Гастроли по поводу/ Ростовский театр драмы в Москве

Выпуск №10-150/2012, Гости Москвы

Гастроли по поводу/ Ростовский театр драмы в Москве

Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького, сцена театра «Содружество актеров Таганки», 5-8 июня 2012

 

Малые гастроли Ростовского академического театра драмы им. М.Горького с четырьмя большими спектаклями прошли в столице на сцене театра «Содружество актеров Таганки» в начале июня. Приурочены они были к 75-летию Ростовской области.

Театр показал москвичам «Ревизора» Н.В.Гоголя, «Доходное место» А.Н.Островского, «Влюблена! Умна, хитра...», то есть «Хитроумную влюбленную» Лопе де Веги, и «Вышел ангел из тумана» П.Гладилина.

При большом стечении восторженных зрителей каждое название показали лишь по одному разу.

Самое интересное в подобном «блиц-показе» - долгожданная встреча с любимыми мастерами, знакомство с новыми молодыми актерами и общее впечатление от театра как «очага культуры».

Четыре спектакля поставлены тремя разными режиссерами. Но в глаза бросилось странное свойство, единое для большинства постановок. Порой казалось, будто попал то ли на репетицию в черновой выгородке, то ли на выездной спектакль в ближнем захолустье, так безлики и неряшливы были декорации. Это странно для академической труппы: на студийную «честную бедность» тут не сошлешься.

Образные метафоры, предлагаемые сценографами, зачастую были весьма прямолинейны.

И если в спектакле по трагикомедии П.Гладилина («черный кабинет», белые двери и скудная мебель) аскетизм еще можно оправдать притчевой природой пьесы, то неужели жалкую кровать и дряхлый стол с двумя табуретками для «Ревизора» везли прямо из Ростова? Артисты вообще редко получали от сценической среды творческую подпитку.

Особенно это сказалось в спектакле «Вышел ангел из тумана».

Сумрачная пьеса про душевное одиночество матери, в последние дни своей жизни бунтующей против лжи, которой живут внешне благополучные сыновья, приглашенным украинским режиссером Ириной Морозовой разобрана лишь на уровне текста, довольно декларативного и одномерного. Сама пьеса кажется лабораторной работой, сюжетный механизм которой слишком умозрителен, а потому ее пафос не воспринимается как естественное проявление душевной жизни людей. И хотя актеры, по сути предоставленные сами себе, стараются существовать наполненно и гармонично, получается, в лучшем случае, мелодрама, а не философская притча, на что претендует автор.

Спектакль по комедии Лопе де Веги «Влюблена! Умна, хитра...» произвел более цельное впечатление. Это живой спектакль. Здесь можно обнаружить единство стиля, актерскую увлеченность жанром, остроумие и азарт.

Режиссер Николай Сорокин, сценограф Юрий Гофман, художник по костюмам Наталья Пальшкова и балетмейстер Сергей Никульшин сочинили спектакль, в котором игра в «испанскую жизнь» хоть и пронизана иронией по поводу штампов испанщины, но создается остроумная атмосфера и все условия, чтобы герои в сюжете существовали свободно.

Оригинальны костюмы Натальи Пальшковой. Построенные на трехцветной супрематической гамме в стиле Малевича, они изысканны, красивы и смелы по силуэту и фактуре.

Актеры, вслед за постановщиками, понимают, что победить любые штампы можно, только канонизировав их. Поэтому из двух часов действия минут сорок у них уходит на знойные танцы, в которых молодежь, мобилизовав всю свою чувственность и брутальность, старательно демонстрирует «и страсти пыл, и целый мир желаний».

Старшее поколение, не меньше озабоченное обязательной для испанского сюжета борьбою чести и любви, в чувствах своих столь же откровенно.

