Московские вариации/ XVIII Национальный театральный фестиваль "Золотая Маска"

Выпуск №10-150/2012, Фестивали

Московские вариации/ XVIII Национальный театральный фестиваль "Золотая Маска"

Много лет в музыкальном театре лидировал Мариинский театр, а в балете особенно. Все привыкли, что петербургский балет заслуженно награждался множеством призов. И как только наступало время фестиваля «Золотая Маска», балетоманы яростно начинали прогнозировать, сколько номинаций уедет в Петербург. Либо Мариинка вырывалась вперед, либо с середины 2000-х лауреаты делились между Мариинкой и Большим театром (особенно, когда им руководил Алексей Ратманский). Но со сменой руководства ситуация в Мариинке изменилась, и она, очевидно, стала терять свои позиции. Зато в это время вперед вырвался московский балет Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, попросту именуемого «Стасиком». На нынешней «Маске» своими силами не на шутку мерились Большой и «Стасик», оставив позади северного коллегу. Обильный список номинантов тому подтверждение.

Справедливости ради, надо сказать, что на «Лучшую женскую роль» претендовала за спектакль «Парк» великая Диана Вишнева. Но предназначенную для нее роль в современной хореографии Анжелена Прельжокажа она как будто переросла или, точнее, перегорела. Знаменитый дуэт из этого шедевра 1994 года, сочиненного для Парижской оперы, она танцевала на концерте с эталонным партнером Владимиром Малаховым до того, как спектакль оказался в репертуаре Мариинки. А теперь в спектакле чувствовался бег на месте. Дело в том, что неутомимая Диана давно существует в мировом пространстве и придумывает собственные проекты, один из которых, безусловно, будет номинирован на следующую «Золотую Маску». Итак, жюри выбрало Анну Хамзину - Русалочку из одноименного балета Джона Ноймайера в Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Хрупкая до болезненности Русалочка - безусловная победа артистки, мало танцующей классические сольные партии и выдвинувшейся вперед благодаря появлению в театре современной хореографии. Удачей стало одно то, что ее самолично утвердил на роль Ноймайер, переносивший свой балет в Москву. Жюри убедило ее не меняющееся, на мой взгляд, на протяжении двух актов исполнение роли. Хотя главными, опять же на мой взгляд, претендентками были две фигуры из Большого: прима-балерина Светлана Лунькина в «Chroma» и солистка Анна Окунева в «Herman Schmerman». Возможно, такие факты, что признанная лирическая балерина Лунькина произвела фурор в ультрасовременной пластике, подчинив свое тело лабиринтам МакГрегора, а для Окуневой главный дуэт форсайтовской скороговорки стал первой ведущей партией, просто не учитываются. Может быть, роль сыграло то, что Лунькина и Окунева выдвинуты в одноактных балетах?

Нет, танцовщик из Большого Денис Савин как раз удостоился премии в номинации «Лучшая мужская роль» и как раз за тот самый дуэт с Окуневой в одноактновке «Herman Schmerman». Первоклассны были они оба, первоклассным был их дуэт в первом составе, неожиданно перетанцевавший дуэт опытных Натальи Осиповой с Михаилом Лобухиным. И как можно делить дуэтный танец, непонятно. Лучше тогда не награждать - не разбивать пару. Но претендентов среди мужчин оказалось меньше, и прекрасному Савину досталась «Маска» уже второй раз. Он обошел «русалочного» Дмитрия Романенко и самого Игоря Зеленского, возглавляющего балет «Стасика», но выдвинутого за роль Хозе в «Кармен» Новосибирского оперного.

