Это удивительное число семь... / VII Международный молодежный театральный форум "М.ART.КОНТАКТ"

Выпуск №9-149/2012, Содружество

Это удивительное число семь... / VII Международный молодежный театральный форум "М.ART.КОНТАКТ"

Конечно же, это случайное совпадение, но VII Международный молодежный театральный форум «M.ART. КОНТАКТ» открылся «Спектаклем Минского Корняг-театра. Члены жюри задумчиво переглянулись, пересчитали друг друга - семь... Такая вот магия...

А уж когда старинный зал Могилевского драмтеатра оккупировали розовые человечки с инопланетной причудливостью телесных форм, пытаясь установить контакт со зрителями-землянами, ощущение фантасмагории усилилось. Группа «KUD LJUD» из Словении исповедует интерактивность, так что уберечь «личное пространство» от вторжения «пришельцев» было довольно трудно; они возникали в самых неожиданных местах, свисали с ярусов и волочили бородавчатые хвосты по проходам зала, отыскивая объекты для контакта. (Кажется, их тоже было семеро, впрочем, не поручусь...)

Но вернемся к «Спектаклю N 7», отмеченному дипломом «За гармоничный синтез пластического и драматического театра». Его постановщик, молодой режиссер Евгений Корняг создал свой авторский экспериментальный театр и сделал это, кажется, для того, чтобы исследовать причины и пределы личностной несвободы. Понятно, что прийти в театр с такой темой уже по определению означает быть творчески свободным.

Корняг тяготеет к пластическому, невербальному, остро современному и социально ориентированному театру. И умеет его делать. Выразительные, универсальные актеры Корняга во главе с Ольгой Скворцовой образуют слаженный, работающий в заданном ключе ансамбль.

На сцене - четыре гротескных персонажа, их типажность подчеркнута почти клоунским гримом. Это семья: отец, мать, сын и дочь. Они перманентно чистят картошку, примеряют украшения из той же картошки и живут в вечном страхе. Страх персонифицирован: это задрапированная в черное фигура, наблюдающая за ними с недостижимой высоты. Тяжелое дыхание Страха заставляет персонажей метаться, внимать его нечленораздельной речи, прислушиваться к тишине, замирать от любых звуков ( отец семейства и вовсе теряет сознание при каждом стуке в дверь). Жизнь с оглядкой, запретная нежность... Смех освобождает, но ненадолго. Протест сменяется покаянием. А когда девушка соорудит для себя возвышение, фигура в черном издаст возмущенный вопль, и «бунтовщица» исчезнет... И оставшиеся втроем персонажи в наступившей тишине станут всматриваться в зал: что там, впереди?

В любом случае, на алые паруса сегодняшние молодые вряд ли рассчитывают...

Однако символ романтики 60-х, гриновские «Алые паруса» благополучно приплыли на форум из Орловского театра «Свободное пространство» и нашли своего благодарного зрителя. Видно, надежда на счастье не покидает сердца, юные и не только... Тому немало способствует жанр спектакля - мюзикл. Тексты песен (либретто М.Бартенева и А.Усачева), конечно, несколько не дотягивают до музыки Максима Дунаевского, но профессиональное режиссерское мышление Александра Михайлова и высокий уровень актерской подготовки налицо. Особенно хороши Валерий Лагоша (Лонгрен) и Сергей Козлов (Меннерс-сын). Линия любви младшего Меннерса к Ассоль, отсутствующая у Грина, сыграна С.Козловым настолько убедительно, что, кажется, зритель оправдал бы Ассоль, выбери она не Грэя, а этого сильного и страстного юношу...

Постоянство, верность - идее, мечте, себе самому - разве это не универсальный выход из безысходности? Не ключ к любой запертой двери?

Не к любой, утверждают создатели спектакля «Двери», поставленного по мотивам пьесы Луиджи Лунари харьковским Театром 19, коллективом ярким и самодостаточным.

