Актер жизнеутверждающего театра / Андрей Бронников (Севастополь)

Выпуск №3-153/2012, Лица

Актер жизнеутверждающего театра / Андрей Бронников (Севастополь)

Андрей БРОННИКОВ - один из ведущих артистов Севастопольского театра им. А.В. Луначарского, и именно его по праву можно назвать актером Владимира Магара - художественного руководителя, возглавляющего театр с 2000 г. Уместно говорить о том, что этот режиссер создал особый театр - живой и жизнеутверждающий, пульсирующий энергией и юмором. Внешняя выразительность, актерская живописность, пластичность, восприимчивость к режиссерским идеям, умение работать самостоятельно, юмор, высокая скорость переключения реакций - все это позволяет А.Бронникову быть заметным в любой постановке, оставаясь при этом частью ансамбля, целостность которого является отличительной чертой спектаклей В.В.Магара.

За двенадцать лет работы в этом театре актер сыграл более пятидесяти ролей: Казарин в спектакле «Маскерадъ, или Заговор масок» М.Лермонтова, Патрис Бомбель - «Приглашение в замок» Ж.Ануя, Джулиан - «Муж, две жены и убийца за дверью» А.Эйкбурна, Тезей и Медник Рыло в шекспировском «Сне в летнюю ночь», Брэд Винер в комедии «Дорогая Памела, или Как бы нам пришить старушку?!» Дж.Патрика. Он был занят в постановках Григория Лифанова, которые недавно перестали идти: «Осторожно: дети!» М.Горького в роли Кости Зряхова, в чеховском «Иванове» в роли Косых. Сейчас основной его репертуар - это Подколесин в гоголевской «Женитьбе», Бобчинский в спектакле «Городничий», Монтано в недавней премьере «Отелло», Дьявол в «Дон Жуане», Бакин в «Талантах и поклонниках». Эти спектакли поставлены Владимиром Магаром. В «Самоубийце» Н.Эрдмана в постановке Виталия Малахова А.Бронников исполняет роль Аристарха Доминиковича Гранд-Скубика. В последней премьере театра - «Как важно быть серьезным» О.Уайльда (режиссер Е.Журавкин) - Алджернона Монкрифа.

В основном его диапазон - это комедийные и характерные персонажи. В Античном филиале можно увидеть в его исполнении две героические роли - это Одиссей в спектакле «Троянская война окончена!» по пьесам Еврипида «Гекуба» и «Троянки» и Царь Трапезондский в «Отравленной тунике» Н.Гумилева. Роль Одиссея окрашена изрядными комическими, даже буффонными тонами в силу специфики жанра «гомерической трагедии», а свою роль в «Тунике» Андрей называет «исключением». Он говорит о себе: «Я лирический герой, да еще положительный, - это практически две вещи несовместные, так еще с института было».

Осознанное желание стать актером пришло к нему в старших классах школы, когда театральную студию, организованную при городском «Водоканале», возглавил Виктор Оршанский, бывший актер Театра Луначарского, затем ставший во главе Театра на Большой Морской (ТБМ). В буквальном смысле Андрей попал в театр со школьной скамьи и до сих пор с радостью хранит память о работе с В.Оршанским и о первых ролях - прежде всего о Парисе в «Ромео и Джульетте», сыгранном в шестнадцать лет.

Уже в годы учебы веселый нрав и чисто актерская изобретательность выручали его из неприятностей, которые грозили недисциплинированному студенту. Однажды, выдуманная в оправдание очередного прогула хромота помогла ему найти образ героя в пьесе Н.Я.Соловьева «На пороге к делу». Юношеская привычка к озорству и сейчас помогает уже взрослому артисту. Отчасти из-за этого он любит роли в детских спектаклях, которые ставит в зимние каникулы его многолетний друг и партнер Е.Журавкин, как и роли в поставленных им же спектаклях Античного филиала. Может быть, в этом пристрастии проявляется опыт актера ТБМ: за годы работы в нем Андрей сыграл во множестве детских спектаклей. В ТБМ был и «взрослый» репертуар вроде «Человека и Джентльмена», в котором актер исполнял роль дона Альберто.