Казалось бы, утешительного приза критики удостоен был балет МакГрегора «Chroma». Удивительно и восхитительно то, что его поддержала критика музыкального и драматического театров. Одни коллеги убедили других, что в Большом театре произошел прорыв, подобно тому, какой случился несколько лет назад с вечером балетов Форсайта в Мариинке. Коллеги отметили его и тем самым узаконили прогрессивный опус на академической сцене. Вот почему - это главная премия нынешней балетной «Золотой Маски». Вот почему перенос продукции оказался главнее - концептуальнее - заслуг Мауро Бигонцетти. «Лучшей работой балетмейстера» признана его постановка «Cinque» в Большом театре на пятерых выпускниц московской школы. Итальянскому хореографу достались «сливки»: Наталья Осипова, Екатерина Крысанова, Екатерина Шипулина (Большой театр) и Мария Кочеткова (Балет Сан-Франциско), Полина Семионова (Берлинская Штаатсопер). После премьеры вводиться будут и другие. В основе балета пять чувств, каждой танцовщице отдано одно из них и у каждой своя вариация. Не часто даже лучшим артистам доводится поколдовать совместно с балетмейстером над новой хореографией. В данном случае, Бигонцетти считает «Cinque» лучшей своей работой, а танцовщицы съезжаются из разных концов света, чтобы вновь всем вместе выступить в нем. Вот что значит креатив и копродукция театра, обладающего лучшими артистами, плюс воля продюсера Сергея Даниляна и его агентства «Ардани».

Номинация «Лучший спектакль в современном танце» за последнюю пару лет ассоциируется с костромской компанией «Диалог данс». И даже если бы у нее был не один конкурент, как сейчас, то очередная премьера «Punto di Fuga» (совместно с итальянской компанией «Zerogrammi») - это гарантированная очередная «Золотая Маска». Спецпремия жюри музыкального театра уехала на Урал: Пермский театр оперы и балета переживает ренессанс и отмеченная «Маской» программа «Видеть музыку» (а это четыре одноактных балета современных хореографов) обнаруживает творческий задор.

«Лучшим спектаклем в балете» был признан спектакль «Стасика» «За вас приемлю смерть». Музыкальный театр открыл Москве испанского хореографа Начо Дуато, первым освоил его тягучий средиземноморский почерк. Вторая постановка Дуато принесла театру «Маску». Московский спектакль Дуато вырвался вперед на фоне богатой картины: спектакля того же Дуато в Михайловском театре, «Русалочки» самого «Стасика», номинированных четырех (из восьми) премьер Большого, «Парка» Мариинки, пермского вечера балетов и «Кармен» Новосибирского театра. Достоинством этого уютного театра является то, что в современных премьерах он добивается слаженности и четкости ансамбля, а артисты, в свою очередь, и это заметно, истосковались по свободным композициям и по-испански сдержанным эмоциям. В «Стасик» ушла и премия «Лучшая работа дирижера», она не в первый раз достается Феликсу Коробову, на этот раз за балет «Русалочка». Надо отметить при этом, что успехи московского Музыкального театра связаны с проверенными временем произведениями и грамотной репертуарной политикой. Но одноактный ли спектакль Дуато или двухактный балет Ноймайера - это авторские переносы, не созданные здесь и сейчас на труппу произведения. А новое обычно сопряжено с неизвестностью и риском.

Большой театр за сезон 2010/11 на риск пошел трижды: после «А дальше - тысячелетие покоя» Прельжокажа и отмеченных «Маской» «Cinque» Бигонцетти выпустил новый балет «Утраченные иллюзии». Работу Алексея Ратманского сочли спорной. Музыку же Леонида Десятникова однозначно - «Лучшей работой композитора». И это бесспорный факт. «Утраченным иллюзиям» досталась еще одна «Маска» в лице французского художника Жерома Каплана как лучшего автора костюмов.

«Маски» в итоге почти пополам поделили Большой со «Стасиком»: театру с Аполлоном в начале Большой Дмитровки достались четыре награды, демократичному театру в конце Большой Дмитровки - три. Пульсирующий ритм и балетная энергия аккумулировались не просто в одном городе, а на одной московской улице.

Фото с сайтов театров

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.