Есть точка, откуда нет возврата. Входя в прихожую смерти, человек не понимает, что все кончено, и тщетно пытается найти спасение в старом рецепте: быть собой. Игорь Ладенко поставил этот спектакль семь (!) лет назад (кстати, премьера была 7 сентября), но зрительское доверие не утрачено до сих пор. Выстроенная режиссерская партитура сохраняет спектакль целостным и искупает слабость драматургии, во многом вторичной (как тут не вспомнить «За закрытыми дверями» Сартра!). Интеллектуальная комедия - довольно редкий на сегодняшний день жанр, но актеры с удовольствием «купаются» в этой стихии. Выразительный Сергей Листунов в роли простака-Капитана и элегантный Олег Дидык в образе неврастеничного Командора ухитряются органично существовать в невероятной ситуации странного чистилища. Несколько однообразно выглядит на их фоне Профессор - Юрий Николаенко, эксплуатирующий одну и ту же интонационную краску. За этой «жизнью после жизни» наблюдает таинственная Женщина, в исполнении Натальи Иванской она приобретает нечто от Панночки, от гоголевских потусторонних персонажей.

Таинственная, мистическая Женщина пребывает в центре еще одного спектакля - на сей раз израильского, точнее, иерусалимского. Кажется, именно в этом вечном городе могли возникнуть «Сны Моисея» - изысканный пластический спектакль, вдохновленный древними библейскими текстами (диплом «За яркую визуализацию библейских образов»). Группа «Мисторин» осваивает особый сценический язык, насыщенный мыслями и образами, ярко визуальный, не нуждающийся в слове. Руководитель группы Юлия Гинис - успешная художница, с юных лет влюбленная в иудейское вероучение, посвятившая свое творчество разгадыванию и осмыслению древних текстов, - создала уникальное сценическое действо, апеллирующее не только к интеллекту, но и к подсознанию человека. Фигуры актеров словно возникают из клубящегося хаоса, из бескрайних пространств, пронизанных золотистым светом... Иудейская пустыня... Скитания и надежды, обращенные в будущее...

Будущее - это, конечно же, наши дети. Мы хотим видеть их добрыми и умными, честными и надежными. Да и сами мы - где-то дети, в большей или меньшей степени. Об этом вспомнили, наверное, все, кому посчастливилось увидеть московский спектакль «Лафкадио». Эту сказку-притчу по книге Шелла Сильверстайна поставила режиссер-дебютантка Светлана Иванова, а воплотили ее два молодых американца: Один Ланд Байрон и Казимир Лиске, окончившие Школу-студию МХАТ (курс К.Райкина). Искренность, обаяние и доверчивую веселость излучают эти парни. В сиянии их улыбок приобретает непреодолимую притягательность история о том, как Лев научился стрелять, стал «шоуменом» и в конце концов вернулся в родные джунгли, к истинным ценностям. Лист бумаги в руках Одина и Казимира (награжденных в номинации «Лучший молодой актер») становится выразительной декорацией, легкий акцент добавляет очарования их русской речи, театральность создается словно из воздуха, играючи... Как мало и как много нужно для волшебства!

Дети подрастают, превращаются в подростков, и вот уже взрослая жизнь принимает их... но в объятия ли? Кто знает? Немецкие парни и девушки, вчерашние школьники, собираются с духом перед прыжком - в бассейн, в жизнь... Пластический спектакль театра «Марабу» (Бонн) назван «Над водой, под мыслями». Перед нами двенадцать молодых ребят, они пришли с тренером в бассейн и размышляют о себе и о будущем. Краткие исповеди-монологи, словно взятые из личных дневников, обнажают страхи и надежды каждого. Трудно быть молодым, говорит красивый и светлый спектакль, насыщенный движением, музыкой и особым очарованием юности. Актеры заметно неопытны - но не отсюда ли ощущение свежести? Тина Юккер и Клаус Оверкамп, создавшие театр «Марабу» в 1993 году, готовят своих актеров сами, прививая молодежи, пришедшей к ним, необходимые сценические и психологические навыки. Свои интерактивные спектакли Тина и Клаус адресуют молодежной аудитории и детям и постоянно ищут новые, актуальные выразительные средства.

