Игры в свободном пространстве / III Международный фестиваль камерных и моноспектаклей "Ludi"

Выпуск №1-151/2012, Фестивали

Игры в свободном пространстве / III Международный фестиваль камерных и моноспектаклей "Ludi"

«Свободное пространство»... Какое замечательное название, например, для фестиваля! Но Орловский театр для детей и молодежи именно так и называется. Так что три года назад, когда создавался Международный фестиваль камерных и моноспектаклей, театру и его руководителю Александру Михайлову пришлось искать другое название.

И они его нашли: «LUDI», что по латыни означает «Игры».

Отдадим дань статистике. В третьих по счету «играх» принимали участие театры пяти стран: Россия (10), Германия (2), Украина (2), Беларусь и Израиль - по одному. Итого 16 спектаклей. Семь членов жюри во главе с Леонидом Хейфецем ежедневно обсуждали увиденное и участвовали в публичных дискуссиях. Молодежное общественное жюри заинтересованно вникало в тайны театрального искусства, дабы вынести собственный вердикт. Журналисты писали рецензии и брали интервью, зрители заполняли залы... Словом, можно сказать без преувеличения, что город всю фестивальную неделю жил театром.

Когда представители масс-медиа задавали в интервью традиционный вопрос: «Чем отличается этот фестиваль от двух предыдущих?», хотелось шутливо ответить: «Японским акцентом». Как известно, в каждой шутке есть доля правды - три театра из разных стран (не из Японии, заметим) обратились к японскому материалу.

Израильтяне Олег Родовильский и Марина Белявцева (Тель-Авивский театр «Зеро») блестяще интерпретировали «Женщину в песках» Кобо Абэ, странную историю-притчу о непрерывном выгребании песка из ямы-жилища. Сизифов труд, ибо песку нет конца, но иначе не выжить... Случайно попавшему в песчаную тюрьму интеллигентному горожанину постепенно становится ясно, что сбежать отсюда не удастся. Остается смириться и полюбить такую же обреченную женщину, а заодно и бесконечный труд - кто-то же должен бороться с песком...

Точный и сдержанный изобразительный ряд, ненавязчивая метафоричность, тонкая игра актеров сделали этот спектакль, где постановка, сценография и хореография принадлежат самим исполнителям, одним из наиболее заметных на фестивале. Спектакль получил награду за лучшую режиссуру.

Берлинский театр «Русская сцена» обратился к не менее сложному японскому автору - Юкио Мисиме. Его почти эксгибиционистский роман «Исповедь маски» с предельной откровенностью анализирует глубины подсознания человека, отличающегося от других и страдающего от этой непохожести. Кодекс самурая, столь дорогой Мисиме, плохо сочетался с его «особостью», и харакири, которым завершилась жизнь писателя, в этом свете кажется не только предсказуемым, но и неизбежным.

В моноспектакле, поставленном Инной Соколовой-Гордон, играет замечательный румынский актер, ныне живущий в Германии, выпускник Щукинского театрального училища Андрэ Мошой (забегая вперед, скажем, что за работу в спектакле «Исповедь маски» он получил награду в номинации «Лучшая мужская роль»). Необычайная пластичность, исключительное владение телом и глубина психологического освоения труднейшего материала выделяют этого актера. Он играет с масками и тканями, погружаясь в изысканный, продуманный режиссером до мельчайших деталей мир, где влечение к страданиям, своим и чужим, и к смерти как высшей красоте - неотвратимо. Хореография Морихиро Ивахо и музыка Тору Такемитцу, Альфреда Шнитке, Гии Канчели и Гектора Берлиоза, вкупе с лаконичной и выразительной сценографией (И.Соколова-Гордон) образуют сложную канву, по которой создатели спектакля ткут причудливый узор трагической исповеди.

Творчество Акутагавы Рюноскэ привлекло внимание Валерия Симоненко, руководителя Орловского муниципального театра «Русский стиль»; он поставил спектакль «Дневник гейши», введя в сценическое действие самого Акутагаву (Александр Столяров) и его друга-актера Мидзуно (Александр Липов). В ткань спектакля вплетен рассказ того же автора «В чаще». Гейшу Садаякко играет Ольга Тищенко; актриса читает дневник прабабушки своей героини, внимательно слушает философствующих мужчин и даже справляется с чайной церемонией, как подлинная японка. В спектакле много деталей, которые свидетельствуют об интересе к японской культуре и стремлении прикоснуться к ней.