Андрей Бронников - личность целостная, он добросовестен, творчески жаден, внимателен к режиссерской концепции, ко всему, происходящему на сцене, к тексту, к самой художественной ткани постановки. «Основная актерская вещь - это большой круг внимания ко всему: к партнерам, к декорациям...», - усвоил он со студенческих лет. Это было видно на премьере «Самоубийцы», когда герой Андрея действительно выручал партнеров, обладая большей внимательностью и подвижностью психофизики. Ему свойственна особая мобильность и умение точно найти внутреннюю и внешнюю характерность. Это позволяет играть разные роли в течение ограниченного временного отрезка, как было в «Мещанине во дворянстве», поставленном Ренатой Соти Риади. Тогда, много лет назад, я впервые увидела А.Бронникова на сцене театра в роли... госпожи Журден. Богатство мимики, пластической и интонационной палитры ставили этот персонаж в число лучших образцов исполнения мужчинами женских ролей - вроде «Тетки Чарлея» или «В джазе только девушки». Его высокая фигура в нарядном платье была грациозна, полна достоинства и при этом смешна, а выразительные глаза искрились истинно женским кокетством. В преувеличенно игровой стихии этого спектакля все было немного через край, но так витально и технично, что воспоминания сохранились на многие годы. И совсем иная роль - учителя музыки - была сыграна актером в этой же постановке. Как он отметил впоследствии, ему самому было интересно исполнять две разные роли в этом спектакле-балете, требовавшем определенной не только актерской, но и физической подготовки. «Надо было на каблуках за 20 секунд оказаться в ложе второго яруса», - со смехом вспоминает он появление своей героини по ходу действия в зрительном зале, где он еще успевал раздать автографы и пообщаться с публикой. Но актерская задача в этом спектакле отличалась определенной многослойностью: Андрей Бронников играл мольеровского актера, который, в свою очередь, исполняет роль госпожи Журден. Это требовало особой актерской подвижности, что вообще отличает природу его таланта. Эти способности Андрея используют при вводах на роль: много лет в ТБМ и в Театре Луначарского он является «главным специалистом» по экстренным вводам. Так, в спектакле Г.Лифанова «Любовный хоровод» по А.Шницлеру, где раньше он исполнял роль Солдата, Бронников стал играть Графа, и это совершенно разные персонажи. Основанием для частых вводов А.Бронникова служат и его личностные особенности - умение интенсивно работать, хорошая память, актерская смелость.

Он умеет быть старше и моложе, быть внешне привлекательным (Подколесин) и отталкивающим (Бакин), по-разному носить костюм, ходить, говорить, смеяться. Но это и один герой - внешне выразительный, которого всегда и видно, и слышно. Даже если это не человек, а Дьявол из «Дон Жуана»: стоит только вспомнить сцену приглашения Дон Жуаном статуи, как в памяти возникает гремящее на весь зал раскатистое «Да!» Дьявола и его выразительный хохот.

Речь А.Бронникова - одно из его бесспорных актерских достоинств. Каждое слово неизменно долетает до любого уголка обширного зала и не остается без внимания, что особенно явно видно на примере спектаклей, отличающихся особой «афористичностью», как «Самоубийца» или «Как важно быть серьезным». Особенно выразительна его работа с текстом на Херсонесе, где спектакли проходят в амфитеатре на открытом воздухе. В годы работы в ТБМ он выступал в роли педагога-репетитора по сценической речи, и сейчас начинающие актеры просят его помощи. Сам Андрей рассказывает о годах упорных тренировок над речевым и мышечным аппаратом. Они позволяют актеру на данном этапе «не думать о том, как взять дыхание, сказать громче-тише», музыкально создавать интонационный рисунок речи своих персонажей. Умение двигаться с особой легкостью и танцевать тоже пришло из студенческих лет.

