Арзамас. Что за кулисами?

Выпуск №9-149/2012, В России

Арзамас. Что за кулисами?

Этот город, в который я попала впервые, вызвал какие-то странные, неуловимые воспоминания в тот момент, когда попала на Соборную площадь - четко организованную в плане застройки, величественную и красивую, с Воскресенским собором, высоко вздымающимся, кажется, над землей. Что-то все это напоминало, но никак не могла понять, что именно, пока мне не подсказали - именно здесь, на Соборной площади, начинается действие любимого в детстве романа Вениамина Каверина «Два капитана». И, вероятно, так точно и живо запечатлел Каверин это место, что оно «узналось» спустя много десятилетий...

Признаюсь честно, с этой минуты Арзамас приобрел для меня какой-то иной объем: я приехала сюда, потому что много лет слежу за творчеством очень интересного режиссера Амана Кулиева, чьи спектакли видела в разное время в Дзержинске, Нижнем Новгороде, Москве, куда приезжал Дзержинский муниципальный театр. Мы несколько лет не виделись, и мне было интересно посмотреть, как работает он в Арзамасе, где два года назад возглавил театр.

Второй причиной была, конечно же, близость Дивеева, места, куда я давно стремилась и наконец увидела собственными глазами все то, о чем читала, жадно впитывая все, связанное не только с Серафимом Саровским, но и с ближайшими его сподвижниками.

И, наконец, еще одной причиной было то, что в Арзамасе родился Аркадий Гайдар, чьи книги я люблю с детства и до сей поры, время от времени перечитывая с наслаждением «Голубую чашку», «Дым в лесу», «Судьбу барабанщика», «Тимура и его команду», «Чука и Гека».

Из всего этого и возник для меня облик города - по-провинциальному спокойного, доброжелательного, гостеприимного, обладающего очень хорошим театром с серьезным репертуаром и четко выстроенной программой.

О спектакле «Свои люди - сочтемся!» А.Н.Островского в постановке Амана Кулиева (художник И.Сергеева, музыкальное оформление Е.Кузиной и П.Пятунина) «Страстной бульвар, 10» уже писал, но я не могу удержаться от желания добавить свою «ноту» в сказанное местными критиками справедливо и интересно. Аман Кулиев придумал для своего спектакля пролог и эпилог, которых нет в пьесе А.Н.Островского, но которые на редкость точно передают атмосферу начала и конца всех событий. Мы видим сидящего в кресле Самсона Силыча Большого (А.Юшков), вслушивающегося в пение Нищенки - то ли живущей в его доме, то ли юродивой, постоянно приходящей к Большовым (И.Ватутина). В этом напеве - предсказание судьбы купца, и, глядя на то, как он слушает это пение, как выразительно и емко передает артист состояние своего персонажа даже не мимикой, а взглядом, начинаешь невольно думать, что, может быть, потому и решает Большов объявить себя банкротом, что предчувствует наступление новых и страшных времен.

Юродивая будет появляться по ходу развития сюжета довольно часто, и каждый раз песни ее, спетые изумительным, чистым и светлым голосом, будут становиться знаком тревоги, знаком приближающейся беды. И от этого возникнет странное сочувствие к Самсону Силычу - он думал, что сильнее и умнее всех, а жизнь вытолкнула его как отжившего свое, ненужного больше никому...

И когда в финале Юродивая споет «...Прожил я свой век, да не так как человек...» и подаст Большову, одиноко стоящему на сцене в белом нижнем белье, копеечку, - сердце сдавит от жалости и сочувствия, от горького ощущения, что Время, как гигантский веник, сметает в щель всех нас.

В спектакле выделяются блистательно сыгранные роли - это Подхалюзин (М.Гордиенко), Рисположенский (Ю.Рослов), Липочка (Е.Митясова), Тишка (М.Польдяев). Они точны в каждом жесте, в каждом слове, движения характеров отточены, их развитие глубоко обосновано и содержательно. Но несправедливым было бы не отметить и другие работы: Т.Гордиенко (Аграфена Кондратьевна), Е.Керзина (Устинья Наумовна), Л.Фаустова (Фоминишна).

Секрет успеха этого спектакля, как мне кажется, заключен в двух моментах - блистательный актерский ансамбль и тщательная, детальная, кропотливая работа над текстом и каждым характером. Ничего не «пробрасывается», ничего не остается загадкой для зрителя. Это - великолепный образец классики, воплощенной русским психологическим театром, у которого в будущем году довольно солидный юбилей.

И еще очень важно, что в Арзамасском театре мне посчастливилось встретиться с настоящей группой единомышленников, что сегодня, согласитесь, явление нечастое. Директор театра Марина Швецова, заместитель директора Елена Вагина, художник Ирина Сергеева, главный режиссер Аман Кулиев и, конечно же, труппа театра составляют единое целое. Для них главное - это постоянная работа в сомыслии и согласии. А вы считаете, что зрители не чувствуют, какая атмосфера царит за кулисами? Как бы не так, ведь она невольно переливается в зал, заражая и заряжая его...

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.