Страстная Белиса Татьяны Шкрабак так же мечтает о любви и не менее хитроумна, чем юная Фениса Екатерины Березиной. И похожий на Дон Кихота прямодушный капитан Бернардо, возмечтавший жениться на юной девушке, в исполнении Юрия Добринского тоже трогает своей наивной жаждой быть любимым.

Гоголевским «Ревизором» гастроли открывались.

Сначала на подмостки вышел лично Автор со «стоячего» памятника, ответственно прочел про «Птицу-тройку» и, подхватив на руки доехавший лишь до середины сцены игрушечный тарантас, несомненный символ самой России, сцену покинул. Более про него не вспоминали. А пьеса пошла своим чередом.

Следуя, прежде всего, собственной актерской природе и трепетно ценя волшебный и мудрый гоголевский текст, режиссер Николай Сорокин выводит вперед актеров, не слишком нагружая спектакль постановочными трюками. Один из немногих - суетные, смешные и нелепые танцы назойливых гостей в самом начале, пока городничий инструктирует чиновников.

Разоблачительный пафос не увлекает режиссера. Комедия движется легко, действие развивается как забавный анекдот (есть, кстати, подозрение, что «Ревизор» именно так и играли артисты - современники автора, еще не ведавшие режиссерского диктата).

Свою лукавую игру снова ведет художник по костюмам Наталья Пальшкова. Она одевает героев в костюмы по мотивам старинных гравюр, добавив в них буйство цвета, чем оправдывает динамику действия и остроту интриги.

Александр Богданов играет Хлестакова веселым, озорным и почти безвредным, точнее, таким, каких немало. Его авантюризм летуч и легок, а не инфернален.

«Жертвы» его, при всей их нелепости, люди сплошь наивные. Они сами обманываться рады, провоцируя Хлестакова на вранье, да и слышат они от страха больше, чем тот способен сказать.

Сам страх не столько их парализует, сколько открывает неведомые доселе ресурсы, в частности, попытки дерзостных мечтаний.

Городничий, увлеченно сыгранный Олегом Ширшиным, мужчина темпераментный, но стратег неважный. Зато живет азартно. Из стрессовой ситуации поначалу выплывает, полагаясь, подобно сказочному персонажу, лишь на русский авось. Природное простодушие Антона Антоновича, будучи помножено на опасное полнокровие, к финалу чревато инфарктом или, говоря по-старинному, ударом.

Тощая супруга его (Марина Любимова) принадлежность высшему кругу изображает, смешно переходя на как бы французский акцент. А упитанная дочка (Ольга Васильева) мучается оттого, что ее заторможенное умственное развитие пришло в явное противоречие с физической и половой перезрелостью.

Каждый персонаж спектакля имеет свой внятно проработанный «номер», будь то парный конферанс Бобчинского и Добчинского (Антон Черных и Федор Наретя), сладкоречие Земляники - Сергея Витченко с его наверняка приклеенными, какими-то замшевыми бакенбардами, или восторженная поначалу болтовня почтмейстера Шпекина - Андрея Ребенкова, черпающего сведения о столичной жизни из методично вскрываемых чужих посланий.

Всем и каждому хочется красивой жизни, а воплощением своих надежд они воспринимают Хлестакова.

С явной подозрительностью относится к нему, пожалуй, лишь замотанный работой трактирный слуга, которого молодой артист Анатолий Запорожцев наделяет независимостью и органической честностью.

Все остальные, даже задыхающаяся от зависти жена Хлопова - Кристина Гаврюкова, явно одержимы какой-то тайною мечтой.

Умный Осип Максима Маркова быстро соображает, что к чему, упрямо и последовательно сворачивая затянувшуюся авантюру.

И что день грядущий всем готовит, неведомо.

В целом спектакль получился вполне традиционным, без модных наворотов. Зрители это оценили.

«Доходное место» в постановке болгарского режиссера Богдана Петканина произвело очень сильное впечатление.

