Южно-Сахалинск. Девять премьер. Шесть режиссеров

Выпуск №10-150/2012, В России

Южно-Сахалинск. Девять премьер. Шесть режиссеров

Сезон 2011-2012 начался, как и было обещано Даниилом Безносовым, новым художественным руководителем Чехов-центра, с премьеры спектакля «Так же, как все» по пьесе «Частная жизнь» Ксении Степанычевой - сентиментальной комедии о том, насколько бывают смешны и наивны наши частные житейские проблемы и горести. В полном иронии и тонкого юмора спектакле нет единого действия. Герои разных новелл встречаются лишь в первой сцене, а дальше разбредаются по своим маленьким сюжетам - и лишь в финале вновь ненадолго сходятся. Деревянные беседки, веранды, мостки (сценография Михаила Кукушкина) создают атмосферу уюта и тепла, придавая каждой истории интимную, доверительную интонацию. Популярность спектакля среди сахалинской публики дает надежду, что для привлечения «кассы» не обязательно в очередной раз ставить вездесущих Куни и Камолетти, делать ставку на пошлый юмор бульварной комедии.

После успешного зачина сезон начал стремительно набирать обороты. В октябре прошел I Межрегиональный театральный фестиваль «Сахалинская рампа». В течение десяти дней на сцене Чехов-центра были сыграны спектакли театральными коллективами из Москвы (Детский музыкальный театр им. Н.И.Сац, театр «АпАРТе»), Санкт-Петербурга («Этюд-театр»), Приморского (Уссурийский драматический театр) и Хабаровского краев (Драматический театр Комсомольска-на-Амуре), Амурской области (Амурский областной драматический театр, Благовещенск). В рамках фестиваля состоялась на редкость урожайная режиссерская лаборатория под руководством Олега Лоевского. Из четырех показанных на лаборатории эскизных спектаклей один - «Пьеса про коров» Вадима Леванова (режиссер Семен Александровский) - был принят в репертуар театра без изменений, другой - «Прекрасное далеко» Данилы Привалова (режиссер Павел Зобнин) - был доработан и также включен в репертуар; доработка и премьера третьего - «Происшествие, которого никто не заметил» Александра Володина (режиссер Тимур Насиров) - назначены на весну 2013 года.

Постановка «Прекрасное далеко» стала одной из безусловных удач сезона. Это тонкая лиричная история о жизни и смерти, о вечных поисках человеческой души. Она была написана молодым драматургом Данилой Приваловым в 2006 году. Все действующие лица пьесы - ангелы, мечтающие вернуться обратно в жизнь - далекую и прекрасную. Герои проходят долгий путь, прежде чем понять, что самое ценное - это то, что происходит с человеком здесь и сейчас, и пока человек жив - он свободен и, стало быть, счастлив. Только вот понимание этого приходит в тот момент, когда земной путь заканчивается и, казалось бы, уже ничего нельзя изменить...

Небольшое пространство репетиционного зала обшито черным. Напротив зрительских рядов, за спинами актеров - зеркальная стена, где все происходящее ежесекундно двоится, множится. Зеркало существует и как внутренний мир героев, куда они периодически всматриваются, пытаясь вспомнить что-то из своей прошлой жизни, и как их собеседник, и как некое мифическое параллельное пространство, то самое «прекрасное далеко», куда, в конце концов, и уходят новые Адам и Ева - Вася (Александр Агеев) и Маруся (Татьяна Никонова).

Работы молодых артистов в этом спектакле были отмечены на фестивале «Ново-Сибирский транзит», где Александр Агеев, Татьяна Никонова, Роман Татарчук (Серега) и Сергей Авдиенко (Тоха) получили премию «Надежда сцены».

Ноябрьский премьерный спектакль «Полковник-птица» стал дебютным для большей части занятых в нем артистов. Александр Агеев (доктор), Сергей Авдиенко (Хачо), Сергей Шумин (Матей) и Александр Коротких (Давуд), едва окончив Сахалинский театральный колледж, впервые вышли на сцену Чехов-центра в притче болгарского драматурга Христо Бойчева, поставленной их педагогом Андреем Кошелевым. Молодым артистам удалось создать яркие органичные образы, рассказать мудрую и ироничную историю о безграничной вере человека в возможность изменить свою судьбу, даже если изменить ничего нельзя, - о вечной погоне за Синей птицей.

Главную роль полковника Фетисова исполнил Виктор Черноскутов, также дебютант на сахалинской сцене, работавший ранее в театрах Барнаула, Владивостока, Петропавловска, Омска. В труппу Чехов-центра этот опытный артист перешел из Омского государственного камерного «Пятого театра» - одного из ведущих театров Сибири.

Еще один дебютант «Полковника-птицы» - впервые попробовавший себя в роли художника-постановщика артист Чехов-центра Леонид Всеволодский, создавший многозначную и функциональную сценографию в мрачных тонах проржавевшего железа. Пространство словно бы обнимает героев, не отпуская их, сохраняя ощущение безысходности до самого финала, когда полуразрушенный монастырь на глазах зрителя трансформируется в военный джип, на котором герои отправляются в далекое путешествие в Страсбург.

