Александр Калягин - человек-театр

Выпуск №9-149/2012, Выставки

Александр Калягин - человек-театр

К 70-летию актера и человека

Знаком своей юбилейной выставки Александр КАЛЯГИН выбрал давний шарж, нарисованный когда-то актером Юрием Богатыревым, - на рисунке актер в роли Оргона: маленького роста усач, в огромной шляпе, в пышном парике, с трагическим лицом. В том, каким себя видит со стороны мэтр, есть ироническая грусть итогов и реверанс к великому Чаплину, чей котелок, усики и грусть на лице стали маской ХХ века.

Говорят, что в кабинете Калягина - портрет Чарли, образ которого стоит перед глазами и судьбой актера практически всю жизнь, начиная с детского восторга семилетнего мальчика, впервые увидевшего бродягу на экране кинотеатра.

Этот взгляд гения взыскательно сопровождает судьбу российского актера.

Выставка «В главной роли - Александр Калягин», приуроченная к 70-летию народного артиста РСФСР, художественного руководителя Московского театра «Et Cetera», Председателя СТД РФ Александра Калягина состоялась в Театральном музее им. А.А.Бахрушина. Для экспозиции выбрано простое сдержанное решение - по принципу «ничего лишнего». От установки - без лести и без парадности - экспозиция только выиграла, представив фотографии, декорационно-изобразительный материал из фондов Театрального музея им. А.А.Бахрушина, музея МХТ им. А.П. Чехова и Московского театра «Et Сetera» под руководством Александра Калягина (кураторы проекта Татьяна Никольская и Людмила Шемракова).

Музейный зритель мог спокойно насладиться нюансами актерской судьбы: фотографии разных лет и весомые артефакты сценической жизни: деревце из спектакля о Шейлоке, латы рыцаря Дон-Кихота, в принципе их можно даже потрогать... На открытии Калягин задержался у этих рыцарских знаков... о чем он думал? О каких ветряных мельницах?

На вернисаже генеральный директор Театрального музея им. А.А.Бахрушина Дмитрий Родионов, открывая выставку, заметил, что богатыревский шарж отражает характер и эмоциональный настрой представляемого в музейных стенах повествования. Сам же герой выставки иронично подчеркнул: «Возможность смотреть и слышать себя со стороны - это как попасть в другое измерение».

Центральная предметная композиция «Дорога желаний» (худож.-дизайнер Василина Очередная) - это полоса значимых вещей из реквизита и декораций спектаклей с участием Александра Калягина, словно театральное дефиле, стягивает внимание: тут главный участник выставки - светлое ажурное пространство, возможно, за счет деревца из спектакля «Шейлок» посередине. Здесь же и деревянные лошадки, барабан, лейка, зонтик... На выставке представлены костюмы актера из спектаклей - как непосредственные участники театральных действий - костюмы Варравина («Смерть Тарелкина»), Шекспира («Смуглая леди сонетов»), Оргона («Тартюф»), Дон Кихота («Дон Кихот»), Папаши Убю («Король Убю»). Усиливают впечатление экспозиционного пространства макеты спектаклей - «Буря» (худож.-пост. Георгий Алекси-Месхишвили), «Чешское фото» (худож.-пост. Давид Боровский), «Подавлять и возбуждать» (худож.-пост. Эмиль Капелюш).

Это одновременно лапидарный, насыщенный информацией стильный проект, и молчаливый выразительный комментарий к жизни артиста, которая проносится перед глазами как шаровая молния (именно с шаровой молнией сравнил Калягина Сергей Юрский). Вот уж пример удавшейся судьбы! Хотя в начале творческого пути, пожалуй, мало кто мог подумать, что этот обаятельный увалень, юноша, уже тогда склонный к полноте, способен стать театральной и кинозвездой.

