Хакасские рельефы / I Республиканский фестиваль профессиональных театров "Белая юрта"

Выпуск №10-150/2012, Фестивали

Хакасские рельефы / I Республиканский фестиваль профессиональных театров "Белая юрта"

В конце марта в Хакасии проходил I Республиканский фестиваль профессиональных театров «Белая юрта». Фестиваль был проведен в рамках празднования Международного дня театра. Спектакли игрались не только на стационарных площадках театров Абакана, но и на площадках клубов и домов культуры в Усть-Абаканском и Ширинском районах.

Я прилетела в Абакан в конце марта, когда здесь уже начиналась весна. Московские морозы остались позади, и воздух был напоен теплом и влагой.

Фестиваль совпал с празднованием хакасского Нового года, который отмечается в день весеннего равноденствия. Поэтому кругом царила праздничная атмосфера. На ярмарках продавали забавных домовых разных размеров, которые в этом народе, помнящем свои языческие истоки, олицетворяют любовь к домашнему очагу и веру в добрых духов.

Наша небольшая группа сумела посмотреть в Хакасии многое. И бескрайние степи, там и здесь усеянные древними камнями-надгробиями, сопки, рельефно выделяющиеся на фоне весеннего неба. Нам рассказывали, что еще в советские времена все эти степи были засеяны яровыми культурами. Сейчас они были девственно чисты и поражали воображение только своими бескрайними просторами.

Все эти впечатления помогли включиться в фестивальные проблемы, лучше понять существо национального хакасского характера и национального искусства.

В фестивале приняли участие четыре профессиональных театра Хакасии: Русский республиканский драматический театр им. М.Лермонтова, Хакасский национальный драматический театр им. А.М.Топанова, Хакасский национальный театр кукол «Сказка» и Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген».

По окончании фестиваля мы, члены жюри, провели обсуждение спектаклей и вручили награды театрам по 9 номинациям.

В целом театры Хакасии представляют собой очень разные, но интересные и живые творческие организмы, ставящие перед собой свои задачи, соответствующие профилю и традициям коллектива.

Хакасский Национальный театр показал спектакль «Рухнувшая крыша» Н.Тодыбаевой.

Спектакль поставлен по пьесе молодого автора - дебютантки, которая попыталась представить в своем произведении наиболее значимые и больные проблемы современной Хакасии. Речь в пьесе идет об утрате корней, дома. О распадении родственных связей.

Пьеса не отличается драматургическим совершенством, многие линии и характеры прописаны весьма схематично. Молодому режиссеру С.Ултургашевой не удалось преодолеть недостатки пьесы. Режиссер могла бы поработать с драматургом-новичком и простроить действие и характеры более определенно. Но, очевидно, у С.Ултаргашевой нет хорошей профессиональной выучки. Что является, конечно, не только ее личной проблемой, но и проблемой национального театра, нуждающегося в хорошей грамотной режиссуре.

В этом спектакле трудно выделить интересных исполнителей. Всем актерам присуща поверхностность, скороговорка, что, впрочем, проистекает от недостатков материала.

Но в целом спектакль, который, кстати, играется на хакасском языке (в отличие от многих других спектаклей этого театра), показался значимым событием в национальном театре, главной задачей которого является создание оригинального современного национального репертуара.

У молодого автора Н.Тодыбаевой наверняка есть перспектива профессионального роста. Поэтому проблемы национального репертуара в Хакасском театре в дальнейшем могут быть решены.

Детский спектакль этого театра «Хароол и воронок» И.Топоева (местный автор, достаточно активно ставящийся на сценах республики), в отличие от постановки для взрослого зрителя, показался совершенным и изящным художественным созданием. Режиссер А.Потапова (Москва) сумела поработать и с автором пьесы, и с исполнителями и выстроить очень живое, яркое зрелище. Особенное внимание обратили на себя костюмы Т.Миягашевой - красочные, элегантные, поистине сказочные, по стилю отдаленно напоминающие комедию дель арте.

Актеры в этом спектакле выглядели превосходно. Следует отметить и прекрасные роли Первого черта (С.Чаптыковой) и второго черта (А.Туртугешевой), и роли молодых актеров - А.Тюкпиекова (старший брат) и А.Толмачева (средний брат).

Вообще эта постановка поразила своей высокой профессиональной культурой. Отрадно, что детский спектакль во взрослом театре оказался не сочинением для галочки, а серьезным художественным произведением, в которое были вложены силы и таланты актеров.

