Наш Жерар Филипп / Владимир Седов (Саратов)

Выпуск №8-148/2012, Вспоминая

Наш Жерар Филипп / Владимир Седов (Саратов)

Много талантливых театральных имен дала России Саратовская земля, которая, кажется, сама дышит сценой, ее пьянящим воздухом. А если не родила, то вырастила, научила. Особое место в этом ряду занимает Владимир СЕДОВ - заслуженный артист России, замечательный театральный и киноактер.

Он был предельно убедителен на экране и неподражаем на подмостках. Равно потрясающе играл едкого и страдающего втайне Сирано в пьесе Ростана и трогательно-робкого Новосельцева («Сослуживцы»), несгибаемого генерала Карбышева (фильм «Родины солдат») и глуповатого князя Пантиашвили (спектакль «Проделки Ханумы»), неотразимого Дон Жуана и рефлексирующего Иванова в одноименной пьесе Чехова, рационального Буша-старшего (фильм «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-бич опять идут дожди») и совсем иначе - другого президента, прекраснодушного Альенде.

За эту театральную роль актер получил Государственную премию, чилийцы на гастролях в Москве вскакивали с места и скандировали: «Это наш Альенде! No pasaran!» Седов играл потрясающе и был очень похож на чилийского президента внешне. Как вспоминает жена Седова, актриса Инга Мысовская, складывалось впечатление, что он им и был. Оба - Альенде и Седов - были глубоко интеллигентными людьми. Очень требовательный, актер обычно сам себе не нравился. И только успех постановки о Сальваторе Альенде вытянул из него скупую фразу: «Ну, наверное, что-то все же там получилось...»

Его Карбышева сравнивали - по мощи воздействия - с Чапаевым Бориса Бабочкина и Жуковым Михаила Ульянова. Саратов помнит Седова как ведущего актера академического театра драмы. Он играл у нас в молодости и после Волгограда - в зрелые годы. Отвага и честь, коварство и хитрость. Психологическая драма и высокая трагедия, лирическая комедия и пьеса плаща и шпаги, откровенная буффонада... Седов везде был органичен. А как он играл любовь! «Любить» на сцене умеет далеко не каждый, театральным людям это хорошо известно.

«Он в каждом театре был звездой», - писали рецензенты в бесчисленных статьях о Седове. Первая рецензия появилась еще на заре его туманной юности. Когда-то были у актерского сына Седова, как и у всех театральных детей, детские роли. Великая Отечественная война застала 13-летнего мальчика в Златоусте, он пришел работать в эвакуированный из Орла театр. Создавал шумовые эффекты, выходил в эпизодах. Со временем появились настоящие, «взрослые» роли.
В драматическом театре Великих Лук Седов уже был занят в основном репертуаре театра. В «Ревизоре» и «Двенадцатой ночи», в «Мещанах», «Машеньке», «Любови Яровой». Озорно играл Курочкина в «Свадьбе с приданым», романтично - Ивана-царевича в детской сказке, героически, в рамках заданной роли - брата Ленина Александра Ульянова. Актера зовут учиться в Школу-студию МХАТ, но в 18 лет он женится, заводит ребенка. В 1959 году семья Седова переезжает в Саратов.

За короткое время Седов стал любимым актером тогдашнего главрежа Саратовской драмы Николая Бондарева. В первый свой саратовский приезд сыграл удалого Пчелку в «Стряпухе», пел в спектакле - у него был удивительный голос, с легким тремором. Исполнил главную роль чудака Ивана Каплина в «Маленькой студентке». Играл, в основном, своих современников в забытых теперь пьесах. Из классики очень сильной была роль Незнамова в «Без вины виноватых» Островского.

Потом играл в двух очень известных в то время провинциальных театрах: Волгоградском им. М.Горького и Воронежском им. А.Кольцова. Продолжая сниматься в кино (почти в сорока фильмах, что для нестоличного актера на редкость много) у Лиозновой, Бондарчука, Гайдая, Колосова и играть на сцене, актер создает подлинные театральные шедевры.

