Иркутск. На пристани наших грез...

Выпуск №10-150/2012, В России

Иркутск. На пристани наших грез...

В Иркутском областном театре кукол «Аистенок» состоялась необычная премьера - интерактивный спектакль для подростков, молодежи и взрослых зрителей «Пристань алых грез» по произведениям Александра Грина. Спектакль создан при участии Благотворительного фонда поддержки культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова) - обязательным условием для победы в конкурсе грантов было использование инновационных театральных средств.

Как известно, все новое имеет три стадии развития. Первая: этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Вторая: в этом что-то есть... И, наконец: только так и должно быть! Несмотря на то, что в этом мире принципиально уже почти все изобретено, похоже, иркутским кукольникам удалось нащупать что-то новое: после каждого показа, прошедшего со дня премьеры, зрители разделяются на два фронта. Одни говорят, что это здорово, великолепно, другие - что никуда не годится. Я посмотрела спектакль дважды и пережила уже две стадии принятия - осталось сходить еще раз, и, пожалуй, мне удастся в полной мере оценить замысел постановщиков.

Столкнувшись с полярными мнениями зрителей, захотела разобраться в «дуализме» этой постановки и понять, почему она вызывает столь противоречивые чувства. Давайте попробуем сделать это вместе, используя, по ходу дела, отзывы зрителей и иркутской прессы.

«Изобретательная и многоуровневая» - одни из первых эпитетов, которые были ей присвоены журналистской братией. Приметой времени является смешение жанров, причем театр кукол можно назвать наиболее синтетическим видом искусства. Ну а спектакль «Пристань алых грез», поставленный на сцене театра «Аистенок» главным режиссером Юрием Уткиным, можно смело назвать суперсинтетическим спектаклем. Здесь не только сочетаются кукольное действие и драматическая игра актеров, но и живая рок-музыка, шоу-пародия, видеоинсталляция... А «замысловатые, состоящие из множества деталей декорации (художник Наталья Павлишина), рамкой обрамляющие сцену, воспроизводят то ли атмосферу рыбацкого трактира, то ли современное оформление кафе в этом стиле».

Основу насыщенного «полотна» спектакля составляют «две нити» - две истории. Одну рассказывают куклы - и это знакомая нам с детства повесть Александра Грина о мечте, преодолевающей все преграды, о любви Ассоль и Грэя. «Замечательные планшетные куклы поведали историю Ассоль очень правдиво и чувственно. Самым реалистичным и даже жестким моментом в спектакле была встреча романтичной героини с деревенскими мальчишками, которые издевались над птицей. Актеры так остро передали эту сцену, что у меня от жалости вздрогнуло сердце».

Вторая сюжетная канва (актеры в живом плане) - это, образно говоря, Каперна сто лет спустя. На сцене и подмостках, которые на несколько метров уходят в зрительный зал, актеры фантазируют о том, как бы протекала здесь жизнь в наше время. Новые герои - управляющая таверной художница Мари в исполнении Дианы Бронниковой и рок-музыкант Артур (Роман Зорин) - в новых реалиях преодолевают тернии обретения себя и друг друга.

Переходом из одного мира в другой служат черно-белые рисунки Мари, которые свидетельствуют о том, что она откуда-то знает подлинную историю Ассоль, за давностью лет обросшую легендами, домыслами и прочими искажениями. Ее рисунки оживают на экране - картинной раме, расположенной внутри огромного металлического колеса. Эта конструкция принимает то вертикальное, то горизонтальное положение, что позволяет воспринимать происходящее под разными углами зрения. Рисунки влекут за собой кукольное действие, оживляющее события столетней давности. Еще больше живости этому действу придает использование видеопроектора (видеоряд - Александр Вертицкий). Дождь, ветер, шторм, пурга стали его участниками. «Мне, сидящей в зрительном зале, даже становилось холодно...».