Воображаемый интервьюер непременно спросит далее: «О чем, на ваш взгляд, свидетельствует такой интерес театров к культуре чужой экзотической страны?»

Наверное, о том, что сегодняшняя жизнь ставит все больше «проклятых» вопросов, ответы на которые трудно найти. А поскольку, как известно, нет пророка в своем отечестве, то ищем в чужом. И иногда находим.

Еще одна «сквозная тема» фестиваля - судьба молодой женщины. Моноспектакли, крупные планы - не спрятаться...

«О доблести, о подвигах, о славе», об их смысле и цене - белорусский спектакль «Вторая жизнь Жанны д'Арк» по пьесе С.Цанева (Могилевский областной драматический театр, постановка А.Гузия). Был ли у Жанны выбор, неизбежен ли костер? «Другого выхода просто нет», - отвечает вместе с автором пьесы актриса Елена Дудич, с предельной самоотдачей перевоплощаясь в свою героиню.

Нет выхода и у героини спектакля «Письмо незнакомки» по Стефану Цвейгу (режиссер Екатерина Ханжарова, Санкт-Петербург, независимый проект). Молодая выпускница СПбГАТИ, актриса Театра им. Ленсовета Мария Синяева просто и доверчиво разворачивает перед нами свиток короткой жизни любящей женщины. Любившей, но не встретившей отклика. Многократно неузнанной им, единственным, отцом своего ребенка. Исповедь в письмах (о, знаток женского сердца Цвейг!), чтение которых означает, что писавшей уже нет в живых, проживается Марией Синяевой с той мерой чистоты и искренности, которая не нуждается в ухищрениях.

«Но это все - «дела давно минувших дней», - заметит интервьюер. - А судьбой сегодняшних девушек театр не интересуется?»

Почему же? Вот, например, Наташа в «Наташиной мечте». Да и не одна, а сразу две...

Спектакль «Наташина мечта» Орловского театра «Свободное пространство», поставленный Александром Михайловым, отличается от множества театральных версий этой очень популярной пьесы молодого екатеринбургского драматурга Ярославы Пулинович прежде всего глубиной режиссерского видения и точностью поставленных перед актрисами задач.

И с задачами этими обе молодые актрисы справляются настолько хорошо, что одна из них, Валерия Жилина, получила награду в номинации «Лучшая женская роль».

Две Наташи, одна за другой появляясь на сцене, бесхитростно рассказывают нам свои истории, и каждая из этих историй драматична и правдива, ибо в ней - срез сегодняшней жизни молодых. И более того - их сегодняшнего понимания жизни.

Первая Наташа (Елена Симонова) - белокура, стройна и уверена в себе: за нею - семья, обеспеченная жизнь и «правильные» установки. Она целеустремленно движется к поставленной цели - быть первой. Она, в сущности, перфекционистка, эта юная, трудолюбивая и очень организованная особа. Она нисколько не сомневается в том, что лучше других и заслуживает большего, чем другие. Если понадобится, она пойдет по трупам.

Эта Наташа обращается к публике как участница телепередачи: она поет и танцует, пытаясь создать некий идеальный образ успешной девушки - прямо-таки «Мисс Совершенство». Но «не все спокойно в датском королевстве»; оказывается, ей могут предпочесть другую, далекую от идеала в ее понимании. И предпочитают. Притом не кто-нибудь, а именно Он. И слетает лоск, исчезает наигранный «глянец» - перед нами хищница с соответствующим оскалом. А звериный оскал и духовность, как известно, не сосуществуют.

Вторая Наташа (Валерия Жилина) говорит с нами со скамьи подсудимых. Эта рыженькая худышка из провинциального детдома «глянца» и не видывала, да и где его взять - вот разве что отнять копеечную заколочку у другой воспитанницы - зачем такая красота «жиртресту»? Приученная с детства не давать себя в обиду («я не лохушка какая-нибудь»), умеющая постоять за себя, поскольку иначе не выжить, говорящая на сленге и не подозревающая об этом, ибо все вокруг так говорят, эта девушка-подросток мечтает, естественно, о любви. О такой любви, когда свадьба, и фата, и шоколадные конфеты, и кукла на радиаторе. И чтобы парень обязательно сказал: «Ты, Наташка, реально самая лучшая девчонка на свете». И когда в жизни Наташи случайно появляется молодой журналист, по-человечески относящийся к ней, она принимает его внимание и братскую доброту за любовь. Ей не с чем сравнивать, к ней никто не был добр. Сказал: «Береги себя, Наташа», - значит, любит. Значит, принадлежит ей. А то, что твое, нельзя позволить отнять.