В Хакасском театре драмы и этнической музыки «Читiген» мы видели два спектакля: «Остров Небесных сетей» Мондзаэмона Тикамацу (сценическая версия драматической поэмы «Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей») и «Хазыр Тус» (по мотивам трагедии Шекспира «Макбет»).

«Читiген» - театр очень своеобразный. Ему не свойственно обращаться к бытовым прозаическим жанрам. Это театр, тяготеющий к поэтическому языку и драме сильных страстей. Особенно удачным показался спектакль по японской пьесе. Именно тут поэтическое начало театра заявило о себе в полную силу. Оно было создано, в первую очередь, необычной этнической музыкой. Старые музыкальные национальные инструменты располагались на самой сцене. И звучали на протяжении всего действия.

Что касается спектакля по мотивам Шекспира, то в нем не хватало индивидуализации образов. Все шекспировские персонажи выглядели людьми с одним и тем же темпераментом и страстью. Поэтому роли в этом спектакле не отличались своеобразием, а жаль, потому что в целом труппа этого театра состоит из достаточно сильных исполнителей.

Однако интересной была сценография этого спектакля (художник М.Чаптыкова). На сцене в свободном порядке располагались королевские троны, спинкой которых служили деревянные пики. Эти троны то устанавливались в ряд, образуя помещение средневекового замка, то начинали кружение по сцене, становясь подобием чащи дремучего леса. Эта трансформация носила образный игровой характер и решала не только художественные проблемы, но и проблемы технические. Ведь театр разъездной, и ему очень важно иметь легко транспортирующиеся декорации.

Достаточно интересные спектакли показал Русский республиканский драматический театр им. М.Ю.Лермонтова. Мы видели три одноактных постановки по новой драме режиссера Е.Ланцова, возглавляющего этот театр. «Пять - двадцать пять» Д.Привалова, «Мотоцикл» («Убийца») А.Молчанова и «Маленькие деньги» финского автора С.Пелтола.

Очень удачным показался спектакль по пьесе А.Молчанова, наиболее совершенное из трех названных драматических созданий. В спектакле оказались весьма удачные роли молодых актеров И.Рябенко (Андрей) и Е.Михайловой (Оксана), а также В.Герман (мать Андрея). Главная мужская роль в этом спектакле была отмечена в номинации «Лучшая мужская роль».

Ситуация, обрисованная в пьесе А.Молчанова, выстроена жестко. Молодому парню Андрею некто по кличке Сека велит вернуть долг в 50 тыс. рублей. У Андрея денег нет. Тогда Сека вынуждает его поехать к другому парню, который Секе должен 400 тыс. рублей, и забрать деньги или убить его. В этом случае долг Андрея будет прощен. И вот Андрей вместе с девушкой Оксаной отправляется в дорогу. Самое интересное в этой пьесе - ее психологические и нравственные коллизии, которые решает Андрей, находящийся под гнетом страшного задания. Пьеса на тему «не убий», несмотря на, казалось бы, традиционный и известный нравственный вывод смотрится с большим напряжением. Потому что здесь все решается глубоко и всерьез. И кажется, что новая драма, представленная маленькой пьесой А.Молчанова, нащупывает в хорошем смысле традиционную дорогу нравственных ценностей, а не просто живописует пугающие и эпатирующие криминальные сюжеты.

Пьеса Д.Привалова, на мой взгляд, не отличается большими драматургическими достоинствами. Поэтому актерам не удалось создать интересные убедительные характеры. Все было достаточно схематично и приблизительно.

Что касается пьесы финского автора, то она показалась интересной и дала возможность актерам играть в психологическом жанре в полную силу. Правда, некоторый излишний бытовизм как в самой пьесе, так и в актерской игре, несколько снижал впечатление от постановки.

В Хакасском национальном театре кукол «Сказка» мы видели «Пиковую даму» А.С.Пушкина в постановке С.Иванникова. Спектакль интересный, но имеющий и недостатки. Основной прием режиссера, который все действие поместил за прозрачный занавес, отчего движения, мизансцены и жесты актеров приобрели рельефную контурность и графичность, не был доведен до конца. Актеры не смогли подняться над бытовой жанровой историей, хотя в таком решении должны были бы играть более обобщенно, поднимая жанр от бытового до трагического.

В целом фестиваль «Белая юрта», прошедший в Хакасии впервые, показался очень интересным и живым начинанием. Он продемонстрировал достаточно высокий профессиональный уровень всех театров Хакасии, их своеобразие и показал, что театральный процесс в Абакане протекает плодотворно и живо.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.