Шпаги звон, как звон бокала / III Всероссийский фестиваль сценического фехтования "Серебряная шпага"

Выпуск №9-149/2012, Фестивали

Шпаги звон, как звон бокала / III Всероссийский фестиваль сценического фехтования "Серебряная шпага"

В самый разгар «Золотой Маски», 8 и 9 апреля, на Учебной сцене ГИТИСа проходил III Всероссийский фестиваль сценического фехтования «Серебряная шпага». Организаторы постарались устроить настоящий праздник для студентов, педагогов и, конечно, зрителей. Вели программу актриса театра и кино Яна Аршавская, победительница второй «Серебряной шпаги» в номинации «Лучшая исполнительница», и актер, педагог по фехтованию и постановщик боев Сергей Чудаков.

На открытии фестиваля ведущие представили участников и членов жюри, в состав которого в этом году вошли народная артистка России, профессор кафедры сценической речи Российского университета театрального искусства (ГИТИС) Антонина Михайловна Кузнецова, заслуженный артист России, актер театра «Мастерская Петра Фоменко», мастер спорта по акробатике Андрей Казаков, актер театра и кино Максим Виторган, заведующий кафедрой пластической выразительности актера СПбГАТИ, профессор Андрей Петрович Олеванов. Председатель жюри - актриса ЦАТРА, лауреат премии К.С.Станиславского Алиса Богарт.

По правилам фестиваля каждая театральная школа могла представить на суд жюри три номера. В общей сложности в конкурсе участвовало 24 работы. В этом году был проведен эксперимент: ведущие объявляли лишь название номера, не указывая институт или театр, который его привез. По мнению организаторов, это должно было избавить судейство от давления авторитетов педагогов. После объявления номинаций на сцену пригласили президента фестиваля, заслуженного артиста России, заведующего кафедрой сценической пластики РУТИ (ГИТИС), профессора Николая Карпова. Именно по его инициативе в 2007 году прошел первый фестиваль, собравший представителей всех московских школ, а также СПбГАТИ. Фестиваль посвятили памяти двух педагогов - А.Б.Немировского и И.Э.Коха. Спустя два года, в июне 2009-го состоялся второй фестиваль, поддержанный СТД РФ и Министерством культуры РФ, состав его участников расширился. И вот через три года, благодаря усилиям кафедры сценической пластики РУТИ, СТД РФ и ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, фестиваль вновь встречает гостей. На этот раз он собрал студентов и актеров из Новосибирска, Ярославля, Тамбова, Красноярска, Оренбурга, Уфы, Санкт-Петербурга и Москвы.

Неожиданную интерпретацию дуэли из пьесы «Ромео и Джульетта» предложили актеры Национального молодежного театра Республики Башкортостан им. М.Карима. Представленный ими бой (пост. З.Ахметов) - не отдельный отрывок, специально сделанный к фестивалю, а сцена из спектакля, идущего в Молодежном театре. В эту дуэль органично влились четыре поединка. Пришлось отказаться от части текста, зато были показаны четыре восприятия мира. Неспешный Бенволио Р.Абдуллина в мягком замшевом коричневом костюме - миротворец. Тибальд Р.Сальманова - полная его противоположность. Кожаный костюм подчеркивает жесткость героя. Тибальд говорит резко, почти через слово вырывается у него свист. Его Тибальд - машина для убийства. Бенволио, скорее, уступает Тибальду, вызывающему его на бой. Блестяще парируя удары, сам он, тем не менее, не стремится нанести смертельный удар, хотя оружием владеет прекрасно, он лишь дает понять сопернику: «Вот сейчас я мог бы тебя убить».

Стройный, изящный, элегантный Меркуцио С.Юлдашбаева, прежде всего поэт. Об этом говорит и его костюм, в котором есть что-то богемное, но присутствуют и элементы, указывающие на воинственный характер героя. Он явно предпочитает лиру, потому даже шпагу использует как скрипку. Два боя с участием Меркуцио совершенно не похожи один на другой. В бое с Бенволио он играет и задирает друга, предлагая повеселиться, и их бой из дуэли на шпагах переходит в драку на кулаках, где оба от души развлекаются. Бой с Тибальдом - это и битва двух взглядов на жизнь, и заведомая игра со смертью.

