Жизнь человеческого духа / "Москва-Васютки". Стерлитамакский государственный Башкирский драматический театр

Выпуск №9-149/2012, Гости Москвы

Жизнь человеческого духа / "Москва-Васютки". Стерлитамакский государственный Башкирский драматический театр

С 26 по 28 апреля в Москве прошли Дни культуры и искусства Республики Башкортостан.

В обширной программе праздника нашлось место и театральному спектаклю. Причем впервые в истории подобных проектов сценическое искусство крупной автономной республики представлял национальный театр малого города - Стерлитамакский государственный Башкирский драматический театр.

На сцене Театра Луны гости показали спектакль по философской притче знаменитого башкирского драматурга Флорида Булякова «Москва - Васютки» в постановке молодого режиссера Азата Зиганшина и сценографии художника Альберта Нестерова.

Драматическая эта история про одиночество двух стариков давно любима башкирскими зрителями. Не менее популярны и замечательные исполнители, народные артисты Республики Башкортостан Ниса Бакирова и Филарит Бакиров.

Есть предубеждение, будто рассказ о человеческом одиночестве обязательно «давит на жалость» и потому только обречен на успех.

Спектакль Стерлитамакского театра прежде всего пронизан несказанным «осенним светом» уходящей жизни, теплой нежностью к ней, глубокой лирикой и поэзией.

Талантливый молодой художник Альберт Нестеров поселил героев этой истории в пространстве прозрачном и хрупком.

Ветхий вагончик, давно лишившийся колес и приспособленный под жилье на забытом полустанке, пронизан воздухом и светом. Кажется, он того и гляди отлетит от «земли обетованной», унеся пожилую супружескую чету в иные миры.

Жизнь как таковая, непонятная и страшноватая, неуловимо и стремительно проносится мимо в грохоте и всполохах света бесконечных поездов дальнего следования, оставляя стариков в недоумении, но не лишая надежд и силы духа.

Упрямая стойкость, замешенная не только на естественной взаимопомощи дорогих друг другу людей, но на неожиданном лукавом юморе и даже тонкой иронии, открытие этого сюжета, специфика его внутреннего развития, неизменно поэтичного и лирического.

Чутко следуя целомудрию и нравственной силе персонажей пьесы, режиссер Азат Зиганшин, естественно, дорожит особенной и таинственной силой духа, секреты которого только старикам, наверное, и ведомы.

Он точно и строго выстраивает логику отношений героев, способных жить высокими чувствами, но стесняющихся об этом говорить.

Именно нравственное целомудрие этой обаятельной и беззащитной супружеской пары воистину драгоценно. Само их существование вопреки обстоятельствам - пример неоспоримой житейской мудрости.

Старикам, прожившим жизнь, полную забот, давно не пишут забывшие их многочисленные дети. Но супруги упрямо и вдохновенно вспоминают только надежды и радости, которые приносило каждый раз явление в мир очередного сына.

Маленькая, «уютная» Старуха с лицом, светящимся искристой улыбкой, - несравненная Ниса Бакирова - как счастье вспоминает свои предродовые страхи. А пожизненно в нее влюбленный Старик - рыцарственный Филарит Бакиров - вновь и вновь переживает не меньше пугавшее его героя чувство ответственности перед великим таинством новой жизни и перед неизбывной смелостью хрупкой женщины, в очередной раз, через муки, но с упрямой надеждой на счастье приносящей в мир новое живое существо.

Взаимные заботы стриков друг о друге, пронизанные искрометным юмором, их душевное тепло и трогательное внимание друг к другу, нехитрый быт, почти библейский в своей высокой простоте - все дышит правдой, завидной и прекрасной правдой внутренних чувств, которые не придумаешь и, тем более, не симулируешь.

Нравственную глухоту своих детей старики, как всегда, готовы оправдать.

Чувство долга, ответственность и прочие этические нормы, наверное, отшиблены у этих бездушных потомков самой жизнью, к которой они стремились и которая, по всему судя, их если не поглотила, то переродила.

Зато сами старики в финале спектакля, вспомнив про больного соседа, лихо взгромоздившись на плохонький велосипед, уезжают, чтобы скрасить страждущему, возможно, последние минуты бытия.

Одно время телевизионные программы прерывались призывом: «Позвоните родителям!» Это называлось социальной рекламой, раздражало и казалось навязчивым.

Горечь чувствуешь только сейчас, когда позвонить уже некому.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.