Критика восторгалась его Новосельцевым из «Сослуживцев». Тогда еще не было знаменитого фильма. «На его лице было выражение вежливой робости. Казалось, это родной брат гоголевского Акакия Акакиевича. Но это не так. Седов показывал, что в этом робком, застенчивом человеке живут и смелое достоинство, и активная доброта к человеку». О его Плетневе, председателе сибирского колхоза в военные годы, писали, что ведет артист роль без нажима, подчеркиваний: «Усталое, «заскорузлое» лицо. Но сколько в нем народной мудрости, истинной доброты!»

Широта таланта Седова поражала даже его коллег. Кто-то считал его «героем-неврастеником». Но ведь с не меньшим блеском актер играл характерную роль или героя-любовника в пьесе плаща и шпаги. У седовского старого князя в «Хануме» «переходы от важной речи к полной беспомощности были просто великолепны».

С женой Ингой они потрясающе исполняют главные роли в спектакле «Вызов богам». Герой Седова силой духа и огромной любви спасет смертельно больную героиню Мысовской. Ее тоже звали Ингой. Играли они вместе любовь и в «Каменном властелине» Леси Украинки. «Можете за 13 дней выучить пьесу в стихах?» - позвонили из Воронежского театра. Разумеется, могли. Инга на память никогда не жаловалась, а у Седова она была просто феноменальная: ему было достаточно несколько раз прочитать рассказ, чтобы запомнить его навсегда. Они сыграли «украинских» Дона Жуана и Дону Анну так, что разделили республиканскую театральную премию с Малым театром. Там эти роли исполняли Быстрицкая с Голобородько.

Образно характеризует партнерша и жена его Лауренсио в «Дурочке» Лопе де Веги: «Он там был потрясающе обаятельной сволочью. Все эти колеты и камзолы сидели на нем, как влитые, «костюмные» же роли он вообще играл божественно. И хотя спектакль был поставлен большим режиссером, но все равно все держалось на Володе».

Одно время он сильно переживал из-за роли Иванова в чеховской пьесе. Ему казалось, где-то «не дотянул». Но когда спектакль сняли на телевидении, и пошли крупные планы, все увидели страдальческие глаза героя Седова. Это была потрясающая игра Мастера. Свой большой опыт работы с камерой он перенес на сцену.

Вернувшись в 80-е годы в Саратов, Седов играет главные роли в «Законе вечности» Думбадзе и «Расплате» Тендрякова. Срочно введен в спектакль «Мы, нижеподписавшиеся» Гельмана. Играл «Комнату» Брагинского в чудном дуэте с народной артисткой России Валентиной Федотовой. Приехавший на премьеру драматург Эмиль Брагинский во всеуслышание заявил, что «счастлив тот театр, который имеет такого актера».

Как-то Седов, большой мастер импровизации, неожиданно вызванный режиссером (репетировали «Синие кони на красной траве» Шатрова), моментально запахнул свой терракотовый шарф и выкатился на сцену так, что все наблюдатели чуть с ярусов не упали от хохота. «Как ты так сразу сумел сыграть?» - удивлялась даже жена. «В голове-то образ был», - пожал плечами актер.

Обстоятельства, увы, сложились так, что им с женой пришлось уйти из драмы - в областную филармонию. Дзекун был не их режиссер. Но и там не потерялась эта блестящая пара. Седов оказался превосходным мастером художественного слова. Их спектакли на двоих «Завтра была война» по Васильеву, «Пушкин в изгнании», «Рассказы О'Генри» пользовались огромным успехом у публики. Их постановка повести Б.Васильева в Москве в ЦДРИ получила специальную премию. Теперь их дело продолжает жена, готовя литературно-художественные программы. Владимир Алексеевич очень хорошо писал - статьи и стихи. Этот дар передался сыну Алексею.

«Кто с ума не сходил по Седову! - цитирую одну из статей в местной прессе.- Это же Седов, наш Жерар Филипп. Как он ходил, разговаривал, общался с людьми! Он не способен был на грубость, на мелкие человеческие поступки».

Зависти он никогда не знал: «Какая роль, а ты не получил! Дали такому-то, - говорили ему «доброжелатели» после распределения». «Да? Надо пойти его поздравить!» - добродушно отвечал Владимир Алексеевич.

