Камышин. За чем пойдешь, то и найдешь

Выпуск №9-149/2012, В России

Камышин. За чем пойдешь, то и найдешь

Когда-то во времена пушкинских торжеств в Москве, А.Н.Островский в своей речи высказал замечательную мысль о том, что через Пушкина умнеет все, что только способно поумнеть. Думаю, эти слова можно сказать теперь в адрес и великого драматурга. Меняются времена, идеи, кумиры, а пьесы Островского как шли, так и идут на сценах театров, ничуть не ветшая, по-прежнему вызывая интерес.

Без Островского не было бы ни Малого театра, ни МХАТа. Он привнес на сцену поэзию русской жизни, достроил здание, основа которого была заложена Грибоедовым, Фонвизиным, Гоголем. Сегодня мы, русские, с гордостью можем сказать: у нас есть русский национальный театр. Он по справедливости может называться театром Островского.

Ю.М.Хвостиков - постановщик премьерного спектакля «Где любезная моя» по трилогии о Бальзаминове - рассказывал мне, что мысль об этой работе возникла мгновенно, как только он увидел молодого актера Колю Дубровина. «Вот Миша Бальзаминов, думал я, и мысль эта уже не оставляла. Иногда посещали сомнения: роль сложная, характерная. Островский писал жизнь и считал, что герои сами явятся, живые, всамделишные, и заговорят. Сумеет ли понять, справится ли молодой артист - здесь должна быть этакая иллюзия нерукотворности, доверия к повседневному ходу жизни, к мудрости слова».

А мне, глядя на Мишу Бальзаминова - Николая Дубровина, думалось: играть ему - одно удовольствие. Он словно летает - легкий, грациозный. По словам Мишиной маменьки, умишком-то его Бог обидел. В наивных, простодушных рассуждениях Бальзаминова видится забавный внутренний мир героя. Он и смешон, и жалок, и нелеп. Мечтает, летает в своих мечтах. Из сна - в явь, из яви - в сон. Мечты, правда, куцые. Не раз и не два смеется над ним удача. Приходит, как пес побитый, в объятия маменьки. И снова отправляется на поиски. По уму ли удача? Деньги? Сила? Власть?

Эти вопросы впору задавать каждому, кто берет на себя управление медициной, образованием, аэропортом, ГЭС, государством, наконец. Ведь биографии королей - это всегда история их королевств.

Ай да Островский! Ай да Хвостиков! Вот тебе и комедия!

Отлично поставлены и отлично отыграны актерами танцы (постановщик О.Шевченко), захлестывающие действо, приводящие зрителей в радостное возбуждение. Яркие сочные кустодиевские краски; придуманные художником А.Кириловой удивительные по красоте и пышности платья; раскрашенный мещанский мирок с ситцевыми занавесками и вывешенными на веревку белыми панталонами - все это в сочетании с музыкой Гаврилина, рассыпанной по всему спектаклю, как цветные стекляшки калейдоскопа, рождает цепочку ассоциаций. Это и есть водевиль - уморительная, смешная комедия. Не знаю, подозревал ли Островский, что его пьесы будут еще и танцевать, но получилось здорово.

Тексты Островского давно растащены на цитаты, каждая реплика вызывает смех в зале:

- И давно вы меня любите?

- В четверг после обеда на прошлой неделе.

- Я никогда не закусываю. Не имею такой дурной привычки.

И цитатами этими отлично щелкают, перебрасываются персонажи пьесы.

Профессионализм зрелых актеров (сваха - Г.Хвостикова, будто сошедшая с картины Кустодиева; маменька - Л.Дайнега, живущая на сцене, как в своем Замоскворечье, без суеты, степенно) позволяет режиссеру творить любую фантазию.

Матрена (молодая актриса Даша Попова) восхитительна. Вот у кого идеально театральность соединяется с естественностью, с бытовой подробностью. А это очень важно в пьесах Островского. Лихая и изобретательная в танцах с ухажерами, ленивая и неповоротливая, когда прислуживает, язвительная в перебранках с молодым хозяином, точная в репликах, движениях, мимике.

По-настоящему смешная невеста Белотелова (Л.Жарова) - то неуклюжая, то обольстительная, то разбитная, то сонно-ленивая - в общем, уморительная смесь из торжествующей плоти и какой-то первобытной страсти. Физически ощущаешь, как тяжело ворочаются мысли в ее голове, как просыпается ее инертное тело. На глазах зрителей рождается судьба - суженая Бальзаминова. Еще немного, и он утонет в ее объятиях.

У спектакля отличная энергетика, он роскошно театрален. Пьеса читается бережно и лукаво, изысканно и наивно. Смешливо и гротескно.

Но что-то мешает назвать спектакль полной удачей.

Как-то выпадают из целого сцены с невестами за исключением Белотеловой. Комедия вдруг уступает место клоунаде. Вместо лиц - маски. Да, героини Островского жеманны, примитивны до приторности. И все-таки ПРЭЛЭСТНЫ эти замоскворецкие невесты. А на сцене - безудержное комикование, стремление в каждое мгновение выдать «номер».

Формула водевиля - музыка, танцы, интрига. Не так уж он низок, этот жанр.

Принудить мир принимать тебя таким, какой ты есть - не очень умный, не очень красивый, не очень счастливый. То есть со всеми слабостями и недостатками. И пусть эта передышка длится 2 - 3 часа, зато ты в это время сам себе господин, и можно оторваться по полной, а не пыжиться, чтобы изображать из себя то, чем ты на самом деле не являешься и, скорее всего, не станешь.

В водевиле артист - бог и царь: заставить человека смеяться гораздо труднее, чем плакать. И мы рады смеяться в театре, ибо в жизни поводов для смеха совсем немного. Мы готовы смеяться даже над собой, но не до такой же степени?

В спектакле очень много ассоциаций с современностью. Ох, сколько их, бездельников «бальзаминовых», не страдающих интеллектом, ходит вокруг, ищет невест с окнами на Невский. Я очень рада за Н.Дубровина. Большая победа, большой успех. У него появились в городе поклонники. Он ведь, как и его герой, в общем-то, поймал удачу за крылья. Повезло или заслужил? Время покажет. Главное, чтобы помнил: счастье - не товар. Купить можно все, но только не дар, не талант, не счастье. Здесь в ход идет такая глупая, наивная штука как работа души. Вот об этом почаще бы думать молодым начинающим актерам.


Фото Андрея Каверина

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.