«С помощью современных технологий нам хотелось полностью погрузить зрителей в мир их собственных грез», - рассказал режиссер Юрий Уткин. По отзывам некоторых зрителей, у них сложилось впечатление, что «куклы переиграли живых актеров». Говорят, что детей и животных «не переиграешь». Оказывается, куклы также способны создать ощутимую конкуренцию драматической игре.

Золотой цепью, объединяющей два мира, две морали, является загадочный персонаж Эгль (Евгений Степкин). Волею постановщика и автора пьесы (Александр Хромов) из собирателя сказок, который заронил мечту в «пушистую голову» первой Ассоль, он превратился в бессмертного волшебника, взявшего на воспитание ее «преемницу» Мари. А дар бессмертия Эгль получил от спасшей его когда-то Фрези Грант - бегущей по волнам. Фрези Грант (Наталия Кёрн) являлась и в детских фантазиях Артура, и в рисунках Мари. Она - образ самой Мечты, зовущей к себе, как бы далеко мы от нее ни уплывали.

Персонаж, олицетворяющий, мягко говоря, несовершенства сегодняшнего мира - циничный хозяин таверны господин Меннерс. Он «превращает романтичную легенду своего края в коммерческий шоу-проект: ежегодно он проводит конкурс «Ассоль года»». «Самая красивая девушка Каперны раз в год поднимается на палубу корабля под алыми парусами к современному Грэю, какому-нибудь известному артисту или музыканту, и никто не знает, куда она потом исчезает». Зрители видят только руку этого нового Меннерса, жестикулирующую с балкона (актер Виктор Воронцов), и слышат голос, дарованный ему режиссером. Как уже отмечалось, действо проходит не только на сцене, но и в самом зрительном зале. В частности, дефиле «странных девушек» на специально оборудованном подиуме (по сюжету, это конкурсантки «Ассоль года»). Одетые в эпатажные обтягивающие костюмы, девушки и молодой человек (Роман Бучек - музыкант, вокалист рок-группы) устраивают специфический «показ мод».

Столь сложный сюжет некоторые СМИ назвали «витиеватым», другие «сумбурным», одни зрители - поняли, другие - не очень, в блогах отзывались: «долго и нудно», «спектакль для мыслителя», «погружающий в атмосферу», кто-то рекомендовал сократить, кто-то умолял сохранить в первозданном виде.

Кроме сюжета, есть и другие моменты, вызывающие кардинально различные ощущения у зрителей. Например, вышеупомянутое дефиле - пародия на современные шоу-программы, типа «Мисс Вселенная». Кто-то называет его «развратным», кто-то «остроумным». Так и музыка, особенно та, которую написали для спектакля сами актеры (Роман Бучек и Роман Зорин) - одних зрителей приводит в восторг, и они интересуются, как достать запись для домашнего прослушивания, у других вызывает возмущение своей «бессмысленностью и беспощадностью»...

Некоторые зрители отмечают также, что запутанный язык драматурга диссонирует с ярким, образным языком Грина. В этом они, вероятно, правы, но почему бы взрослым не обратить на это внимание детей? Тем более что организованные просмотры для подростков проходят, чаще всего, в сопровождении преподавателей литературы. Тогда у ребят появится возможность выбора: какая речь им понравится больше? Философы утверждают, что человек богоподобен, благодаря свободе выбора, у других живых созданий его нет. Почему бы нам не воспользоваться этим щедрым даром?

Как видите, мнения о спектакле порой противоположны. Но две вещи можно утверждать с уверенностью: во-первых, это сделано честно, а раз так - то заслуживает того, чтобы попытаться понять. Во-вторых, спектакль живой - те, кто видел его неоднократно, отмечают, что каждый следующий показ не похож на предыдущие. Это значит, что создатели не только надеются быть понятыми, но и стремятся быть убедительными и понятными.

Напоследок - маленькое наблюдение: уже нескольким моим знакомым, независимо от их восприятия спектакля, после просмотра снились яркие необычные сны - это значит, что мир наших грез пробуждается, не это ли самое главное?!.


Фото Анны Кожановской

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.