Праздник уличных театров

Выпуск №2-152/2012, In brief

Праздник уличных театров

10-12 августа в трех парках Москвы (Сад имени Баумана, парк «Кузьминки», ЦПКиО имени Горького) прошел Первый фестиваль уличного театра и карнавальной культуры «Однажды в парке».

Однажды в парке иногда случается удивительное: шествие гигантских пестрых птиц и странных, почти кэрролловских, персонажей; зажигательные танцы вместе с участниками барабанного шоу «Маракату», которые не погасил даже проливной дождь; неожиданная встреча с жонглером, фокусником или акробатом за любым поворотом парковой дорожки и, конечно же, спектакли различных театральных и цирковых коллективов.

Современный площадной театр во многом превращается в цирк на улице. Театр «Идея Фикс» (Россия) со спектаклями «Фантастическая кантата» и «Дирижерино горе», Творческая мастерская «Blacksquare» (Россия) с театрально-цирковым шоу «Гулливер-Буфф», Театр «Огненные люди» (Россия) с представлением «Искреннее шоу». Каждый коллектив чем-то нов и неординарен (трюки, идеи, свое визуальное решение), но все же они показали цирковые программы, т.е. набор цирковых номеров, соединенных минимумом сюжета.

Другие театральные группы - «Teatro Pavana» (Швейцария + Италия) и Театр «TOL» (Бельгия) со спектаклем «Сердце ангела» - строили свои выступления на визуализации какой-то красивой абстрактной идеи либо через костюмное и движенческое решение («Teatro Pavana»), либо через сложный синтез классической оперной музыки, цветового решения и, самое главное, некой воздушности и незащищенности актеров, работающих на высоте (Театр «TOL»). Люди в белом на велосипедах и небольших площадках, крутящиеся по кругу на высоте нескольких десятков метров. Они удивительно красиво смотрятся в лучах прожекторов на фоне сумеречного предгрозового неба. И очень хочется понять смысл названия спектакля - «Сердце ангела». Но ответа не найти, появляются только какие-то ощущения от того, что захватывает дыхание, когда глядишь ввысь на актеров.

Выходит, что площадной театр тоже перестает обращаться к мыслям и чувствам зрителей и остается только развлекательным?

Разубедили меня в этом три коллектива: Театр «Cantiere Ikrea» (Италия), клоун-мим-театр «Лицедеи» (Россия) и Театр «Странствующие куклы господина Пэжо» (Россия).

Итальянцы показали два представления: «Корабль уличных артистов», построенный на общении со зрительской аудиторией, и «Бабушка's family» - историю, представленную несколькими скетчами, сдобренную тонким юмором, живостью реакций актеров и бесподобной игрой небольшого духового итальянского оркестрика.

Питерские «Лицедеи» представили на фестивале спектакль «Семьянюки». Это история одной многодетной семьи, в которой ругаются, обижаются, мстят, из которой даже уходят, а потом все равно возвращаются. И пусть персонажи смешны и где-то даже уродливы, но эта Малышка, которая с фонарем идет в толпу искать папу, переворачивает всю историю. И хочется говорить не о трюках и находках, точном решении образов и технических приспособлениях, а о том, ради чего и ради кого был поставлен этот спектакль. А был он поставлен для думающей и чувствующей публики.

Следующий спектакль - «Миньона» театра «Странствующие куклы господина Пэжо» - убедил меня окончательно, что в культуре современного площадного театра есть место театральным группам, не только развлекающим публику, но и говорящим с ней о вечности. Спектакль «Миньона» - талантливая реконструкция средневекового площадного театра с элементами современности, точный отбор театральных приемов и в то же время неожиданность находок. Но самое главное - это щемящая история хрупкой женской маски. Кто она? Девочка, играющая со своими игрушками и верящая снам, или женщина, живущая воспоминаниями? А может, это одинокая и мятущаяся душа, пытающаяся уйти от того, чем жила всю жизнь, но неспособная сделать это? Изящно, гротесково и трогательно-нежно звучит эта несложная история. Странные вытянутые маски, изломанные или грубые движения, а за ними утонченность движений души. И дождь, под которым работали актеры, внес ноту безысходности и этим углубил атмосферу спектакля. Поэтому неожиданность оптимистичного финала показалась улыбкой сквозь слезы.

И давайте будем улыбаться будущему нашего площадного театра, даже иногда сквозь слезы. И хорошо бы, чтоб за первым фестивалем последовали следующий, следующий и следующий.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.