Александр Александрович Калягин родился 25 мая 1942 года в городе Малмыж Кировской области в семье декана исторического факультета Александра Георгиевича Калягина и преподавателя французского языка Юлии Мироновны Зайдеман (владеющей пятью иностранными языками), где семья находилась в военное время в эвакуации. Детство Калягина прошло в доме №7 Малого Харитоньевского переулка Москвы. В 1959 году он окончил медицинское училище №14 по специальности «акушер», затем в течение двух лет работал фельдшером на «Скорой помощи» в 50-й горбольнице Тимирязевского района. В высшее театральное училище им. Б.В.Щукина при Государственном академическом театре им. Е.Вахтангова поступил в 1962 году. Сценический старт - Московский театр драмы и комедии на Таганке... Хотя началом своей артистической карьеры Калягин считает роль Поприщина в спектакле по «Запискам сумасшедшего» Н.В.Гоголя Театра имени М.Н.Ермоловой (1968; реж. Юрий Вертман).

В переломной точке появляется кино... Кино мгновенно выявило важную особенность актера - умение органического перевоплощения и колоссальную убедительность игры... Шаг за шагом кино присматривалось к молодому актеру... Роли второго плана множились... Пожалуй, первая заметная из них - роль в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» (Ванюкин, 1974)... Хотя еще раньше в нем проявилось удивительное - сочетание комического и трагического, он мог легко и естественно переходить из одного состояния в другое.

И вдруг стало понятно, что Калягин может сыграть все, что угодно.

И сразу последовал взрыв: «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975). С ролью Бабса Баберлея Калягин ворвался на небо славы... Обворожительная, пленительная гротесковая роль... И сегодня, спустя почти 40 лет, когда этот хит показывают на ТВ, он заставляет хохотать, сострадать, переживать.

И все-таки в этой звездной работе была своя опасность - слишком ярко, актер мог остаться актером одной роли.

Но Калягин почувствовал опасность штампа и сумел выстроить стратегию своего будущего с редкой прозорливостью ума и таланта.

Никита Михалков, делая свой второй легендарный фильм «Раба любви» (премьера - 1976), приглашает Калягина на роль кинорежиссера немого кино Александра Александровича Колягина (именно Колягина!), который снимает гротесковую слащавую фильму на юге России в разгар гражданской смуты. С одной стороны, это тетка Чарлея в брюках, но с другой - это трагикомический осколок уходящей эпохи. Уходящая натура в стиле ар нуво... Какая роль! Вальяжный, умный, капризный режиссер в исполнении Калягина сумел не только выдержать сравнение с потрясающей Еленой Соловей, но - сейчас это видно - и переиграл ее.

Следующий шаг карьеры опять изумил.

Из роли «в духе турецкого дивана» - к «Неоконченной пьесе для механического пианино» (1977). Для роли Михаила Васильевича Платонова ему пришлось похудеть, стать другой личностью, прожить ее словно рождение птицы Феникс из пепла. Роль Платонова - в золотом фонде кино, а сцена неудачного самоубийства героя на мелководье, где его напарницей выступила актриса Евгения Глушенко - одна из лучших в мировом кинорепертуаре.

Тетка Чарлея, киноман Колягин, неудачник Платонов! Казалось бы, судьба сделана, можно почивать на лаврах, но Калягин ведет себя не как звезда, а как начинающий актер, как человек полный сомнений. Он ищет, примеривает одно амплуа за другим... Теперь тяжесть своего поиска он перенес в театр, на сцену МХАТа. Роль за ролью, шаг за шагом актер поднимается на вершину. Которую наметил себе сам и которую никто не видит, кроме него... Возможно, уже тогда Калягин примеривался к мечте - о своем театре, о театре, где все будет сделано под него, о театре, который будет впору как хороший костюм.