Дуэль Ромео и Тибальда самая короткая в череде битв. Ромео (Р.Елкибаев) дерется кинжалом, тем самым сокращая возможности как свои, так и соперника. Для Ромео этот бой решающий. У него один шанс, который он использует. Выбив шпагу из руки соперника, он ранит Тибальда в руку. И в тот момент, когда грозный Тибальд со стоном опускается на землю, запрыгивает ему на спину и наносит смертельный удар в шею. Трюк этот, хоть и сложен, все же смотрится несколько надуманно. Но эффектность, напряжение, владение оружием, особенный национальный колорит и прекрасная игра башкирских актеров не оставили жюри равнодушными и ребята увезли в Уфу приз фестиваля - Серебряную шпагу «За лучший бой».

Вторая работа, претендовавшая на эту награду, тоже, как ни странно, бой из «Ромео и Джульетты». По жанру, подаче, приемам она совершенно отличается от драматической истории уфимцев.

«Бой слуг», показанный студентами 4 курса факультета кукольного театра РУТИ Г.Лайко, П.Юдиным, М.Овсянниковым и А.Гагариновым (пост. А.Закиров) изобилует шутками, забавными ситуациями. Пародия на дуэли хозяев блистательно сыграна ребятами. Слуги обоих домов делают вид, что не переносят друг друга, но для них - это способ развлечения. Не случайно дуэль сменяется дурашливой дракой, имитирующей восточные единоборства. Финал сценки - спародированное начало. Попавший «на клинки» соперников слуга, пищит: «Не на наш ли счет вы грызете ноготь, сэр». Один из его соперников тут же начинает грызть ноготь, и герои, вложив шпаги в ножны, расходятся.

Эта работа была отмечена дипломом фестиваля «За прекрасное соединение техники и актерского мастерства», а один из участников квартета, П.Юдин, был награжден памятным призом фестиваля - портупеей.

«Внезапно» - работа, сделанная петербургскими актерами, недавними выпускниками СПбГАТИ, Р.Кацагаджиевым, Р.Кагановичем и А.Леоновым (пост. М.Пахомов), полна юмора и неожиданных выдумок. Трое друзей добыли «клад». Усевшись в таверне, они хотели было его поделить, да вот незадача - в кладе две шпаги, а их трое... Шпаги диктуют правила боя, но «дуэль» превращается в потасовку, в ход идут табуретки, меняются хозяева шпаг, варианты использования оружия. Главарь то и дело подхватывает более легкого партнера и бросает его в соперника. Но вот табуретки сломаны, да только забирать клад некому: все участники битвы повержены.

Номер получил награду фестиваля - Серебряную шпагу в номинации «Оригинальный бой».

Неожиданным сюрпризом для зрителей оказалась и работа студентов Ярославского государственного театрального института с названием «Триллер» (пост. В.Новик). В номере, сделанном на музыку из фильма «Охотники за привидениями», занято шесть актеров: И.Поздняков, И.Шурыгин, М.Половенко, П.Сибиряков, П.Дроздов и С.Внуков. Главный герой попадает на берег моря, где произошла битва: повсюду трупы пиратов. Он с удивлением рассматривает побоище, а трупы между тем оживают - вот один скрипнул рукой, пытаясь ее разогнуть, вот другой сел, но тут же упал, заметив, что герой поворачивается к нему лицом. В этом забавном номере есть все: дуэли на шпагах и «убийство» кинжалом, драки и отличная трюковая работа.

Эту работу отметила Лаборатория педагогов. А Ассоциация каскадеров вручила номеру приз «За лучший трюк».

В этом году, к сожалению, не была присуждена премия в номинации «Лучшая исполнительница». Однако президент фестиваля вручил свой приз - Серебряную дагу - очаровательной девушке К.Трофимович за работу в номере «Мышеловка» (пост. Д.Иванов). Сам же постановщик получил Приз Ректора РУТИ - портупею и диплом «За любовь и преданность фехтованию и за великолепную режиссерскую постановку боя».

Номера, представленные Д.Ивановым на конкурс, не только безупречны с точки зрения режиссуры (в каждом рассказана своя история) и фехтования, но и отличаются по настроению и подаче боя. «Находке» присущ юмор и неожиданные повороты сюжета, «Сатисфакции» - строгость и точность боя, «Острову сокровищ» - напряженность и драматизм, «Мышеловке» - таинственность и элегантность, «Конкуренции» - лиризм и грациозность.

