День Достоевского в Петербурге

Выпуск №1-151/2012, Взгляд

День Достоевского в Петербурге

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту». Так начинается знаменитый роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», и уже с первых его строк становится понятно, насколько тесно связано творчество великого писателя с городом на Неве. Недаром после выхода «Преступления и наказания» появилось понятие «Петербург Достоевского».

7 июля в Петербурге в третий раз проводился День Достоевского. За это время уже сложились определенные традиции. Например, начинать праздник у памятника писателю возле станции метро Владимирская. Живые фигуры героев романа «Преступление и наказание», забавляющие публику вокруг памятника, тоже стали традицией. Забавная старушка-процентщица, Раскольников с топором, Мармеладов с бутылкой и трогательная Сонечка Мармеладова в исполнении артистов Театра комической эксцентрики «БитКом» вызывают веселое возбуждение зрителей, настраивают на погружение в мир писателя. Кто-то хочет сфотографироваться вместе с Раскольниковым, кто-то спрашивает у Мармеладова, что у него в бутылке, веселят толпу гримасы Алены Ивановны. Но основная масса пришедших на праздник уже идет к Дому-музею писателя по заранее подготовленному к событию Кузнечному переулку. На домах красуются старинные вывески «Фотографiя И.Воино-Оранского и Кº», «Цветочный О де Колонъ», «Банкирскiй дом Лампе» и другие. На тротуарах установлены щиты с цитатами из бессмертных произведений, а лоточники продают футболки с портретами писателя и значки со стильной надписью «Идиотъ». К балкону Музея-квартиры Достоевского прикреплен плакат: «Искусство есть такая же потребность, как есть и пить».

Еще одной сложившейся традицией праздника стало выступление самого Федора Михайловича с балкона его последней петербургской квартиры, а ныне дома-музея в Кузнечном переулке, 5. Традиционно в роли Достоевского выступает любимый петербуржцами актер Молодежного театра на Фонтанке Сергей Барковский. Пожалуй, если бы не личность этого артиста, не был бы праздник таким теплым. Барковский - актер умный, интеллигентный, страстно любящий русскую литературу, интересующийся историей России. Несколько лет назад петербуржцы могли видеть его моноспектакль по письмам А.С.Пушкина в Доме Кочневой. А то, как Барковский исполняет роль Чебутыкина в спектакле «Три сестры», свидетельствует о тонком понимании не только неоднозначного чеховского героя, но и в целом культуры ушедшей эпохи, принесшей России всемирный авторитет и славу.

На этот раз обращение Достоевского к публике вылилось в шутливую «Литературную кадриль», придумали которую заместитель директора Дома-музея Ф.М.Достоевского Вера Бирон и режиссер-постановщик Александр Баргман. Распорядителями и конферансье представления вместе с Федором Михайловичем стали два добрых молодца - Пушкин (Илья Дель) и Гоголь (Сергей Азеев). Все трое «гениев» были одеты в специальные «писательские» костюмы охристых оттенков и испещренные почерками великих, созданные (как и другие костюмы представления) Никой Велегжаниновой. Выделялся буйной шевелюрой Пушкин, Гоголь был узнаваем по характерной прическе каре, Достоевский, как и положено, - с лысиной и бородой. На рукаве у Достовского виднелась нашивка «Бренд», у Гоголя - «Малоросс», а у Пушкина - «Наше всё». «Молодые» коллеги Федора Михайловича били в барабаны, играли в чехарду, отплясывали русскую вприсядку и ковбойские танцы, руководили «выходами» героев, а особенно разбуянившихся усмиряли. Например, Настеньке из «Белых ночей» (Алина Кикеля) так понравилось «дефилировать», что гениям пришлось выносить ее с подиума на руках. Работенка им выдалась не из простых, но они в буквальном смысле слова не щадили живота своего. Достоевский же, в силу почтенного возраста, чинно сидел, держа перед собой листы сценария, иногда попивая любимого им чаю и отпуская при этом остроумные комментарии. Но один раз не выдержал - во время «тяжелого рока» в исполнении «героев-убийц» - Германна (Виталий Григорьев), Онегина (Иван Васильев), Ставрогина (Иван Стрелкин) и Раскольникова (Александр Кудренко) - вскочил с места и пустился в пляс вместе с молодежью.