Долгие этапы этого пути. Бешеный правдолюбец и прохиндей Леня Шиндин в спектакле «Мы нижеподписавшиеся» (1979; реж.-пост. О.Ефремов и Е.Радомысленский). Умница Тригорин в «Чайке» (1980; реж.-пост. О.Ефремов). Роскошный и пресыщенный Оргон в «Тартюфе» (1981; реж.-пост. А.Эфрос). Измученный душевными муками Федор Протасов в «Живом трупе» (1982; реж.-пост. А.Эфрос)... Тут же и Ленин (1981; реж.-пост. О.Ефремов). Государственная премия СССР - за исполнение роли В.И.Ленина в спектакле «Так победим!» М.Шатрова.

Сегодня роль Ленина может вызывать упреки в конформизме, но в те годы это было серьезное испытание, роль Ленина играли выдающие актеры театра и кино Борис Щукин, Максим Штраух, Юрий Каюров, даже Иннокентий Смоктуновский... Сыграть Ленина было лестно и опасно. Рассматривая фотографии на выставке, которые приближают к публике лицо героя, видишь, что в лице актера нет никакой фальши, а в жестах - позы.

Кроме того, что Калягин был актером Лица, Лицедеем высшего полета, оказалось, что у него еще одно почти гениальное приложение - голос. Голос Калягина за экраном в анимационном сериале про Кота Леопольда и особенно в мультипликационном фильме Юрия Норштейна «Сказка сказок» (1979), который был признан «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов» по результатам международного опроса, проведенного Академией Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд (Лос-Анджелес, США; 1984), где актер озвучивает волчка и напевает колыбельную, невозможно слушать без слез. Вот где - за кадром - он стал вровень с Чаплиным, такой голос мог быть у Бродяги.

Годы крушения СССР Калягин встретил мужественно и снова изобретательно выстроил свою карьеру, участвовал в антрепризе - роль Утешительного в спектакле «Игроки XXI» (1992, АРТель АРТистов; реж. С.Юрский)...

И, наконец, свой театр, театр «Et Cetera»...

Это, пожалуй, главная веха в жизни актера, сначала театр (без здания) и, наконец, в 2005 году - свой собственный Театральный Дом в центре Москвы; здание, построенное на актера, практически по его же проекту (во всяком случае, вмешательство Калягина было настолько сильным, что автор здания архитектор Великанов отказался от авторства, а профессиональная Москва сравнила здание с цирковым шапито).

Свой театр! Такое было у Мольера... В России свое здание под себя строили лишь единицы - К.С.Станиславский и В.Э.Мейерхольд, отчасти А.Я.Таиров (но они все были в первую очередь режиссерами). И вот вершина судьбы.

Рядом вторая - с 1996 года актер возглавляет СТД РФ.

Эти две вершины можно вполне сравнить с театральным Эльбрусом.

Калягин активно занят в спектаклях своего театра: Дон Кихот в одноименном спектакле (1999; за эту роль Калягин был удостоен премии «Чайка» и Премии Правительства Москвы), Шейлок («Венецианский купец» Шекспира, 2000), Папаша Убю («Король Убю» А.Жарри, 2001; премия «Золотая Маска» в номинации «Лучшая мужская роль»), Крэпп («Последняя запись Крэппа» С.Беккета, 2002), Варравин («Смерть Тарелкина», 2005)... Последняя работа артиста - мудрый волшебник Просперо в спектакле «Буря» по Уильяму Шекспиру (2010; реж.-пост. Роберт Стуруа). Эта роль ключевая - взгляд назад, подведение итогов...

Выставка «В главной роли - Александр Калягин» позволила нам обозреть жизнь великого актера как бы с высоты, охватить взглядом-молнией. В ней есть еще и элемент учительства, судьба Калягина - словно урок, обращенный к молодому человеку, к юной душе: не бойся дерзать, не переживай по поводу своей вроде бы нетеатральной внешности, не предавай друзей и учителей, служи отечеству, умирай на сцене, верь в свою звезду...

Фото: http://www.kalyagin.ru/

 

Журнал СТД РФ «Страстной бульвар, 10» присоединяется к бесчисленным поздравлениям Александра Александровича с юбилеем!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.