Самара. И снова на сцене высокая драматургия

Выпуск №3-153/2012, В России

Самара. И снова на сцене высокая драматургия

Вот уже почти 20 лет художественный руководитель театра «Камерная сцена» Софья Борисовна Рубина занимается просветительской деятельностью, воспитывая зрителей на лучших образцах русской и зарубежной драматургии и литературы.

Увиденные три новых спектакля снова это доказывают.

«Трамвай «Желание» - одна из самых сложных и самых совершенных пьес американского драматурга Теннесси Уильямса. Его современники считали автора «ужасным возмутителем спокойствия и разрушителем общественной морали». Он не скрывал, что написал свою пьесу под влиянием чеховского «Вишневого сада», сказав, что «текст пьесы - лишь тень спектакля». Режиссер С.Рубина взяла на вооружение это высказывание автора, поставив спектакль в какой-то степени в полемике с автором, а иногда и вопреки ему.

Именно поэтому исполнитель роли Стэнли Руслан Бузин не играет воинствующего хама, грубое животное, обезьяну. Он - обыкновенный работяга, я бы даже сказала, излишне интеллигентный и даже в чем-то рафинированный. Он лояльно относится к появлению Бланш и терпит ее полгода до тех пор, пока случайно не услышал, что она думает и говорит о нем.

И с образа Бланш режиссер снимает некий флер, хрупкость, нежность, изящество, чистоту. Ольга Базанова играет Бланш внутренне опустошенной, раздавленной жизнью, растлившей ее душу. Актриса не пытается играть аристократку. Делая жалкие попытки казаться оживленной, даже агрессивной, она кокетлива и фривольна со всеми - по существу она вешается на шею Стэнли, играет с Митчем, пытается соблазнить молодого почтальона (Евгений Клюев).

Лучшие сцены спектакля - это сцены Бланш и Митча. Виталий Тимошин очень достоверно и точно создает образ парня с задворок Нового Орлеана, одинокого, растерянного, по-детски наивного. Именно поэтому Бланш-Базанова вдруг обнажает душу, раскрывается и рассказывает ему все о своей жизни.

Ева Мартынова создала обаятельный образ Стеллы, вся жизнь которой посвящена своему любимому Ковальскому, и это сквозит в каждом ее жесте, в каждом взгляде.

Режиссер прочитала пьесу как драму разбитых иллюзий, как трагедию личности. У каждого героя есть своя правда и своя трагедия. Бланш-Базанова, сломанная в юности несчастливым браком, приспосабливаясь к жизни, жила далеко не безупречно. Попытка начать новую жизнь потерпела фиаско. Стелла-Мартынова - образец тех слабых душ, которые пытаются подчинить себе таких как Стэнли. Она его обожает, но ее духовное отупение налицо.

У Стэнли-Бузина своя трагедия - в его устоявшийся мир, в его королевство со своими законами вторглась Бланш, разрушая его.

У Митча-Тимошина тяжело больна мать, которая хочет умереть, не оставив своего сына одиноким.

У соседей по дому, Юнис (Лариса Ляпунова) и ее мужа Стива (Иван Кочубей) своя трагедия - сумасшедшая ревность, не имеющая границ.

Спектакль получился строгий, трагический. То, что Рубина поставила именно такой спектакль, идет от ее пристрастия к психологическому театру, к глубокому раскрытию внутреннего мира персонажа, а не к внешней форме. И актеры точно выполняют задачи, поставленные режиссером.

«Декамерон», или «Когда умаляется печаль...» - это спектакль, поставленный Софьей Рубиной по мотивам «Декамерона» Джованни Боккаччо.

Если Данте на рубеже эпох создал «Божественную комедию», то «Декамерон» стал отражением «человеческой комедии».

Во Флоренции в 1340 году свирепствовала чума, и 10 молодых людей покинули город и удалились в загородное имение, где они на протяжении 10 дней рассказывали друг другу по одной новелле, в каждой из которых судьбой правит любовь. «Декамерон» с юмором и грустью, с иронией и сарказмом прославляет радость жизни и вечную борьбу пороков и добродетели.

В этих жизнерадостных новеллах жизнь кипит и бьет ключом, там бродят влюбленные весельчаки и прелюбодеи, короли и монахи, купцы, крестьяне и лукавые женщины.

С.Рубина в своей инсценировке смогла переложить на язык сцены этот материал, что сделать невероятно трудно - это причина того, что «Декамерон» у нас редко ставится в театрах. Рубина выбрала две сюжетные линии таким образом, что получилась пьеса, сыгранная в двух актах, где переплетены две стихии - лирическая и комическая.

В первом акте актеры Евгений Клюев, Ева Мартынова, Вадим Вишневский очень искренне разыграли новеллу «о женской верности». Особенно хороша романтическая новелла о Соколе, которая вообще отличается и в книге от всех других новелл (Иван Кочубей и Алиса Зеленовская).

В первом акте актеры играют в манере Средневекового площадного театра, где очень важно, чтобы слово, движение, жест подавались ярко и броско.

Все актеры очень пластичны, хорошо двигаются. Мне показалось, что во второй части спектакля был потерян внутренний темпоритм, актеры стали наигрывать, больше изображать, чем проживать те или иные ситуации. Так в очень трудной роли старого доктора Маццео, вокруг которого и происходят все события, Виталий Тимошин нарочито и назойливо чисто внешне изображает старость. По ходу действия его приспособления становятся однообразными, и уже делается не смешно, а скучно даже в комедийных сценах.

Думается, что этот непростой спектакль и по форме и по содержанию стал своеобразным экзаменом по актерскому мастерству, и большинство участников его выдержали.

С.Рубина в своем творчестве всегда идет от неизведанного, открывая что-то свое, не похожее ни на что другое. Так она ставит спектакль «Между людьми и деревьями» (по страницам романа Ф.М.Достоевского «Идиот»).

Памятуя, что роман Достоевского «о больной душе», Рубина делает инсценировку, в основе которой «Исповедь» Ипполита Терентьева, в которую вклинивается рассказ о гибели трех героев романа, у каждого из которых конфликт с окружающим миром.

Больному чахоткой Ипполиту (Иван Кочубей) осталось жить две недели, и князь Мышкин (Евгений Клюев) забирает его на дачу, где ему легче будет умирать между людьми и русскими деревьями.

Настасья Филипповна (Лариса Ляпунова) красивая, гордая, саркастичная, быть может несколько холодноватая не живет, а доигрывает свою жизнь и идет за Рогожиным потому, что знает - ее ожидает нож. Она ясно видит свой конец и летит как мотылек на огонь.

Рогожин (Руслан Бузин) знает, что ему не жить без нее и как знак его судьбы в доме висит картина Гольбейна «Иисус, снятый с креста». Лицо Христа разбито, на нем нет следов красоты, а только мука и страдание. Руслан Бузин играет Рогожина ярко, эмоционально, но страсть его сдержанна, хотя он и покоряет широким размахом и презрением к деньгам. Он умеет очень хорошо молчать и очень внимательно смотреть. Это великолепная работа актера.

В «Исповедь» Ипполита органично вплетаются фрагменты романа - встречи с князем Мышкиным, с самолюбивым, одиноким, во всем запутавшимся неудачником Ганей Иволгиным (Денис Аверьянов) и, конечно же, сцены с Настасьей Филипповной.

С.Рубина и молодые актеры смогли донести до зрителей всю сложность и противоречивость романа Достоевского.

Три спектакля, очень разные и по-своему интересные, украшают афишу театра «Камерная сцена», афишу, которой может позавидовать и любой столичный театр.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.