («Удача актрисы») постоянно, ежесекундно пребывает в предельных состояниях - от полного отчаяния и ощущения бессмысленности бытия она почти мгновенно переходит в состояние радости и надежды, спустя миг вновь кидается в бездну отчаяния. Надеждам Энид, ее мечтам и планам - и все это понимают - никогда не суждено сбыться. И хотя Пол Поллак, ее старший сын, очень хочет оправдать надежды матери, ничего у него не выйдет.

Говорят, в характере и поступках этого молодого фокусника Вуди Аллен изобразил самого себя. Но, в отличие от своего создателя, персонаж Аллена никогда не поднимется к вершинам шоу-бизнеса. Пол Поллак в исполнении Павла Каныгина («Удача актера») не столько смешон, сколько жалок и беспомощен. В нем совсем нет обаяния, изящества, шарма, необходимых фокуснику. Есть только страх и неуверенность в себе. Собственно, каждый из героев обречен влачить довольно жалкое существование. Надежды нет и быть не может. Но герои спектакля все равно надеются. За свою мечту, за первую подвернувшуюся иллюзию каждый из них готов ухватиться, как утопающий - за соломинку.

Первый спектакль Алексея Зимина на профессиональной сцене (он окончил режиссерский факультет Щукинского театрального училища) оказался очень честным и жестким, пронзительным и трогательным. У спектакля иная, непривычная для театра и его зрителя эстетика. Здесь изящный и четко очерченный режиссерский рисунок сочетается с подробными работами актеров и детальной проработкой характеров. «Парящая лампочка» - это простая история о непростых человеческих взаимоотношениях. Спектакль о том, как самые близкие люди постепенно становятся чужими, посторонними, ненужными, и об отчаянной попытке преодоления той пропасти, которая разделяет всех нас.

Быть может, именно высокий градус сопереживания, невозможность несочувствия героям, определенный путь, который ты вынужден пройти с героями, разделяя их боль и отчаяние, страхи и неуверенность в завтрашнем дне, в поддержке близких и смущают зрителя. И, тем не менее, «Парящая лампочка» - это несомненная удача. Не только постановочной группы, но и театра.

«Я очень рад, что наш областной драматический театр становится такой счастливой стартовой площадкой для молодых режиссеров, - сказал Евгений Степанцев, худрук драмтеатра, поднявшись на сцену после объявления победителей в номинации «Удача режиссера». - Этот кораблик отправится в Москву. При первой же возможности передадим заслуженную награду Алексею Зимину».

Из множества Ассолей не выбрать одну

Лучшей из работ Бориса Павловича, художественного руководителя Театра на Спасской, в 2011 году была признана феерия «Алые паруса» по одноименному произведению Александра Грина, который для Вятки был и остается знаковым писателем (в центре города сохранилось здание гимназии, где учился писатель, работают музей и библиотека им. Грина, проводятся международные «Гриновские чтения»). Именно за этот спектакль Борис Дмитриевич получил «Удачу режиссера».

«Алые паруса» - спектакль о море и Грине, об истоках мечты и рождении иллюзий, о поиске смысла и смысле поисков. Но, прежде всего, это спектакль о Книге. О тексте и неисчислимых возможностях его интерпретации, о том, как порой наслаиваются и дробятся смыслы, как искажается, рассыпается на мириады осколков художественный мир и смысл, а потом вновь обретает целостность. Как текст может начать жить своей жизнью, неподвластной воле автора.

Впрочем, и сам спектакль полон многочисленными ассоциациями, которые рождаются и мгновенно исчезают подобно бликам на поверхности моря в солнечный день. И что самое удивительное - при всей вариативности его прочтения, при обилии смыслов и подтекстов, аллюзий и «ссылок», он остается легким, как бриз, праздничным, ярким.

В феерии Грина, прочитанной актерами Театра на Спасской, и Ассоль, и Грей представлены во множественном числе. Несколько пар героев (артистов) ведут свой рассказ, и каждая пара, каждый персонаж и артист (в спектакле разговор течет, скользит, меняет темп и перескакивает с прямой речи артистов, которые говорят от первого лица, на речь героев, актеры постоянно то входят в образ, то отстраняются) немного смещают акценты, ищут свою интонацию, свой пластический рисунок. Быть может, это и стало одной из причин, почему в этом году в Театре на Спасской не было выделено «Удачи актера» и «Удачи актрисы».

