Колонка редактора

Выпуск №10-150/2012, Колонка редактора

Колонка редактора

Всегда говорила: песни из детской - и была уверена, что меня понимают. Или: чтение вслух по вечерам. Или: рассказы о том, как мама была маленькой. Или: домашний театр. Когда в начале третьего акта «Вишневого сада» у Някрошюса зазвучала мрачная тема Малера и персонажи пошли по кругу в макабрическом танце, для меня это имело совсем другой, чем для других зрителей, смысл. Мы с мамой и сестрой пели на эту мелодию смешной канон на разные голоса: «Артишоки, артишоки и герань, и герань/ Не растут на елках, не растут на елках. Ах, как жаль! Ах, как жаль», - от этого мгновенно включилась эмоциональная память детства, и подступающие слезы почти душили еще и потому, что ничто не повторится. И те многочисленные распевки из детской, которые я еще пела со своими детьми, а сестра - со своими внучками, наши дети и внуки петь своим детям уже не будут. Будут ли они играть в те ролевые игры, с почти ритуально зафиксированным порядком действий? Разыгрывать те сценки с импровизированными костюмами, придуманными из штор и кружевных накидок с ручной вышивкой? Будут ли вырезать снежинки, гирлянды, мастерить человечков и фигурки животных из лоскутков, фольги и ореховых скорлупок для рождественской елки вдобавок к красивым покупным игрушкам? Шить мягких котов и медвежат? Читать по вечерам вслух сказки или «Остров сокровищ» Стивенсона? Все эти по сути театрализованные занятия были неотделимы от детской моей интеллигентной петербургской бабушки и прабабушки. А вторая моя бабушка, сибирская, которая и читать-то-писать не умела, рассказывала на ночь своим многочисленным детям, среди которых был и мой отец, сказки и пела народные песни. Пусть детской как таковой в их деревянном небольшом доме никогда не было.

Сегодня родителям некогда, а дети бегут по вечерам тыкать клавиши «стрелялок». И детская книга их уже не объединяет. (А с каким упоением мы вспоминали прочитанные некогда с родителями детские книжки, вновь читая их своим детям! Как вновь переживали их сюжеты - а теперь еще и художественное качество!) Семьи, в которых все это было, передаваясь из поколения в поколение, были счастливыми, любящими, дружными семьями.

Что сегодня может объединить родителей и детей так, как эти чтения и игры в детской? Театр.

Волшебство сборов, совместного похода за праздником - допустим, на «Щелкунчика» в Новый год. Недаром же театры всего мира выставляют этот балет в репертуар на все новогодние каникулы. На детские спектакли родители продолжают ходить с детьми и в другие календарные дни, пока еще зная, что это делать нужно.

Каким должен быть детский спектакль, чтобы родители не бросали ребенка в зале одного и не сидели в фойе, уткнувшись в навороченный iPad? Каким должен быть детский театр? Фестивали детских театров и спектаклей пытаются дать ответ.

Июнь - почти как Новый год, детский месяц. И не потому, что 1 июня - День защиты детей, а потому что школьный год заканчивается (как и театральный сезон), а дети еще не успели разъехаться отдыхать на каникулы. И, конечно, в театрах в эти дни идут спектакли для детей. И не случайно именно в конце мая - начале июня проходят фестивали детских спектаклей. Во многих театрах начинают понимать, что детский спектакль нельзя ставить по остаточному принципу. Потому что если театр не воспитает себе детского зрителя, он скоро останется без зрителей вообще. И степень вложения в детский спектакль, детский театр должна быть велика - речь не только о деньгах, спектакль может быть и скромен, но богат талантом и любовью создателей.

И, наверное, не случайно, на нынешней «Золотой Маске» впервые за время существования этого национального фестиваля премию за лучший спектакль большой формы получил спектакль для детей - «Счастье» Александринского театра в постановке Андрея Могучего, ищущего новый театральный язык, новую форму, понятную современному ребенку, но и протягивающую нить к традиции - ведь спектакль этот перекладывает на новый лад мистическую сказку Метерлинка «Синяя птица». Речь в нем идет о серьезных вещах - жизни и смерти, мечте и поступке. И интересно этот спектакль смотреть не только детям, но и взрослым, которые задумываются после него о том, как со своими детьми общаться - когда они такие. Такие, как на сцене. Такие, как в зале, воспринимающие то, что показано на сцене, что не во всем и не вполне понятно родителям.

И «Русалочка» Джона Ноймайера в Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, с современной хореографией и роскошными спецэффектами, тоже представленная на «Маске», - это ведь Андерсен, и дети на этом балете вместе с родителями вполне уживаются.

Пусть наши дети идут в театр. Пусть театр поможет родителям и детям лучше понимать друг друга. Пусть детский театр будет. И быть семьям счастливыми.

 

Читать номер на сайте

Читать номер в Pdf (7.89mb)

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.