Заречный. В театр за верой и надеждой

Выпуск №3-153/2012, В России

Заречный. В театр за верой и надеждой

«И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам», - наверное, все знают эти строки из Евангелия от Луки. Но мало их знать - надо пытаться постичь мудрость, в них заложенную. Наверное, в жизни каждого человека наступает время осмысления таких простых, на первый взгляд, истин и время действовать в соответствии с Библейскими постулатами: время просить мудрости и спасения, время делать добро не умозрительно, а вполне зримо. Время стучаться и быть услышанным...

Именно поэтому Театр Юного зрителя города Заречного сделал заявку на участие в конкурсе «Православная инициатива - 2011», который объявил по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Координационный комитет по поощрению социальных, образовательных и культурных инициатив. И голос ТЮЗа был услышан: коллектив театра, представив на конкурс проект «От сердца к сердцу: с верой и надеждой», стал одним из победителей.

Сцена всегда была проводником добра и милосердия, и любой спектакль должен идти от сердца режиссера и актера к сердцу зрителя. Однако участие в конкурсе под эгидой Русской Православной Церкви потребовало от ТЮЗа новых творческих идей и нестандартного их решения, новых интонаций в разговоре с детьми-сиротами, инвалидами, с подростками, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, с родителями и опекунами, которые столкнулись с серьезными проблемами в воспитании детей. И вот порой, когда исчерпаны все аргументы и наступает отчаяние, на помощь приходят вера и надежда, воплощенные в слове - в слове священника или в слове, которое дети и взрослые слышат со сцены. Именно к такому откровенному диалогу со зрителями и готовился зареченский ТЮЗ. Но как донести Библейские заповеди до детей и взрослых посредством театрального искусства? Как найти соответствующие целям проекта пьесы и необходимые в разговоре с современными подростками интонации? Как сделать происходящее на сцене в полной мере воспитывающим и в то же время увлекательным и интересным? Именно такие проблемы решали участники проекта «От сердца к сердцу: с верой и надеждой»: коллектив ТЮЗа г.Заречного, священники Воскресенского молитвенного дома, волонтеры, спонсоры, оказывающие помощь в организации мероприятий.

Философским и нравственным центром этого проекта стали два спектакля на Библейскую тему - «Бык, Осел и Звезда» по пьесе М.Бартенева и «У ковчега в 8» по пьесе Ульриха Хуба. Поставил их режиссер Михаил Гаврилов, но какими разными по жанру, тональности, эмоциональному настрою стали эти спектакли! Какую разную зрительскую реакцию вызвали они!

Спектакль «Бык, Осел и Звезда» решен в жанре вертепного представления. Но это не классический вертеп с его четким делением на «два этажа», в каждом из которых разыгрывается своя сюжетная линия. М.Гаврилов отметил: «В нашем варианте это деление скорее условное: на небо и землю. Небо - мир, сотканный из звезд и созвездий, наполненный удивительными птицами, и в нем сияет одна, самая яркая звезда Вифлеема. Земля же - мир, сотканный из плоти и крови, населенный людьми и животными. Именно животные ведут повествование, именно они предчувствуют, переживают и оценивают важное для всего мира событие - появление на свет Всемогущего Царя. Люди в этой истории лишены слов». Отсюда и оригинальность сценического решения пьесы, к которому пришел режиссер. На сцене три актера-рассказчика, которые перевоплощаются с помощью кукол то в зверей, то в волхвов. Иногда они выходят на живой план, превращаясь в главных героев - Быка и Осла. Само же Рождение младенца Христа так и остается Таинством, практически скрытым от посторонних глаз и безмолвным, поскольку и хлев, и события, происходящие в нем, показаны с помощью театра теней. Но эта многослойность, многоплановость спектакля не воспринимается фрагментарно: актерам удалось оживить куклы, согреть теплом хрупкие тени, найти свою пластику и свой голос для каждого персонажа. Вот что рассказал о напряженной внутренней работе над ролью актер Александр Рожков: «Очень интересно чувствовать, как появляются твои персонажи. У Шакала, например, сначала прорезался голос, тогда еще даже кукла не была готова. А пластику Осла я почувствовал, когда играл его живым планом, правда, потом, когда взял в руки куклу, пришлось изменить манеру игры. Это режиссер нам подсказал, что кукловоды-профессионалы никогда не «ломают» куклу под себя. Нужно внимательно посмотреть на нее, прочувствовать, как кукла двигается, какой у нее характер, как она будет играть эту роль... Это куклы - актеры, а мы только вдыхаем в них жизнь».

