Театр и школа. Навстречу друг другу. / Научно-практический семинар "Театр и школа" (Самара)

Выпуск №10-150/2012, Мастерская

Театр и школа. Навстречу друг другу. / Научно-практический семинар "Театр и школа" (Самара)

В марте в Самаре при поддержке Министерства культуры Самарской области и Департамента образования администрации городского округа Самары состоялся научно-практический семинар «Театр и школа». По традиции, миссию воспитания дошкольников и школьников средствами театрального искусства на протяжении многих лет выполняет театр юного зрителя «СамАрт» - творческая лаборатория, в которой рождаются спектакли для малышей, подростков, юношеской аудитории. Научный куратор семинара - Институт художественного образования Российской академии образования (Москва). Его специалисты провели ряд мастер-классов для педагогов разных уровней, поскольку в семинаре приняли участие воспитатели детских дошкольных учреждений, педагоги начальной школы, филологи, логопеды, режиссеры, руководители детских театральных коллективов. Все желающие смогли увидеть спектакль «СамАрта» «Азбука Льва Толстого».

Одна из основополагающих целей семинара - создание театральными средствами условий для непрерывного развития творческих способностей школьников. В основе практических занятий - развитие методов игровой методики получения и усваивания знаний, раскрытие творческого потенциала личности ребенка и воспитание в нем творческих навыков и умений. В течение двух дней практики и теоретики театра, педагоги обсуждали проблемы молодого поколения зрителей, пытаясь определить место театра в досуге современного школьника - ведь наметилась опасная тенденция: здоровое творческое начало вытесняется интернет-ресурсами, компьютерными играми, на детей оказывают влияние СМИ.

Семинар открыли «Азбукой». Уже в театральном холле начинается знакомство с азами: на стенах - цитаты, в том числе с «ятями»: «Старый друг - лучше новых двух», «Пирога ждать - не емши спать». Зритель постепенно вовлекается в творческий процесс. Спектакль основан на принципе построения «Азбуки», которую сочинил Лев Толстой и по которой учились грамоте ученики народной школы села Ясная Поляна: буквы складывали в слоги, слоги - в слова и предложения, а затем - в истории, улавливая мелодику речи. В основе сюжета - хрестоматийные рассказы Льва Толстого для детей: «Филиппок», «Лев и собачка», «Прыжок», «Пожарные собаки», «Куда девается вода из моря», «Девочка и грибы» - по мотивам которых режиссеры Юрий Алесин, Евгений Зимин и артисты «СамАрта» создали образный спектакль. Буквы азбуки «оживают», а зрители становятся очевидцами той или иной игровой истории. Рассказы писателя учат человеческой доброте, взаимопомощи и преданной дружбе.

«Практика проведения учебных семинаров существует в нашем театре на протяжении многих лет, - рассказала заместитель директора Ольга Германовна Шапиро, - подобную работу мы проводим систематически. Мы готовы оказать творческую поддержку, методическую помощь руководителям самодеятельных коллективов, молодым режиссерам, преподавателям. Поскольку я сама поступила в театр в качестве педагога, тесно общалась с учителями, была знакома со всеми школами, то считаю нашу работу очень важной. Когда в школе все объединены театральной идеей, то легче достигать воспитательных целей. В разные годы на базе нашего театра мы проводили форумы «Театр и воспитание», «Современный театр для детей», «Театр и школа». На фестиваль «Золотая репка» всегда приезжало много известных людей, профессионалов, тех, кого волнуют проблемы детского театра, репертуара. Руководитель художественной программы театра режиссер Адольф Шапиро, профессор и народный артист Александр Кузин, театральные педагоги из Англии и Германии проводили мастер-классы, творческие мастерские. По итогам встреч мы издавали сборники конференций с публикациями тех, кто занимается развитием школьного театра. Обсуждали проблему на разных возрастных уровнях: дошкольном, школьном, студенческом. Профессионалы могут научить многому - не просто выговаривать буквы, а ставить спектакли. Но если педагоги не будут сами посещать театр и не будут видеть спектакли мастеров, все усилия не будут иметь смысла. Средствами театрального искусства можно достичь больших результатов. Практика просмотра спектаклей учит и культуре речи, и нравственности - при отсутствии назидательности. На многих семинарах мы говорим о том, что классика вечна, но в молодежной среде присутствует большой интерес к современной драматургии. Театр - большой воспитатель. Через чувства, через эмоциональный уровень можно достичь большого эффекта и результата».

