Схожие вопросы театрального образования. Разговор с ректором Киевского университета театра, кино и телевидения им.И.Карпенко-Карого

Выпуск №3-153/2012, Дискуссионный клуб

Схожие вопросы театрального образования. Разговор с ректором Киевского университета театра, кино и телевидения им.И.Карпенко-Карого

После распада Советского Союза новые границы образовались не только на географических картах. Древо нашей общей истории породило множество новых ветвей, и сегодня Россия, увы, сталкивается с ситуацией относительного неведения в вопросах, касающихся жизни наших ближайших соседей. Не исключением является и сфера театрального образования в Украине. Сегодня одно из ведущих театральных учебных заведений Украины - Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И.К.Карпенко-Карого. Его история насчитывает более ста лет: в сентябре 1904 года украинский композитор Николай Витальевич Лысенко, остро осознавая необходимость качественного театрального образования на Украине, основал частную Музыкально-драматическую школу. С 1907 года в драматическом отделении Школы уже существовали одновременно украинский и русский курсы. На протяжении XX века многие выпускники этой Школы (с 1918 года - Высший музыкально-драматический институт имени Н.Лысенко; современное название Университет получил в 2003 году) становились выдающимися актерами и режиссерами, известными не только на Украине, но и во всем мире.

Сегодня ректором Университета является профессор, заслуженный деятель искусств Украины, член-корреспондент академии искусств Украины, кандидат искусствоведения Алексей Игоревич Безгин, который согласился ответить на несколько вопросов о современном состоянии и развитии Университета.


Д.Х. Скажите, вы ощущаете родство с системой театрального образования, сложившейся до распада СССР?

А.Б. Наш университет устроен точно так же как были устроены все классические университеты во времена Советского Союза. Я стараюсь беречь традиции, которые были, и, естественно, мы стремимся к чему-то новому, открываем новые специальности, новые факультеты. При этом полезно не забывать, что «все новое - это хорошо забытое старое».

Д.Х. Какие факультеты и специальности существуют на сегодняшний день?

А.Б. На сегодняшний день у нас готовят специалистов по 19-ти направлениям. Из новых - это «режиссура театра кукол», «сценография театра кукол», «актеры театра кукол», «режиссура классического балета», «режиссура цирка», «звукорежиссура» и так далее.

Д.Х. А «театральный менеджмент»?

А.Б. Конечно, но я не могу назвать это новым, потому что у нас на сегодняшний день самая старая кафедра на территории бывшего Советского Союза. Это направление родилось в России, в Санкт-Петербурге, а создал его Анатолий Зиновьевич Юфит при кафедре театроведения в ЛГИТМиКе (тогда оно называлось «организация театрального дела», ныне - «менеджмент исполнительских искусств», кафедру возглавляет ректор СПбГАТИ Лев Геннадьевич Сундстрем). Вначале это было методическое объединение, затем лаборатория, а после начали появляться кафедры, и первая - в Киеве. Потом была создана кафедра в Москве, которую возглавляет Юрий Матвеевич Орлов. Это опять-таки советская традиция. Сегодня наша кафедра является одной из ведущих в Университете. Важно отметить, что специалисты-выпускники этой кафедры в первую очередь театроведы (или киноведы), а потом уже организаторы. Обучение идет на стыке специальностей, и если бы они были чистыми менеджерами, то говорить приходилось бы лишь о финансовом направлении.

Д.Х. Какой у вас педагогический состав?

А.Б. Преподают все ведущие руководители театральных и цирковых коллективов и студий. Кроме того, существует два русских курса...

Д.Х. Если можно, о них подробнее.

А.Б. Один из русских курсов ведет Михаил Юрьевич Резникович - генеральный директор и художественный руководитель Театра им. Леси Украинки. Второй ведет великолепный артист этого же театра, выпускник Школы-студии МХАТ, народный артист Украины Николай Николаевич Рушковский. Таким образом, из десяти актерских курсов два русскоязычных. Изначально был только один, но ко мне обратились с письмами руководители Симферопольского, Харьковского, Донецкого и других русских театров, где существует потребность в русскоязычных артистах, и было принято решение о наборе еще одного курса.

Д.Х. Значит ли это, что артисты после выпуска в большинстве своем работают по специальности в украинских театрах?

А.Б. Вообще говоря, трудоустройство - это большая проблема. Думаю, как и в России. Мы готовим студентов из разных регионов, принимаем примерно 30% киевлян, а к выпуску их оказывается уже около 99%. Это связано, конечно, с финансовыми и жилищными возможностями. Из Киева никто не хочет уезжать, точно так же, как никто не хочет уезжать из Москвы и Санкт-Петербурга.

Д.Х. Не секрет, что, например, в Москве многие театры неохотно берут к себе актеров-выпускников, и им приходится работать не по специальности.

А.Б. У нас то же самое. Но если учитывать, что в нашем университете преподают почти все руководители ведущих театров Киева, то около 50% выпускников идут работать в театры своих руководителей. Это и Михаил Юрьевич Резникович, и, увы, покойный Богдан Сильвестрович Ступка, и Станислав Анатольевич Моисеев, и Эдуард Маркович Митницкий, и многие другие. Часть студентов находит работу, а многие готовы даже идти работать официантами, лишь бы не уезжать из Киева.

Д.Х. Очень похоже на нашу ситуацию.

А.Б. А у нас не может быть других проблем, поскольку мы жили в одной большой семье, и проблемы остались одни и те же. Я сам учился в аспирантуре в Санкт-Петербурге, год жил в Москве, занимался вопросами театра, работал в ЦГАЛИ СССР (ныне РГАЛИ - Российский государственный архив литературы и искусства - Д.Х.), останавливался у своих друзей. Это все мои родные места.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.