Впервые в России в Чехов-центре была поставлена полная версия трилогии финского драматурга и режиссера Мики Мюллюахо «Паника», «Хаос», «Гармония». Эти пьесы сюжетно и композиционно не связаны между собой и вполне могут существовать как самостоятельные. Объединяет их лишь проблематика. В каждой находящиеся в жизненном кризисе герои стремятся понять, в чем же заключается счастье. Так, в «Панике» трое друзей - Макс (Андрей Кузин), Лео (Леонид Всеволодский) и Джонни (Александр Агеев) пытаются помочь друг другу преодолеть кризис среднего возраста. Разбирая свою жизнь на терапевтических сеансах, герои обнажают проблемы, с которыми сталкиваются многие мужчины: недопонимание в семейных отношениях, преодоление давних страхов, рухнувшая карьера. Впрочем, терапевтические сеансы сопровождают и два последующих спектакля. Прием открытого психоанализа углубляет образ героя, включает зрителя в интимный, отчасти сакральный процесс «вскрытия души», напоминающий исповедь. Герой «Гармонии», режиссер Олави (Виктор Черноскутов), сочиняет пьесу и включает в нее сцену психоанализа; рассказывая о собственной психологической травме, он ищет в ней причины запутанных взаимоотношений с женой и предпринимает попытку выйти из творческого кризиса. А в спектакле «Хаос» сеансы психоанализа становятся частью жизни одного из персонажей - психотерапевта Юлии (Наталья Красилова). Кстати, именно «Хаос», не самая удачная с драматургической точки зрения часть трилогии, оказался одним из самых успешных и популярных спектаклей сезона благодаря точной и остроумной режиссуре Даниила Безносова и изобретательной работе режиссера мультимедиа Натальи Наумовой.

Главной премьерой сезона стала работа режиссера Олега Юмова «Игра в Го. Акутагава. Новеллы». В этом масштабном для островного края спектакле занята практически вся труппа, пятеро детей и собака. Для инсценировки были выбраны наиболее яркие новеллы японского классика Рюноскэ Акутагавы. Истории, собранные режиссером, разножанровы: мелодраматическая «Безответная любовь», японский вариант гоголевского «Носа», пародийный «Вальдшнеп», комикс «Снежок» и настоящий средневековый триллер «В чаще». Эти разные сюжеты объединяют рассказчики: японец и европеец, символизирующие Восток и Запад, сведенные вместе в творчестве Акутагавы. Они играют в традиционную японскую игру «го» и рассказывают друг другу истории. Решение сценического пространства (художник-постановщик Мария Вольская) также суммирует европейское и восточное начала. Перед зрителем открывается павильон. Вращение круга - и пространство изменилось. То перед нами убежище буддийского монаха, то веранда особняка Льва Толстого... Здесь в актерской игре переплетаются традиции русского театра с итальянской комедией дель арте, а костюмы и декорации скрупулезно, с ювелирной точностью передают особенности пространства и времени. Музыку к спектаклю написала композитор Ольга Шайдуллина, игра артистов сопровождается звуками рояля, виолончели, каягыма, саксофона и перкуссии.

Не была оставлена без новых спектаклей и детская часть аудитории. Первой премьерой для малышей стал фантастический комикс «Побег из космоса», поставленный Юрием Алесиным и написанный им в соавторстве с Ниной Беленицкой. Это фантазия на тему сказки «Курочка Ряба», действие которой разворачивается в далеком космосе. Причудливая декорация и фантастические костюмы Екатерины Коробкиной погружают нас в атмосферу межгалактического корабля. Дед здесь - ученый-фанатик, Баба - биоробот, курочка Кася - космонавт, а Мыш - амбициозный рекордсмен по отжиманиям, честолюбиво мечтающий о памятнике, хотя бы посмертно. Но в финале сказки герои теряют свой пафос и становятся простыми людьми. Дед, великий ученый, готовый положить жизнь на алтарь науки, вдруг превращается в обычного человека, которому знакомы сочувствие, нежность, понимание. Робот ББ оказывается простой Бабой со своими внезапно прорезавшимися эмоциями и желаниями. Кася, ставшая мамой, осознает, что именно это - главное ее предназначение. А Мыш перестает стремиться к славе и вдруг вспоминает о своих родителях. В этой истории маленькие зрители не только наблюдают за действием, но и непосредственно влияют на судьбу героев через вовлеченность детей в действие, происходящее на сцене.

А в канун Нового Года вышла поставленная режиссером Урсулой Макаровой «Снежная Королева» - одна из самых удивительных и красивых сказок Х.К.Андерсена.

Завершился сезон исключительным для Сахалина проектом - драматургической лабораторией «Живому театру - живого автора», реализованной совместно с творческим объединением «КультПроект» при поддержке Министерств культуры России и Сахалинской области. На Дальнем Востоке это первая работа, выполненная в такой технике. По замыслу организаторов, артисты совместно с драматургами и режиссером будущего спектакля Даниилом Безносовым в течение трех дней собирали документальный материал в нескольких городах и поселках Сахалинской области (Южно-Сахалинск, Александровск-Сахалинский, Смирных, Тымовское). Этот материал ежедневно обрабатывался, превращаясь в новеллы и актерские этюды, лучшие из которых легли в основу спектакля. Восьмого июня состоялся показ эскиза спектакля зрителям. Проект оказался настолько успешным, что собранного материала, по утверждению драматургов, с лихвой хватит еще на пару пьес. Работа над эскизом продолжится, и в следующем сезоне сахалинские зрители смогут увидеть полноценный спектакль, повествующий об их жизни их же языком.


Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.