Говоря о номерах фестиваля, нельзя обойти вниманием работы, представленные на конкурс Школой-студией МХАТ. Номер «Затоичи» (пост. А.Ураев) - прекрасная работа в стиле японской техники боя. А.Арушашян, дерущийся с завязанными глазами, получил диплом «За мастерство в бою». Однако постановщик боя А.Ураев заметил, что «короля делает свита». А потому - это безусловное признание мастерства и его партнеров: Н.Сальникова, А.Красненкова и П.Левкина.

В «Шотландском этюде» бились на мечах. И.Ромашко и Р.Мухаметов разыграли поединок представителей двух кланов. Выверенные удары, четкие движения, драматическая составляющая держат зрителей в напряжении в течение всего боя. Несомненным украшением номера стали костюмы. Судьи отметили номер дипломом «За достоверность в бою».

Жюри отметило и работу С.Миргалеева в номере «Отражение». Он вышел на сцену в гипсе: за несколько дней до поездки сломал руку. Однако желание выступить было столь велико, что он научился драться левой рукой. Дипломы фестиваля получили и С.Миргалеев, и Р.Хапров - за партнерство. Партнерство как важная часть взаимоотношений актеров в сценическом фехтовании становится едва ли не самым важным аспектом.

Яркой точкой стал заключительный номер конкурсной программы - финальная дуэль из «Графини де Монсоро» А.Дюма (пост. И.Калинин). Студенты 4 курса ВТУ им. М.С.Щепкина Д.Заботин, А.Спирин, В.Степанян, А.Долгов, М.Михалев и Б.Чевтайкин сумели рассказать историю персонажей в коротком поединке. Жюри же выделило работу двух студентов - исполнителей ролей графа Келюса - Д.Заботина и его соперника Антраге - В.Степаняна. Они были награждены призом жюри - Серебряной шпагой - в номинации «Лучший исполнитель». Такое на фестивале произошло впервые. Но жюри не могло не отметить обоих актеров, столь убедительно исполнивших свои роли. Прекрасно выстроенный мини-спектакль, с продуманными мизансценами, сильной световой и музыкальной партитурой, не оставил равнодушными и зрителей, он собрал больше всего голосов, заслужив и Приз зрительских симпатий. Отметили этот номер и участники Лаборатории педагогов по сценическому фехтованию.

9 апреля на Учебной сцене ГИТИСа прошло вручение памятных дипломов и призов фестиваля, а также состоялся гала-концерт с участием лучших номеров фестиваля и приглашенных актеров.

Впервые был вручен «Орден Серебряной шпаги». Эта награда предназначается тем, кто внес большой вклад в сохранение и развитие предмета «Сценическое фехтование». Звание Кавалера Ордена Серебряной шпаги было присуждено заведующему кафедрой пластического воспитания актера Санкт-Петербургской академии, профессору Андрею Петровичу Олеванову. Орден вручали заведующая кабинетами драматических и национальных театров СТД РФ, ответственный секретарь Гильдии режиссеров России М.Корчак и народный артист России, Секретарь СТД РФ И.Костолевский.

В гала-концерте приняли участие народный артист России, актер Малого театра Б.Клюев; актеры РАМТа, в том числе актер и режиссер А.Доронин; артист театра оперетты П.Иванов; актеры театра и кино П.Деревянко и А.Чернышов; народный артист России, первый исполнитель роли Д'Артаньяна В.Качан; актер, режиссер, постановщик боев и трюков в театре и кино А.Рыклин; победители I и II Фестивалей С.Кемпо и А.Попов; заведующий кафедрой пластического воспитания актера ВТУ им. М.С. Щепкина, актер А.Кульков; педагог по сценическому движению и фехтованию СПбГАТИ С.Ваганова; актриса театра и кино И.Пегова и студенты эстрадного факультета РУТИ.

В рамках фестиваля также состоялась Лаборатория для педагогов по сценическому фехтованию под руководством Н.В.Карпова. В течение двух дней в фойе Учебной сцены ГИТИСа проходила выставка «Сценическое фехтование», в организации которой активное участие приняла директор Дома-музея М.С.Щепкина Анна Абрамова.

Фото Марии Моисеевой, Евгения Люлюкина, Александра Иванова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.