Как вы уже, наверное, догадались, в «кадрили» принимали участие герои произведений не только Достоевского, но также Пушкина и Гоголя, и это было вполне органично, так как образ нашего города неотделим и от этих имен. Литературные герои в исполнении артистов петербургских театров группами выходили на помост, построенный для проведения торжества. Продемонстрировав себя публике во всей красе, каждая группа героев исполняла веселый танец под разудалую музычку. Во второй части шоу, после танцевального соло Пушкина и Гоголя, литературные герои показывали, как они существуют сегодня. Видимо, авторы шоу исходили из идеи, что эти литературные типы растворились среди современных петербуржцев и преспокойно живут среди нас. Многие персонажи были уже переодеты в современные костюмы, украшенные шутливыми портретами их создателей.

Боже, что сотворили авторы шоу с «маленькими людьми», столь любимыми нашими классиками! Акакия Акакиевича Башмачкина (Александр Лушин), Макара Девушкина (Максим Студеновский), Аксентия Ивановича Поприщина (Евгений Перевалов) и героя «Записок из подполья» (Геннадий Алимпиев), так скромно прятавших свое убожество и так боявшихся огласки, они безжалостно выставили на всеобщее обозрение! Громогласно объявили всему честному народу особенности и характерные черты каждого, а потом показали их одетыми в современные джинсы и джемпера (кстати, фирменных петербургских серо-голубых цветов). И «маленькие люди» дергались в конвульсиях под электронную музыку, прикрываясь листами писчей бумаги формата А4.

Особенно колоритной на празднике получилась группа литературных героев «Скупые». Ростовщик из повести Гоголя «Портрет» в исполнении Валерия Кухарешина извивался на сцене в ярких восточных одеждах. Скрюченная процентщица Алена Ивановна в исполнении Ирины Полянской шла по подиуму достаточно медленно для того, чтобы зрители могли рассмотреть ее туго набитый кошелечек и шляпку с небольшим топориком в качестве украшения - намек на печальную участь, уготованную героине писателем. Позднее Алена Ивановна заберется на балкон квартиры-музея Достоевского, чтобы стать одной из ведущих шоу.

Иван Подколесин в исполнении Александра Новикова продемонстрировал умение ловко выпрыгивать из бутафорского окна. Два антипода - Мышкин (Евгений Шумейко) и Рогожин (Павел Юлку) - выразили в танце свои отношения любви-вражды. Лирическая композиция в исполнении Лизы из «Пиковой дамы» (Дарья Румянцева), Настеньки из «Белых ночей» (Алина Кикеля) и Сони Мармеладовой (Анна Арефьева) была очень трогательна. Разрывало сердце и трио героинь-женщин - Татьяны Лариной (Евгения Латонина), Настасьи Филипповны (Галина Жданова) и Агафьи Тихоновны (Анна Вартаньян), исполнивших танец с одним на троих свадебным платьем. Группа «Шуты» - Иван Хлестаков (Александр Черкасов), Семен Мармеладов (Игорь Сергеев), Игнат Лебядкин (Илья Борисов) и Фома Опискин (Игорь Ершов) - хаотично и нелепо передвигалась по сцене, забавляя публику. Представление закончилось совместным выходом литературных героев. Под громогласные аплодисменты и крики «браво» «классики» и их создания зашагали обратно, к памятнику, для возложения цветов, где Достоевский в исполнении Сергея Барковского обратился к собравшимся с речью, в которой призвал петербуржцев изучать свой город и читать произведения героя торжества.

После праздничной церемонии Сергей Барковский еще примерно в течение часа терпеливо раздавал автографы - за Федора Михайловича и за себя. Что касается зрителей, то они могли продолжить праздник на многочисленных мероприятиях, проводимых в этот день Центральной библиотекой им. М.Ю.Лермонтова, Библиотекой им. Вл.Маяковского, Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Музеем «Разночинный Петербург» и другими храмами культуры. Или пойти в Дом Кочневой на моноспектакль Леонида Мозгового «Сон смешного человека».

По поводу того, насколько уместно шуточное уличное шоу в день, посвященный такому серьезному писателю, как Ф.М.Достоевский, высказывались разные мнения. В прошлом году правнуку Федора Михайловича шоу не понравилось. Однако в этот раз большинство почитателей творчества писателя, собравшихся в Кузнечном переулке, были в восторге. И недаром, ведь получился веселый праздник европейского уровня, но с чисто петербургскими корнями. Как сказал в мини-интервью Сергей Барковский, «Достоевский - плоть и кровь этого города. Любой петербуржец чувствует, думает, как Достоевский. Его дух везде... Достоевский был человек серьезный, но у него было много юмора, света и даже хулиганства - почитайте его «Дядюшкин сон» или «Село Степанчиково». Поэтому мы и решили взять праздничную сторону его творчества».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.