Еще раз про это... / "Любовь людей" (Театр им.Вл.Маяковского)

Выпуск №1-151/2012, Премьеры Санкт-Петербурга

Еще раз про это... / "Любовь людей" (Театр им.Вл.Маяковского)

Финал минувшего сезона - спектакль «Любовь людей» по пьесе Дмитрия Богославского - дает все основания полагать, что Театр им. Вл.Маяковского взял курс на возвращение к основам русского психологического театра.

Уж как новодрамовские веяния сильны на родных подмостках! И прохожих на улице на диктофон записывали, и разборки бомжей в подворотнях подслушивали, и реплики офисного планктона пытались хоть каким-то смыслом наполнить - и все ради того, чтобы убедить почтеннейшую публику, что вот это как раз и есть молодой, современный новый российский (или все-таки отечественный?) театр.

И вдруг такой казус: 25-летний белорусский драматург Дмитрий Богославский пишет пьесу не о бомжах и не о клерках, а о среднестатистических обитателях среднестатистической деревни (то ли русской, то ли белорусской - не в том суть), да еще и не первой молодости. И пьеса эта, сочиненная по всем правилам классической драматургии, получает спецприз в одном новодрамовском конкурсе, входит в шорт-лист другого и побеждает в третьем и четвертом. При том, что еще совсем недавно эти драматургические состязания предпочитали увенчивать лаврами совсем иначе скроенные тексты.

И ставит эту пьесу - продуманно, обстоятельно и грамотно - в академическом репертуарном театре (пусть и на малой сцене) 25-летний режиссер Никита Кобелев. И сидишь ты три часа с антрактом на довольно жестком стуле, забыв и о времени, и о неудобствах, и ловишь себя на том, что сегодня так не пишут, так не ставят и так не играют. Потому как сегодня хорошим тоном на театре считается пренебрежение всем - логикой в диалогах, точностью в деталях времени, достоверностью в существовании актера на сцене. Критику-то это хорошо - есть на чем оттоптаться. А тут...

Нет, не про любовь эта пьеса написана, не про любовь и поставлена.

Подзаголовок в данном случае, говорит больше, чем собственно название: «Картины из жизни людей в преддверии зимы и в ожидании лета». История эта о том, как люди пытаются любой ценой убежать от одиночества и найти ну хоть какой-нибудь смысл в собственном беспросветном существовании. А слово «любовь» здесь только маркер, обозначающий очень разные, но искренние чувства: здесь и пьют, и насилуют, и убивают очень искренне, в полной уверенности, что «право имеют», потому как совершают все это либо ради любви, либо из-за ее отсутствия.

Некогда вполне приличный парень Коля (Вячеслав Ковалев) пьет, себя не помня, и насилует свою жену Люсю, ибо, любя ее, понимает, насколько она с ним несчастна. А как сделать ее счастливой не понимает (все ведь так живут!) и иного выражения, кроме насилия, его любовь не знает. Надорвавшаяся на сельской каторге Люся (Юлия Силаева) душит своего пропойцу-мужа Колю, рубит тело на куски и скармливает свиньям из любви к новорожденному сыночку Валечке, которого отец спьяну и пришибить ненароком может. Участковый милиционер Сережа (Алексей Фатеев), принимает исповедь Люси, которую любит еще со школы, и женится на ней, а вскорости душит ее и сам вешается, потому что Люсе убиенный Коля являться начинает и кается, и она его, мертвого, больше живого любит, а вернее жалеет. Мать Люси (Надежда Бутырцева) и мать Сергея (Людмила Иванилова) - любят своих детей и так хотят, чтобы у них все сладилось, что на любые негоразды глаза закрыть готовы - авось пронесет.

Не пронесло. Мелодрама? Детектив? Хорор? Мистика? Впрочем, жанровая детерминанта к восприятию происходящего на сцене не много добавит.

У Богославского, в лучших традициях русской литературы, нет положительных и отрицательных героев. У каждого - своя правда, а именно столкновение правоты с правотой и рождает подлинную трагедию. Кобелев хотел поставить трагедию, и у него это получилось. Актерам удается такими тонкими штрихами намечать эту неоднозначность, так тщательно гранить детали образов, что остается только диву даваться, как не разучились за столько лет! Психологически убедительны не только исполнители главных ролей, коим есть где развернуться, но и те, кому достались персонажи вроде бы второстепенные. Вульгарна на грани отчаяния продавщица Машка (Анна-Анастасия Романова), которая любила да не вышла замуж. Стервозно-беззащитна ее подруга Настя (Оксана Киселева), которая замуж-то вышла, да счастья там не нашла. Тюфячно-безволен сильный и вроде рассудительный мужик Иван (Максим Глебов), друг Сергея, который и на заработки в Москву не едет, и к врачам не идет, чтобы ребеночка Насте сделать. Даже единственные на всю пьесу удачники - Чубасов (Алексей Фурсенко) и Ольга (Нина Щеголева), шумно празднующие свою помолвку, тем ожесточенней играют в большую любовь, чем явственней перед каждым из них встает мрак одиночества.

Реальные судьбы в окружении реальных предметов, возникающих и исчезающих в нужном месте в нужное время, и совершенно реальной земли, окружающей этот жуткий остров невезения (сценография Анастасии Бугаевой и Тимофея Рябушинского), над которым висит, как грозовая туча, музыка Гиедрюса Пускунигиса. Обычные люди, вроде не бездельники и могли бы жить, только отменять им пришлось бы не понедельники, а зиму, которая длится слишком долго.

 

Фото Михаила Гутермана

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.