Фиалка - цветок милый, но скромный / "Фиалка Монмартра" (Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии)

Выпуск №9-149/2012, Премьеры Санкт-Петербурга

Фиалка - цветок милый, но скромный / "Фиалка Монмартра" (Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии)

Самая лиричная из оперетт Имре Кальмана - «Фиалка Монмартра» была написана в начале 30-х годов ХХ столетия и скоро зазвучала по всей Европе. У этой оперетты есть близкие родственники в оперном мире: «Богема» Дж.Пуччини и малоизвестная «Жизнь Латинского квартала» Р.Леонковалло тоже написаны по роману Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы». Литературная первооснова претерпела в каждом из случаев свои специфические изменения, но и в оперетте осталась компания молодых обитателей парижского артистического квартала, пробивающихся из неизвестности к признанию и благополучию. Правда, в опере, если только она не комическая, все, как правило, кончается печально. В «Фиалке Монмартра», между тем, обе молодые красивые героини остаются живехоньки. Однако есть здесь маленькая закавыка: обычно в оперетте герои влюбляются, жестоко ссорятся в конце второго акта и в финале сладко мирятся. Здесь же пути влюбленных Рауля и Нинон расходятся навсегда, и место в сердце главного героя завоевывает прелестная цветочница Виолетта. О ней, о ее бесхитростных, но таких результативных проделках, о ее доброй любвеобильной душе и написал Кальман свою музыку. Эта музыка согрета особым теплом, ибо в пору ее сочинительства композитор сам был влюблен. Молодая русская актриса Вера Макинская стала его другом, музой и женой.

Но на этом опосредованные связи Кальмана с Россией не заканчиваются. Сегодня, слушая музыку «Фиалки», вдруг понимаешь, как ее ритмы и интонации схожи с тем, что звучало в советской России тридцатых годов. Как преобладание энергичного двухдольного размера сменило здесь привычную для венской оперетты вальсовость, не обделив при этом лиричность. И как много общего в мелодике Кальмана той поры с Дунаевским. Известно же, что музыкальные интонации эпохи носятся в воздухе...

Вполне естественно, что для постановки оперетты венгерского автора пригласили режиссера из Будапешта. Для Миклоша Синетара это уже третья работа в Петербургской музкомедии. Мастер высокопрофессиональный, Синетар мыслит, однако, категориями театрального прошлого. Не начала ХХ века, когда в искусстве бурлили поиск и открытия, а еще раньше. Или позже, когда воцарились принципы, сходные с нашим соцреализмом, приспособленным к оперетте. То, как ставит Синетар, не имеет отношения и к стилизации эпохи: все, происходящее на сцене, - всерьез, сегодня и, как говорится, «по Станиславскому». Правда, к бедняге Константину Сергеевичу это тоже отношения не имеет. Попытка оправдать явно опереточную ситуацию с помощью «психологического» театра приводит к неприятной фальши разговорных интонаций, к нажиму и наигрышу. Органично преодолеть длинные разговорные сцены (а их в спектакле слишком уж много!) не удается почти никому из актеров. Даже Александру Байрону, который последнее время блистает в характерных ролях. Но он так хорош, так элегантно плетет словесную вязь, что хочется крикнуть его судебному исполнителю Пискаччи: да выкинь ты половину слов, оставь только самое сочное! Из плена многословья почти без потерь удается выбраться только Владимиру Яковлеву (Гастон, помощник директора театра). Талантливый актер из Иркутска, Яковлев играет пьяненького театрального забулдыгу, не скрывая ироничной симпатии к своему персонажу, мастерски точно дозируя рискованные краски и вызывая зрительское восхищение.

Но, к сожалению, это только исключение. С русским текстом венгерскому режиссеру работать, видимо, сложно. Ведь пьеса в очередной раз претерпела переделки, что для оперетты совершенно естественно, и в ней много длиннот. Когда начинает звучать музыка, все становится как-то лучше, естественнее, но бацилла скуки так до конца и не изживается.

Тем не менее в спектакле немало забавных постановочных придумок: натурщица Нинон, у которой художник забрал одежду, гневно ведет диалоги, прикрываясь легкой переносной ширмой. Не добившись, чтобы одежду отдали, девушка появляется в платье, сделанном из газетных вырезок. Цветочница Виолетта, напевая выходную арию, разгуливает по залу и дарит зрителям букетики - у молоденькой Анастасии Симанской и то, и другое получается совсем неплохо. Симпатично она выглядит и в виде молоденького солдатика с барабаном во вставной сцене из «Мадемуазель Нитуш» - ведь именно автором этой оперетты на самом деле был композитор Флоримон Эрве, который действует в спектакле.

А выкупив Виолетту у зверюги-отчима, трое друзей укладывают девушку спать на маленький диванчик, в шутку приносят ей игрушки и ночной горшочек, поют колыбельную и, раскрыв окно, впускают в мансарду звездную ночь. Очень теплая и уютная сцена.

По очкам девушки пока что выигрывают у своих партнеров-мужчин. Красивая, пластичная Наталья Савченко, явная претендентка на амплуа героини в труппе театра, прекрасно владеет голосом и эффектными способами быть пленительной Нинон. Карине Чепурновой в той же роли ничего завоевывать не надо, она и так в ранге примадонны, а потому, наверное, она все делает чуть-чуть в пол-ноги. А что касается Симанской-Виолетты, то, как писали критики в старину - ну очень мила!

В мужском ансамбле молодых дарований, наверное, только Олег Корж - Рауль Делакруа способен взволновать женские сердца в зале. Иван Корытов - Флоримон Эрве, тоже как всегда хорош, но уж чересчур «как всегда». Обаятельный и мастеровитый, он слишком повторяется из роли в роль. А голосистому Федору Осипову - Раулю - еще просто не хватает актерского мастерства.

Что в спектакле, на мой вкус, определенно получилось, так это оформление. Ничего сногсшибательно нового. Просто комбинации из картин французских импрессионистов, больших и не очень крупных полотен, вставленных в рамы, - и кажется, что аромат весенних парижских бульваров хлынул со сцены в зал. Хорошо это придумано и красиво сработано художником Ириной Долговой.

За дирижерским пультом - маэстро Андрей Алексеев. Он точно ведет свой корабль по курсу, не ставя перед собой и оркестром каких-то особо специфических задач. Он прав: этот вполне академичный (если можно прилагать такой термин к оперетте) спектакль требует, наверное, именно такого корректного звучания.

После блистательного «Бала вампиров», который продолжает блоками идти с аншлагом почти каждый месяц, «Фиалка Монмартра» - явление скромное. Но весьма нужное определенному контингенту зрителей и, конечно же, труппе для ее нормального функционирования. А труппа заметно пополнилась молодыми солистами с хорошими голосами. Им сейчас играть и играть, петь да петь! Потому так остро для питерской музкомедии встал вопрос второй площадки: чтобы Северная столица имела и полноценную оперетту, и кастинговый мюзикл европейского уровня.


Фото Владимира Постнова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.