Молодым адресован и моноспектакль Могилевского областного драматического театра «Хозяин кофейни», поставленный Екатериной Аверковой, главным режиссером этого театра. Провокативный текст белорусского драматурга Павла Пряжко написан от первого лица, предполагается, что это монолог самого автора. Попытка самоидентификации, вслух отвергающая любые аналогии, могущие возникнуть у зрителя, - непростая задача для актера. Талантливый Александр Кулешов (современный Треплев?) старается быть по возможности органичным в передаче этого потока сознания. Кто заслуживает названия нормального, не инфантильного человека? Бедняк по определению инфантилен, т.е. не умен. После целой цепи рассуждений возникает вывод: богатство находится «в связке» с умом, а ум - с молчанием. Зритель пытается уследить за ходом рассуждений персонажа, а затем переключается на видеоряд: у-лица, лица, лица...

Герой спектакля, несмотря на глобальность рассуждений, вряд ли претендует на портрет поколения. Но он находится в поиске, как и создатели спектакля.

Еще одно сценическое воплощение современной драматургии представил Центр драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина (Москва). Это спектакль Кирилла Вытоптова «Развалины» по пьесе Юрия Клавдиева. Великая Отечественная война и блокада Ленинграда стали поводом для решения «глобального» философского вопроса : «есть или не есть?». Имеется в виду, морально ли поедать замерзшие человеческие трупы ради выживания в условиях голода? Старый профессор, уныло долдонящий что-то о нравственных устоях и непреходящих ценностях, умирает, чем дает (вместе с создателями спектакля) недвусмысленный ответ на сакраментальный вопрос. А его дочка уже достаточно далеко отошла от отцовского идеализма (молодая актриса София Райзман была отмечена дипломом «За лучшую роль второго плана»; образ прагматичной школьницы, созданный ею, весьма впечатляет).

Так на чем все-таки стоит, чем держится этот странный мир? Самый выразительный ответ дал, пожалуй, Лев Эренбург в спектакле своего Небольшого драматического театра (Санкт-Петербург) «Три сестры». Мир все же держится любовью. Именно она дает силы жить, несмотря ни на что. И не случайно Ольга, живущая без любви, обессиливает первой.

Мнение жюри оказалось единогласным: «Гран-При» форума получает спектакль «Три сестры». «Лучшая мужская роль» - у Константина Шелестуна (Вершинин); «Лучшей молодой актрисой» признана Мария Семенова (Ирина). Атмосферный - но не по-чеховски, а по-эренбурговски, новаторский - но с полнейшим пиететом к Чехову, спектакль этот живет своей особой, предельно насыщенной жизнью. У всех героев есть предыстория; в пьесе найдены и прочтены зашифрованные знаки судьбы каждого из них. Напрасно искать здесь хрестоматийную привычность. Хромая Ирина, пьющая Ольга, несчастливая в браке Маша обнаруживают общие, сестринские, родовые черты: неумение и нежелание жить.

Извне приносят они на своих валенках и ботах тяжелую грязь русской провинции; уличную обувь можно снять, но от грязи не спастись... Все они - и мужчины, и женщины, - беззащитны, и вместо уютного дома живут словно на ветру, в проходном дворе. Вселенская грядущая беда сквозит отовсюду. Соленый убъет Тузенбаха с той же нерассуждающей решимостью, с которой он самостоятельно избавляется от больного зуба. Вершинин по-хозяйски возьмет Машу за руку, но не станет хозяином ни этой женщины, ни собственной судьбы. А Тузенбах уйдет умирать, не сводя влюбленных глаз с Ирины; он пожертвовал всем, осталось - жизнью. Безнадежно звучит его просьба сварить кофе - в этом доме ему не дождаться кофе, как Вершинину - чаю. Мужчины глядятся в женщин, как в прозрачную воду, с последней надеждой; женщины смотрят в себя. В финальной сцене учительница Ольга произносит свой монолог как диктант, со знаками препинания, - это урок для нас.


Фото предоставлены организаторами фестиваля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.