О душевных качествах актера Седова говорит главная женщина его жизни Инга: «Он был не из нашей «стаи». Театральные люди, что греха таить, любят посудачить о ближнем своем. И как-то я, переполненная закулисными впечатлениями, хотела поделиться с Володей. Он закрыл мне рот одной фразой: «А мне это неинтересно!» Недаром он хотел стать летчиком-испытателем. Но так карта легла: родился в актерской семье, маленьким спал прямо в театре, на бутафорском столе. Алексея Седова - отца Володи называли очень сильным актером. И его сыну талант был дан большой - такой в землю не зароешь. Любимой его ролью в кино был летчик из фильма «Им покоряется небо». Хоть здесь отвел душу, воплотил юношескую мечту о небе».

Далеко не все поклонники Владимира Седова знают, как получил он травму, стоившую ему здоровья. Это было на съемках фильма о Циолковском. Произошла авария, автобус с артистами катился с насыпи, Владимир Алексеевич помогал из него выпрыгивать другим. Всем помог, никто даже царапины не получил, только сам не успел - придавило упавшим автобусом. Он и жил, как его герои-романтики - военные, летчики, поэты, - честно и чисто.

Травма казалась поначалу не совместимой с жизнью, не то что с профессией. Однако беспощадно тренируя израненное тело (год ел стоя - сидеть не мог; изо дня в день, из месяца в месяц - бег, баня, сугроб), смог вернуться в кино и на сцену. Болезнь аукнулась, возвратившись и приковав его к постели. Но это будет много позже. А мы запомнили его сильным, харизматичным, ослепительно талантливым, с лучистыми синими глазами и - поразительным даром метаморфоз.

Огромный, подлинно русский, глубинный талант, не доигравший свое, недооценный... Его звали в свое время в Ленинград - в Театр им. А.С.Пушкина, в Москву - в «Современник», в театр-студию Киноактера, в Самару - к замечательному режиссеру Монастырскому. Не сложилось. Седова все время хотели снимать. Американский консультант, который работал с ним над образом президента США, говорил с восторгом: «Это Буш, это настоящий Джордж Буш!» Как гениально сказано в одной рецензии про Седова, «когда не было роли Гамлета, он играл президентов».

Как ни странно, лучшие слова благодарности три года назад ушедшему из жизни актеру появились на актерском сайте интернета. Высказывания молодых очень трогательны. Вот отзыв его ученика.

«К моему глубокому сожалению, узнал о смерти великого русского актера Владимира Алексеевича Седова только сегодня... Одно время я был с ним лично знаком, когда он руководил театральной студией Воронежского университета, где я тогда учился. Хорошо помню все его театральные работы в Воронежском академическом театре им. А.Кольцова. Он много снимался и в кино, но все-таки это был в большей степени АКТЕР театра. На нем и еще на Вадиме Соколове в 70-е годы, фактически, держался весь репертуар воронежского театра. Он, кажется, мог сыграть все - и отпетого негодяя, и масштабную личность государственного деятеля, и трогательного служащего, и героя-любовника. Владимир Алексеевич в полной мере обладал удивительным свойством перевоплощения. А какой это был человек! Рассказывают, что на одном из спектаклей кто-то из подвыпивших зрителей стал катать по полу бутылку из-под пива. Продолжалось это довольно долго. И тогда Владимир Алексеевич, занятый в этом спектакле, вышел на авансцену и обратился к зрителям со словами: «Неужели в зале не найдется ни одного человека, кто смог бы вывести из зала этого хулигана?» Его слова возымели должное действие - дебошира вывели. Спектакль продолжился. В жизни это был глубоко порядочный человек, широко эрудированный, с необычайно большим кругом интересов. В моей памяти он навсегда останется добрым наставником и другом».

Закончу это воспоминание еще одной цитатой. О Седове пишет молодой москвич: «Какой громада-актерище, один пронзительный взгляд чего стоит! Всегда с огромным удовольствием смотрел и смотрю фильмы с его участием - море обаяния и красоты! И работал ведь не в столичном театре. Огромная потеря для нас - уход Владимира Алексеевича Седова! В день рождения выдающегося Мастера хочу помянуть его добрым словом».

Помянем и мы. Богата земля наша именами славными...


Фото из архива Инги Мысовской

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.