И лежит в коме избитая Наташей и ее подругами девушка, с которой начал встречаться журналист, и сидит в тюрьме Наташа, так и не понявшая, за что.

И выпадают из ее ладони обломки чужой заколочки - ее единственного богатства...

Пугающая смесь наивности и невежества, жестокости и инфантилизма молодых предстает и в спектакле по пьесе современного драматурга «новой волны» Павла Пряжко «Урожай» (московский Новый драматический театр, постановка Наркас Искандаровой). Перевернутый мир, где добросовестное отношение к труду (четверо городских студентов старательно собирают яблоки) легко превращается в вандализм с уничтожением яблонь; где лидером становится самый некомпетентный; где известно, что гвозди забивают молотком, но неизвестно, как это делается...

Болезненные и беспомощные, со слабыми задатками здравого смысла, эти неврастеничные парни и девушки (хорошие актерские работы А.Безбородовой, А.Ивановой, А.Зачиняева и Евг.Рубина), как в русской пословице, начали за здравие, а кончили за упокой. В самом деле, как не дать выход неконтролируемой агрессии, если все ящики, оставленные предыдущими «сборщиками», поломаны и никуда не годятся... Было бы смешно, если бы не было так грустно - уж не мы ли, старшие, оставили молодым такое «наследие»?

«Значит, классика стала сегодня меньше интересовать театры, чем современная драматургия?» - вопрошает интервьюер.

Нет, почему же? Классика в фестивальной афише налицо.

«Не все коту масленица» А.Островского московского Театра им. Вл.Маяковского и «Ссора» по Н.Гоголю театра из Вологды заставили зрителей не только смеяться, но и задуматься. Национальный драматический театр им. И.Франко из Киева позволил прикоснуться к библейской теме предательства и кары, показав спектакль «На поле крови» по поэме Леси Украинки, отмеченный специальным дипломом жюри.

Театр «Камерная сцена» из Самары обратился в спектакле «Натали» к бунинской теме мучительного взросления юноши...

Да и Арсений Тарковский и Булат Окуджава уже вполне могут быть причислены к классикам.

О своем «Чуде со щеглом» молодой А.Тарковский писал: «Мне было очень весело писать «Щегла»... Я болел и хотел как-то развеселиться. Вот и сочинил такую веселость... с долей грусти».

Московский театр «Школа драматического искусства» и режиссер Александр Огарев создали очень театральное, очень праздничное зрелище, обладающее l'аnima allegra, легкой душой (как не вспомнить Бунина в Орле!). Полифоническое переплетение сюжетных линий, особая речевая техника, насыщенность музыкой и вокалом, прелестная изобретательная сценография (Елизавета Дзуцева) создают неповторимую атмосферу этого действа.

Как очаровательно перевоплощаются то в метелей, то в куролесиц, то в ломброзиад, то в поклонниц Красавца-баса (Игорь Данилов) великолепные Мария Зайкова - Сопрано, Ольга Баландина -Хозяйка и Алла Казакова - Йота! Как славно они морочат Поэта, роль которого исполняет сам режиссер!

Как завлекательно урчит самовар, призывая к застолью и земным радостям!

И песни Шуберта (за роялем Елена Амирбекян) образуют целый домашний концерт, странным образом соответствуя очевидному-невероятному, составляющему дух и смысл спектакля - «Лучшего спектакля фестиваля» по определению жюри.

«Но интрига еще не завершена, - замечает виртуальный интервьюер. - Ведь существует и «Гран-При».

Да, и его получил славный град Калуга. То есть Калужский драматический театр, один из старейших театров России. Но не за почтенный возраст, конечно.

И не за смелость, хотя для сценического воплощения непростых для осмысления «Похождений Шипова» Булата Окуджавы смелость нужна, и незаурядная.

Просто спектакль уж очень хорош! Большой, многофигурный, сложный и четкий одновременно, великолепно срежиссированный (постановщик Александр Плетнев) и блестяще сыгранный... Какие типы! Что сам Шипов - Игорь Постнов, что Гирос -Михаил Кузнецов - да всех надо перечислять...

Фантасмагория, очень российская (что-то от Гоголя и Булгакова), очень узнаваемая, трагикомическая, «с дураками и дорогами», с предательством и загулом, с отчаянием и неистребимой верой в чудо... Да, столь любимая Окуджавой триада «вера, надежда, любовь» незримо присутствует на сцене.

Куда же нам без нее!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.