Именно благодаря особому, трепетному отношению к Рождественской истории «вдохнуть жизнь» удалось не только в кукол, но и в сам спектакль.

Земля и Небо - два поля, на котором происходит действие, в конце концов сливаются в единое целое: земной младенец и Царь Небесный; Бык, везущий поклажу, и Звездный Телец, в которого превращается он в финале. И над всеми ними сияет высокая и прекрасная Звезда Вифлеема, озаряя путь каждого из нас.

Удивительная атмосфера трогательной нежности ко всему сущему на земле царила и на сцене, и в зрительном зале. Каждое слово, каждый звук: плач младенца, его смех, мычание Быка, говор волхвов на непонятном языке - действительно шли от сердца к сердцу, наполняя душу верой и надеждой. Священник Воскресенского молитвенного дома отец Илья, присутствовавший на спектакле, подобрал очень точное слово, чтобы передать состояние каждого после просмотра, - «умиление».

И особенно ценно, что эта атмосфера искренности и веры в чудо сохранилась и на представлении в детских домах, где был показан спектакль: в детском доме №3 г. Пензы, в доме-интернате для детей с ограниченными возможностями в Нижнем Ломове, в Васильевском детском доме. То, что действо на сцене и восприятие его залом идет от сердца к сердцу, стало понятно сразу. Актеры вспоминают, как маленькая девочка в инвалидной коляске на вопрос: «Верите ли вы в чудеса?» - на весь зал крикнула: «Да!» А как не хотели отпускать маленькие зрители полюбившихся героев, как просили актеров подержать в руках кукол (художник О.Афонина), причем брали их бережно и осторожно, веря, что они живые!

Второй спектакль по пьесе Ульриха Хуба «У ковчега в 8» был поставлен в рамках реализации второй части проекта и стал неожиданностью не только для зрителя, но и для многих создателей спектакля, ведь режиссер Михаил Гаврилов обратился к комедии. Комедия на Библейскую тему... Согласитесь, звучит необычно: кажется, сам жанр вступает в противоречие с темой. Но оказалось, что о серьезных вещах можно и нужно говорить с юмором, на понятном и близком детям языке, так как нравоучительность и назидательность не лучший способ заставить их задуматься о вечных вопросах, ответы на которые придется искать всю жизнь.

Три пингвина - главные герои пьесы - воплощают представления о Боге многих из нас. Первый верит, потому что так написано в книгах, Второй - потому что так принято, Третий, «плохой» пингвин, осмеливается заявить: «Я думаю, Бог вообще не существует». И хорошей проверкой на прочность дружбы, на истинность веры и неверия становится для них Всемирный потоп, весть о котором приносит Голубка.

М.Гаврилов смело работает с таким необычным и спорным с точки зрения религиозных канонов материалом, импровизирует, наполняя действие, и без того богатое неожиданными поворотами сюжета и остроумными диалогами, новыми комедийными деталями. «Плохой» Пингвин (А. Кучишкин) появляется на сцене в матроске, Голубка (Н. Кучишкина) - в костюме то ли парашютистки, то ли горнолыжницы, а сорокадневный дождь предстает вполне зримо в виде огромного душа с льющейся прямо на сцену водой. Герои пьесы не только говорят, но и поют, даже танцуют с пингвиньей грацией. Зритель живо реагирует на происходящее, но тем дороже тишина, которая возникает в зале, когда гротеск уступает место серьезным раздумьям: «Есть ли промысел Божий или все, что с нами происходит, случайность? Где искать Бога? Да и существует ли Он?»

Финал спектакля получился смешным и трогательным одновременно: дождь перестал лить с небес, заиграла всеми цветами радуга, вновь прилетела помятая Третьим бабочка, а Голубка, оставшаяся в ковчеге без пары, нашла себе друга - пингвина. Все как в жизни: смешное и серьезное, нелепое и величественное всегда рядом. Наверное, поэтому спектакль «У ковчега в 8» интересен детям и взрослым, глубоко верующим людям и тем, кто только ищет путь к Богу. «Несерьезный спектакль о серьезном», - так называет его М.Гаврилов, не скрывая, что эта работа по внутреннему ощущению особенно дорога ему.

«От сердца к сердцу: с верой и надеждой»: на искренней ноте начался проект, доброй и мудрой улыбкой, подаренной ТЮЗом, он завершился. Однако не закончилось, не иссякло стремление маленького театра нести зрителю много добра, помогать тем, кто так нуждается в вере и надежде.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.