На основной сцене театра Андрей Бронников сейчас занят большей частью в комедийном репертуаре. Даже в чеховском «Иванове» ему досталась роль комического персонажа - Дмитрия Никитича Косых. Она расширена по сравнению с пьесой, хотя построена на своеобразной репризе - проходе пьяненького проигравшегося гостя, рассказывающего всем о своей беде. Но рассказывает он об этом необычайно увлекательно и по-разному, и более всего запоминается его выразительная «севрюга!» в адрес Авдотьи Назаровны.

В первой постановке Г.Лифанова на сцене театра - «Осторожно: дети!» (по пьесе-шутке М.Горького «Встреча») у Андрея было много возможностей для исполнения своего рода лацци, которые и составляли основу этого спектакля с незатейливым сюжетом, державшегося на интересном актерском существовании в выразительно проработанном в музыкально-пластическом контексте. Костя Зряхов, племянник главного героя Мокея Зобнина, в исполнении Андрея Бронникова - розовощекий и щеголеватый парень с копной завитых русых волос, тоненькими закрученными усиками и томным взглядом. На нем галстук-бабочка, белый пиджак, белоснежная рубашка, узкие полосатые брюки, франтоватые сапоги на каблуках. Он претендует на многоопытность и «знание высшего общества». Большое место в спектакле занимает истово репетируемая, а затем произносимая им на встрече князя (вокруг нее строится вся пьеса) речь: «Ваше сиятельство! Все мы тут собрались, простые русские люди...» Она приобретает множество оттенков и смыслов. Безобидный по пьесе спор с Мокеем - бургундское или кагор подали следователю - в спектакле приобретает размах и драматический накал. Повторяя свои реплики по три раза, упрямые и вспыльчивые герои буквально сталкиваются крепкими лбами, и сквозь зубы злобно цедит Мокей: «А ну-ка слова повтори!» В тон, отрывисто и так же сквозь зубы, отвечает Костя: «Ваш-ше сиятельство! Все мы тут собрались, простые (с прорывающейся злобой) русские люди...» Слова заготовленной речи падают как ругательства, в раздражении оба расходятся в стороны. Затем, приступив к князю с устрашающего вида хрустальным бокалом, едва стоящий на ногах Костя заплетающимся языком начинает воспроизводить отрепетированную речь. Не беда, что «предков» он не отличает от «потомков», а князь боится показаться из-за его широкой спины - Костя, абсолютно серьезный и сосредоточенный, упрямо продирается сквозь текст, периодически возвращая на прежнее место своих пытающихся ретироваться слушателей.

Эта роль по силе комического воздействия на зрителя может быть сопоставлена с теми, которые исполняются А.Бронниковым в спектакле Е.Журавкина «Лягушки» в Античном филиале или в сказке «Пираты Карибских гор, или Похитители радуги», где Андрей играл одного из незадачливых пиратов - больших детей - по имени Ага-Ну-Ну. Но, на мой взгляд, лучше всего актеру удаются роли, имеющие ярко выраженную стилевую доминанту, своего рода форму.

При эклектичности, свойственной постановкам В.Магара, их как раз отличает единый постановочный фундамент, и А.Бронников умеет строить на нем и свою актерскую работу.

В «Городничем» этой основой является единообразие и статичность мира чиновников в зеленых мундирах. В противовес им в черных фраках двое - блистательные болтуны Бобчинский и Добчинский (Андрей Бронников и Евгений Чернорай), красивые, светловолосые и дородные, неуловимо схожие между собою и очертанием фигур, и выражением улыбающихся лиц. Предложенное режиссером и подчеркнутое художником внешнее сходство (при совсем разной внешности актеров) усиливается их совместным попаданием в единый тон, мимику и артикуляцию. Совершенная серьезность исполнения, тем не менее, оставляет ощущение легкости. Именно с них начинается мизансцена в духе Сухово-Кобылина, когда сперва двое этих персонажей вместе с теряющимся за их фигурами Гибнером, а затем и все остальные чиновники тянут друг друга за фалды. Атмосферу тревоги создает и взволнованная певучая речь героя А.Бронникова, главного в этой паре.