За годы проведения конкурса подобные ситуации, пожалуй, не раз случались с каждым из театров. Это вовсе не говорит о том, что у труппы в сезоне не случилось ярких, удачных актерских работ. Возможно, что по итогам голосования не удалось выделить какого-то безусловного лидера, голоса могли распределиться равномерно. Собственно, и зрители расходятся во мнениях: каждому нравится «своя» Ассоль, «свой» Грей. И в этом тоже есть глубокий смысл. Режиссер дает нам уникальную возможность по-новому взглянуть на знакомую с детства историю, посмотреть на нее с разных сторон, увидеть вариативность...

«Удачей художника» в Театре на Спасской признана сценография Елены Авиновой к спектаклю «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Спектакль задумывался создателями (режиссер Борис Павлович, художник по костюмам Катерина Андреева, балетмейстер Ирина Брежнева) как подарок своему театру и зрителям к юбилею (в декабре ушедшего года Театр на Спасской отметил 75-летие). И это действительно подарок - значимый, знаковый, уникальный! Не просто подарок, а признание Театру в любви. По всему выходит, что этому театру, вопреки известному тезису, везет и в любви (прежде всего зрителей), и «Удача» к нему благосклонна.

Кукольная «Удача»

По итогам 2011 года большую часть наград в театре кукол завоевал спектакль «Палата по повести А.Чехова «Палата. Режиссер спектакля Борис Константинов (лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска», театральной премии «Золотой софит») пригласил к работе художника Валида Дакруба. И обе работы были признаны коллегами по цеху, получили награды «Удача режиссера» и «Удача художника» соответственно. «Удачей актера» названа роль Почтмейстера, которую сыграл в этом спектакле артист Владимир Грязев.

«Палата № 9», безусловно, занимает особое место в репертуаре кукольного театра. Хотя бы потому, что на сегодняшний день - это единственный спектакль театра для взрослых... Не раз слышала, как у театральной кассы зрители спрашивали билетик на другие вечерние спектакли - спектакли, которых пока нет, но которые, будем надеяться, еще появятся. Благо, возможности у театра есть - в этом году он получил грант на развитие театрального дела от правительства Кировской области в размере трех миллионов рублей (половина от этой суммы должна быть направлена на проведение второго всероссийского фестиваля театров кукол «Ковчег» в сентябре этого года).

В номинации «Удача актрисы» отмечена роль Цу Надежды Стрижак в спектакле «Девушка-журавль» по мотивам известной японской сказки.

Награды вручены, позади остался День театра с традиционными капустниками. Впереди - новые премьеры, фестивали, проекты. Будем надеяться, что для всех, кто стал обладателем «Удачи», и в этом году ветер будет попутный. Семь футов под килем! - так, кажется, говорят капитанам и команде... Счастливого плавания под алыми парусами!


Фото Виталия Лучинина, Алексея Лихачева, Сергея Бровко


Спецпризы Кировского отделения СТД РФ вручены:

Дарье Сосновской, актрисе Театра на Спасской, за роль Елены в спектакле «Сон в летнюю ночь»;

Екатерине Андреевой, художнику Театра на Спасской, за создание костюмов к спектаклю «Сон в летнюю ночь»;

Анне Кривошеевой, художнику театра кукол, «За яркий творческий эксперимент в художественном решении спектакля «Медведь, который не верил в Деда Мороза»;

Андрею Матюшину, артисту Кировского драмтеатра, за роль Виктора Чермета в спектакле «Соврешь - умрешь» («Одноклассники»), приз - творческая командировка в Москву;

Захару Пантелееву, актеру театра кукол, за роль Никиты в спектакле «Палата («Удачный дебют»);

Ирине Стародубцевой, актрисе Кировского драмтеатра, за роль Манюшки в спектакле «Зойкина квартира» («Удачный дебют»),

Маргарите Конышевой, Кировский драмтеатр («Сердце, отданное театру»).

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.