Фанаты ростовчан переживали, что спектакль претерпел в Москве некоторые изменения, ибо дома декорация стоит на поворотном круге, которого в «Содружестве» нет. Однако эти привходящие обстоятельства глубинных смыслов постановки не нарушили. Режиссерский сюжет тоже остался суверенным и увлекательным.

Жизнь героев протекает на фоне плоских стен, среди казенных стульев, что делает одинаково неуютными присутственное место или девичью комнатку, трактир или убогое жилище правдолюба.

Как всякий зарубежный человек, постановщик сочиняет образ пугающе неведомой, а значит, заснеженной России. Это создает напряженную атмосферу и пронизывает действие скептическими мотивами.

Наивно восторженные Жадов и Полина в прологе танцуют «внутри» жутковато красивой метели. Юленька, разбогатев, является к нищей сестре в образе Снежной королевы. А фоном драматичного финала становятся насквозь фальшивые новогодние хлопоты в доме Вышневского.

Режиссер подробно выстраивает конфликт поколений, относясь с одинаковым вниманием к аргументам каждого героя.

Трогательный Жадов Алексея Тимченко тут, хоть и старательный, но прекраснодушный и незадачливый потомок Чацкого, и вдохновенная его риторика, увы, бесплодна. Хотя душевная чистота спасет и от горькой судьбины Мыкина, и от планиды Досужева, тем более что последний на сцене даже не появляется.

Вышневский, сыгранный Сергеем Власовым графически четко, строго и смело, персонаж почти романтический. В его облике есть что-то от Президента из «Коварства и любви». Этот оплот системы, что называется, можно рисовать на деньгах: он хищник крупный, но и человек ответственный.

Отношение Вышневского к Жадову неоднозначно: Аристарх Владимирыч видит, что племянник в его когорте своим не станет. Досадное осознание этого становится причиной гнева большого чиновника, ведь даже в рисковом деле хочется иметь возле себя порядочного человека. А на старательно перенимающего хищные повадки Белогубова - Сергея Поповича, ко всему вроде бы готового, не поставишь: и сам не заметит, как продаст.

Акиму Акимычу Юсову, прямодушному и стойкому в исполнении Олега Ширшина, тоже присуща искренняя озабоченность своей и всеобщей будущностью. Он тоже встает на защиту священных устоев. Выражено это с редким обаянием, в многоцветии понятных всякому житейских красок.

Чиновную братию оттеняют, украшая, девушки и дамы.

Но если жертву собственного безволия Вышневскую Кристины Гаврюковой, простодушную Полину Елены Золотавиной или хитрую Юленьку Екатерины Березиной легко отнести к безответственному и вполне слабому полу, то Фелицата Герасимовна Кукушкина в виртуозном исполнении Татьяны Шкрабак предстает непревзойденным асом демагогии и лицемерия.

Двуличие и цинизм Фелицаты всеобъемлющи. Времени даром она не теряет и с первых мгновений берет «клиента» в оборот, всегда готовая им попользоваться, не гнушаясь даже самой банальной лестью. Но при малейшем подозрении или неудовольствии может любого так осадить или одернуть, что у жертвы сердце защемит, а то и душа остынет.

Для этой дамы, полной жизненных сил, цепкой, въедливой и зоркой, лозунг «У меня чистота, у меня порядок» не пустые слова. От ее «дрессуры» даже видавшему виды Юсову, не говоря уж о Белогубове, становится не по себе, когда они, придя в «состояние духа», отупело наблюдают уморительно смешной и жуткий «барбизонский балет» девиц Кукушкиных, которым Фелицата «угощает» возможного жениха и его начальника.

У Фелицаты Герасимовны тоже своя правда: она дальновидна и честна, готовя дочерей исключительно для светской жизни, и мало кто нынче посмеет сказать, что ее логика не плодотворна.

Великий драматург тоже многое предвидел и гениально запечатлел. Этой прозорливости зрители ростовского спектакля в очередной раз удивились и порадовались.

 

Фото Виталия Млтыхяна

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.