Парное актерское сосуществование можно отметить и в другой недавней работе актера - в «Отелло». Внешней выразительностью, которая в целом присуща этой постановке, отличается неразлучная пара - подчеркнуто одинаково одетые Монтано (Андрей Бронников) и Матрос (Владимир Крючков). Воинственный нрав Монтано подтверждается черной повязкой на одном глазу и неизменной кожаной перчаткой на одной руке. Единственный яркий глаз, обведенный черным гримом, свирепо вращается, а рука исправно наносит удары. Бой Монтано с Кассио поставлен как гротескная мизансцена и происходит под звуки трио, празднующего победу, из оперы Дж.Верди (в постановке действие происходит в двух ипостасях - драматической и оперной). Стилевая доминанта, бесспорно, является основой этой небольшой, но важной роли.

Более всего такая основа видна в спектакле «Женитьба», не только, по-моему, обеспечивая успех А.Бронникова в роли Подколесина, но и составляя привлекательность этой постановки в целом.

Самый частый партнер А.Бронникова - Е.Журавкин. Актеры делят гримерку и во многом разделяют взгляды друг друга, в первую очередь, в вопросах творчества. Их сценическое взаимодействие всегда удачно: контакт глаз, постоянная настроенность на партнера рождают мгновенную импровизацию, позволяют неизменно держать высокий темп. В спектаклях всегда видно, насколько тесна взаимосвязь персонажей А.Бронникова и Е.Журавкина, понимающих друг друга с «полужеста, полувзгляда»: Казарина и Арбенина или Аристарха Доминиковича Гранд-Скубика и писателя Виктора Викторовича в «Самоубийце». Последних объединяет внутренняя идеологически-организаторская функция, они - как две ипостаси одной маски «интеллигента», но А.Бронников выступает в роли предводителя.

М.Д.Вольпин, как вспоминает В.Смехов, сказал о пьесе: «А все ведь дело в том, что это написано как стихи, таким ритмом и в таком порядке - его пьесы и невозможно играть как бытовые: получается плоско и даже пошло. Если когда-нибудь у кого-то выйдет „Самоубийца", то обязательно будет звучать не бытовая речь, а как будто стихами написанная». Так вышло в спектакле Виталия Малахова, и со сцены доносятся почти, как сказал бы В.Брюсов, «ярко-певучие стихи».

Благодаря безупречности дикции, эмоциональной и интонационной выверенности речи актера длинные пассажи Гранд-Скубика звучат стилистически музыкально. Быстрота его актерской реакции, собранность, внутренняя ритмичность позволяют держать построенные на постоянных каламбурах и комическом несоответствии сцены пьесы, которые требуют умения вовремя услышать реплику партнера и мгновенно ответить. Это особенно касается сцены примерки. Блистательная бурлескность актерской игры делает очевидной всеобщую взаимную глухоту персонажей, напоминающую театр абсурда. В исполнении А.Бронникова особенно весомо поданы метафоры его героя о курице-интеллигенции, «дороге истории» и пр. Гротескная серьезность делает их еще смешнее - Андрей умеет заострять режиссерское решение.

Несколько особняком в диапазоне ролей А.Бронникова, как уже отмечалось, стоит Царь Трапезондский в «Отравленной тунике». В прекрасной истории Н.Гумилева про любовь в отважном, преданном, терпеливом и благородном герое Андрея нет и следа тех мальчишеских дурачеств, которые допустимы в комедиях или детских сказках. Волнообразное движение богатого интонациями голоса скрыто, он звучит строго и нежно, как и подобает любящему царю-воину. Герой Андрея Бронникова проходит через эту драматическую историю, как сквозь целую жизнь - от счастья и гармонии начальных сцен к крушению, моральному и физическому, когда ближе к финалу говорится о самоубийстве этого отважного молодого воина, превзойденного арабским поэтом Имром и в воинских подвигах, и в завоевании сердца византийской принцессы Зои.