Экспериментальной площадкой семинара стала самарская общеобразовательная школа № 139, руководство которой осуществляет директор и художественный руководитель школьного театра Ирина Викторовна Раткевич. Вниманию участников семинара были представлены спектакли детского театрального коллектива «Наш дом» и единственного в Самаре театра школьных учителей «Цветы запоздалые». Ученический коллектив показал постановку «Пари» по А.П.Чехову, педагогический коллектив - спектакль «Жизнь господина де Мольера» по пьесе М.Булгакова и сцену в духе театральных капустников «Пой, ласточка, пой». «С этим юмористическим экспромтом мы выступали на фестивале «Учительская весна», выиграли «Гран-При», - рассказала режиссер школьных театров Лариса Олеговна Малахова. - Детский театр родился в стенах школы в 1993 году, а взрослый состав сформировался в 2007-м. Мы стараемся показывать спектакли не только внутри школы - для детей и родителей, но и участвовать в фестивалях, ездили даже на гастроли в город Похвистнево. Стараемся любовью к театру увлечь жителей нашего микрорайона. Профессия учителя артистична, поэтому актерам нашего театра нетрудно вжиться в свои роли. Репетируем с педагогами в основном по вечерам, в свободное от проведения школьных занятий время». Уникальность театра «Цветы запоздалые» отметил и режиссер Владимир Васильевич Голкин, научный сотрудник РАО: «Такого учительского школьного театра я не видел нигде: то, что этот коллектив существует, отрадно. Я застал послевоенное время, когда в каждой школе был струнный оркестр, театр, кружки, и многие ученики посещали дополнительные занятия. Можно разобрать все плюсы и минусы, но этот спектакль создал такую атмосферу праздника в школе, что логический финал выступления - аплодисменты артистам».

С самобытной методикой, помогающей устранить на ранних этапах дефекты речи, познакомила педагог-логопед Татьяна Николаевна Хавизова. Артисты «Театра теней» школы № 5 показали спектакль «Морозко», в котором ученики в игровой форме совершенствуют произношение слов и учатся грамотной речи.

Обязательная составляющая семинара - это теоретическая лаборатория. Руководитель проблемной группы театра и экранных искусств, кандидат педагогических наук, театровед Людмила Некрасова провела круглый стол на тему «Театр и его возможности в воспитании и образовании детей и молодежи». Участники семинара представили к обсуждению теоретические наработки театральных методов работы с детьми, творческие мастерские - игровые и кукольные театры. О системе воспитательной работы театральными средствами рассказала Лариса Федоровна Губарева, руководитель Управления дополнительного образования, воспитательной работы и внеурочной занятости детей Департамента образования Самары. В процессе обсуждения школьному театру была отведена роль аккумулятора психологически-здорового климата в школе. Современная педагогика рассматривает театр как одно из средств воспитания, когда существует непосредственный энергетический обмен между зрителями и актерами, учителями и учениками. Арт-терапия желательна для детей с ограниченными возможностями и для детей с хрупкой психикой, театральные занятия координируют внутренний мир ребенка, помогая ему адаптироваться и во внешнем пространстве. Были рассмотрены различные аспекты проблем, с которыми сталкивается руководитель любительского школьного коллектива: поиск детского репертуара, развитие арт-терапевтических методов, различная степень детской одаренности, общий уровень развития ребенка, ведение индивидуального дневника наблюдений, изменение интеллектуальных интересов школьников в связи с их возрастными изменениями и др.

Об авторской методике работы с детьми в добукварный период рассказала Вероника Викторовна Комлева, кандидат педагогических наук, научный сотрудник Института художественного образования РАО. На обучающем мастер-классе для самарских воспитателей она воссоздала картину мира, формирующуюся в сознании маленьких детей. Используя мифологическую лексику, образный строй мифов и легенд мира, познакомила с инновационными программами обучения, методикой создания театральных постановок, развивающих фантазию и образный мир маленького ребенка, поскольку взгляд на процесс воспитания она рассматривает через призму творчества. «Дидактически ребенок мало что может понять, - считает В.В.Комлева. - И мы, педагоги, должны научить его учиться, но не сидя за столом, а в движении и творчестве: рисуя, прыгая, играя, музицируя. Театрально он должен переживать то, что ему объясняет взрослый. Ребенок рождается играющим, и ему в игровой форме легче воспринимать все, что ему говорят воспитатели. С помощью театра и нужно учить детей, но не просто так, обучая грамоте, счету, навыкам чтения, нужно учить воспринимать и любить окружающий мир. Вкупе с этим можно научить большему, на основе сказок, мифов, легенд. Многие дети изначально зажаты, и не каждый может встать и рассказать, какой он есть на самом деле, не каждый может раскрыть свою творческую природу. Когда ты играешь с ребенком, и ребенок понимает, что это не просто сцена, а жизненная игровая ситуация, он способен раскрыть свой внутренний потенциал. Мы стремимся развивать ребенка нетрадиционными, креативными методами, наша задача - подготовить его к школе, чтобы обучение не было затруднительным, а стало естественным процессом и потребностью».

Координационную работу по вопросам воспитания в направлении «Театр и школа» осуществляет руководитель педагогической части Людмила Владимировна Сушко. Семинар предоставил возможность общения двух полярных групп: теоретиков и практиков. В числе выступающих были педагоги разных уровней - школьные учителя, преподаватели учебных заведений среднего звена и вузов: Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Самарского государственного областного университета (Наяновой), Самарской гуманитарной академии. Они рассказали о своих практических наработках, поделились проблемами и успехами, достигнутыми в деле приобщения школьников и студентов к театральному искусству. Через систему вопросов и ответов пытались прийти к общему знаменателю в поиске и развитии инновационных методов современного обучения.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.