Была в его сценической практике и еще одна гумилевская история - «Ангел стаи», сейчас этот спектакль уже не идет на Херсонесе. Это была любимая постановка всех актерских детей, да и не только актерских. Несмотря на свое «взрослое» содержание - о путях христианства, о любви - она привлекала их живописными драками, языческими танцами, костюмами: все «волки», одного из которых играл А.Бронников, были одеты в шкуры и имели дикий и воинственный вид. Особый тон отличал здесь и музыку гумилевских стихов, выкрикиваемых с первобытной яростью...

Необходимо отметить, что работа в Античном филиале имеет свою специфику: спектакли проходят на территории Национального заповедника под открытым небом «Херсонес Таврический», где собирается особый, чаще всего неподготовленный, зритель. Сюда группами приходят дети и туристы, далекие от античных произведений, хотя нередки поклонники Театра Луначарского и античности. Работа «херсонеситов» имеет свои особенности, помимо технических (актеры участвуют также в подготовке и монтировке спектаклей) - при сохранении художественного уровня должна быть достигнута определенная доступность. Также необходимо учитывать и участие зрителей, и влияние окружающей обстановки, погоды и пр. Более отчетливым, интонационно-проработанным должно быть голосоведение, что демонстрирует А.Бронников в роли Трапезондского Царя и в комедиях, а жест - более статуарным, оформленным, как бы укрупненным. Здесь А.Бронников чувствует себя свободно.

В спектаклях для детей, идущих на сцене Театра Луначарского, у актера несколько ролей, интересных внутренней и внешней характерностью. «Если в спектакле для взрослых можно соврать, и зритель не заметит, то в детском нельзя. Можно подурачиться откровенно, и это детей цепляет... Это же прелесть, когда дети плачут и смеются от души!» - говорит Андрей. Больше всего такой возможности предоставляет детям предпоследняя постановка Е.Журавкина - «Тили-тили-тесто, или На войне как на войне». Здесь речь идет о вражде и последующем примирении двух государств - стран Феофании и Дразнилии. Спектакль полон музыкальной эксцентрики, танцев, шуточных боев. Андрей исполняет роль царя Феофана, семейство которого нещадно дразнят противники-дразнилы. Вместе с супругой - царицей Милолицей (Ирина Демидкина) - этот сказочный правитель обитает в изысканно-зеленом ажурном дворце, широкая стеклянная дверь которого приспособлена для того, чтобы через нее можно было пройти в кринолине, а балкончик -чтобы с него рукою в белоснежной кружевной манжете изящно дирижировать старинной скрипичной музыкой. Герой Андрея участвует и в разнообразных танцах. Размахивая кудрявым париком, в финале царь Феофан оказывается повзрослевшим, смешно стриженным рыжим мальчишкой...

Двух непохожих и тоже по-своему острохарактерных королей играет он и в сказке «Ох, уж эти принцессы...». Исполняет небольшую, но яркую роль Бермяты в «Снегурочке» А.Н.Островского и Генерала в «Золушке». Здесь он абсолютно неузнаваем: согбенная, двигающаяся на полусогнутых ногах фигура наводит на мысль о почтенном возрасте и слабом здоровье.

Как-то Андрей сказал, что ему бы хотелось сыграть «Аккомпаниатора» М.Митуа. Он не только готов бесконечно веселиться на сцене, его привлекает и детективное, и драматическое содержание. Артисту подвластен разноплановый репертуар и существование в различающихся режиссерских системах.

В нынешнем году Андрею было присвоено звание «Заслуженный артист Украины».

 

Фото из архива Севастопольского драматического театра и из личного архива автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.